Просмотр содержимого документа
«Проблема выбора професии»
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ.
Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний по тем или иным предметам, но и ориентирование школьников в многообразии современных профессий, помощь в выборе сферы деятельности, определении способностей и талантов, предпочтений и т.д.
На сегодняшний день проблема профориентации становится все более серьезной, так как многие выпускники школ не в состоянии самостоятельно решить, чем бы им хотелось заниматься, в какой сфере они смогут максимально эффективно реализовать свои возможности и способности, достичь хороших результатов.
Довольно трудно из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Велика вероятность ошибок, которые можно разделить на три группы:
Незнание мира профессий.
Незнание себя.
Незнание правил выбора профессий.
Избежать типичных ошибок поможет составление профессионального плана, который можно представить в виде трех составляющих:
- «хочу» - личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности);
- «могу» - проблема человеческих возможностей (физиологических, психических);
- «надо» - потребности рынка труда (пути и средства достижения цели).
Зоной оптимального выбора профессии будет рациональное совмещение образов «хочу» - «могу» - «надо», что обуславливает осознанный выбор профессии.
При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность профориентационной группы.
Наиболее весомое влияние на профессиональную ориентацию учащихся оказывает школа. Поэтому школа ставит перед собой определенные цели и задачи по работе в этом направлении.
Общая цель школы по профориентации учащихся - подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачи школы - это:
- формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);
- изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;
- развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;
- воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;
- формирование профессиональной направленности.
Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентационной работы: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
В нашей школе профориентация ведется в следующих направлениях:
Проведение информационной работы с обучающимися и родителями.
Введен курс «Твоя профессиональная карьера» - 9классы.
Курсы по выбору, элективные курсы.
Постоянно в течение года осуществляется профессиональное информирование школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность) не только в нашем городе, но и за его пределами;
Информацию учащиеся могут получить на элективных курсах, которые ведутся с 9 по 11классы, на классных часах, встречах с представителями учебных заведений и организаций. Учащиеся нашей школы принимали участие в следующих мероприятиях: «Межвузовские парламентские дебаты», Брейн - ринг «Проблемы молодежи», «День Уральского федерального университета в городе Шадринске», «Тюменские студенты школьникам г. Шадринска!» и т.д. Одним из основных мероприятий, где ребята могут получить максимум информации это выставка – ярмарка «Работа есть».
Одни из важных компонентов профориентации являются экскурсии в учебные заведения организации нашего города. В пришлом году наши старшеклассники посетили ШФЭК, Мед. колледж, ПУ – 15, состоялись встречи с выпускником пожарного училища, с представителями ТюмГу, с работником ГИБДД, с работником ШЗОК, с сотрудником МЧС. Экскурсии на предприятия города ФКУ СИЗО-2, УФСИН России Налоговая инспекция «День открытых дверей», ОАО «ШААЗ», Дельта-технология и т.д.
В 9 классах ведется курс «Твоя профессиональная карьера». Данный курс предполагает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах старшей ступени.
Программа профессионального самоопределения составлена на основе программы «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой. Программа построена с учетом информационной нагрузки школьника. Её цель - дать подросткам возможность осознать свои личные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.
В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и обеспечения его полноценного психологического развития.
По окончании 9-го класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу лицей, гимназию, профиль и др.)
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения оценивается по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Элементы содержания курса:
оказание эффективной психолого-педагогической помощи учащимся 9-х классов в профессиональном самоопределении;
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
4. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб, исследовательской и проектной деятельности.
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессий во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}