kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великий, могучий русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методология проведения урока русского языка

«Великий, могучий русский язык»

Изменения в общественной жизни, современном образовании, приоритетах юных граждан диктуют поиск новых форм и методов педагогической работы, чтоб избавиться от  формализма, шаблонности, сделать изучение языка интересным, разнообразным.

  •     В предлагаемой разработке урока представлена методология проведения интегрированного урока.
  • Межпредметная интеграция ( русский язык, литература, факультатив «Людина і Світ професій») представлена на основе материала, посвященного жизни, творчеству, научной деятельности М.В. Ломоносова.
  •  Структура интегрированного урок

Цель урока (по русскому языку):

реализовать выразительные возможности русского языка;

выявить уровень владения учащимися видом речевой деятельности (говорением), оценить словоупотребление с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения, умение правильно выражать свои мысли;

способствовать развитию стратегии речевого поведения, направленной на реализацию личных интересов в выборе профессий.

Цель урока (по литературе):

углубить знания учащихся о жизни, творчестве, научной деятельности М. В. Ломоносова;

формировать умения учащихся делать самостоятельно выводы, логически мыслить;

воспитывать чувство гордости за великого сына России, за его вклад в развитие науки и культуры.

Цель урока(по факультативу «Людина і світ професій»):

представить профессии, востребованные на рынке труда;

выяснить специфику деятельности людей, имеющих данные профессии;

способствовать формированию жизненной активности учащихся.

Тип урока:урок развития устной речи, интегрированный (русский язык, литература, факультатив «Людина і світ професій»)

Форма работы: разножанровые выступления учащихся, ролевые игры, инсценирование, беседа, работа с таблицей.

Опережающие задания: подготовить сообщения о Ломоносове, выяснить требования к речеведческим профессиям.

Оборудование: компьютер, телевизор, репродукции картин, портрет Ломоносова, книжная выставка.

Структура урока

  • Падение культуры молодёжи – тема общественного обсуждения. Наше общество не удовлетворено состоянием культуры наших граждан. Проблема эта актуальна и для нашей школы. В нашей стране, к сожалению, хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью.
  • Речевая культура населения падает, расшатывается понятие языковой нормы; навык устного общения недостаточно развит.
  • Формирование коммуникативного компонента  культуры речи  является необходимостью сегодняшнего дня, т.к. буквально через несколько месяцев вам, выпускникам школы, придётся самостоятельно решать жизненно важные проблемы: доказывать правильность своих убеждений  перед  родителями в выборе профессий, аргументированно, точно, ясно представлять свои знания на выпускных экзаменах, учиться реализовывать свои умственные способности на рынке труда. Поле сегодняшнего урока мы должны:
  • уметь пользоваться языковыми средствами русского языка;
  • развивать коммуникативную компетентность;
  • ценить российское слово.
  • Обратите,пожалуйста,внимание на компоненты качества речи: они непременно станут вашими спутниками.
  • Соблюдение норм литературного языка является необходимостью каждого человека.

IV. Основное содержание урока

Повторив основные требования к речи, мы переходим к основной части нашего урока.

Великий, могучийрусский язык

Выступление оратора

Александр Издаев

Добрый день. Я предлагаю вашему вниманию ораторское выступление о величии могучего русского языка, о его возможностях. Надеюсь, что произнесенная мною речь произведет на вас впечатление. Михаил Ломоносов “Русская грамматика”

Повелитель многих языков, язык российский, не токмообширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим язы?кам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанскимязы?ком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому язы?ку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского язы?ка.

Благодарю за внимание.

Выступления  журналиста

 Здравствуйте, я веду свой репортаж около славяно-греко-латинской академии. Здесь учился Михаил Ломоносов, здесь он прошел первые шаги учения. Здесь он учил латинский язык, политику, риторику и отчасти философию. Учился он с прилежанием, впитывал каждое слово учителей. Как достойного сына российской науки Михаила Ломоносова отправили в Германию, в Марбургский университет, здесь он в совершенстве выучил математику, физику и философию. Это ему принадлежат слова: «Математику уже зато следует учить, что она ум в порядок приводит».

Страсть к изучению государства российского, его природным богатством побудили Михаила Ломоносова отправиться в Сибирь.

В честь Ломоносова названо океанское течение и хребет. Течение Ломоносова находится в Атлантическом океане, а хребет проходит под водой в Северном Ледовитом океане.

За великие заслуги в области науки Михаила Ломоносова избрали в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий.

Народы мира преклоняются перед великими открытиями Ломоносова. В его честь скульпторы и архитекторы соорудили памятные места. (фильм)изнания того, что наша планета имеет свою собственную историю. По Ломоносову химия не только развивается, но и изменяется.

            Ломоносову принадлежат технические работы по созданию  горнорудных дел в России. Это он страстно убеждал русских людей в неисчислимых богатствах нашей страны. Обращаясь в своей знаменитой оде«На день восшествия Елизаветы Петровны на престол»,он призывает ее, чтобы она воззрела «на горы при высоки, поля свои широки».

  • «Где Волга, Днепр, где Обь течет,
  • Богатствах в онах потаенно
  • Наукой будет откровенно».
  • На этом всё.

 

Выступление учителя русского языка ош №36 Ирины Краснухиной

  • Уважаемые учителя! Продолжая выступление моего коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что кажется нам давно уже известным. Я имею ввиду педагогические термины, которые использовал М Ломоносов в своей педагогической практике.
  • Послушайте: вопрос (ученику), вызов(для ответа), объяснения, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть вытвердить, диспут, домашние и школьные упражнения, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать.
  • Прошло 300 лет, а эти термины мы используем и сейчас. И это не удивительно, формы работы выдержали испытание временем.
  • Далее, Ломоносов ввел в обращение понятия класс, урок, классные табели, каждый год, полугодие, перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписание занятий, учебные программы, табель, аттестат.
  • Нельзя не упомянуть термины, которые Ломоносов использовал для обучения методов воспитания: ученый предлагал использовать наблюдения за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвалу и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. Среди методов наказания Ломоносова выделял внушение, выговор, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии.
  • Школоведческие термины, используемые Ломоносовым: университет
  • институт, гимназия, ректор, проректор, вице-президент до сих пор встречаются в уставах университетов и гимназий.
  • И самое главное-это классно-урочная система, внедренная Ломоносов Он впервые предложил установить расписание уроков и планировать уроки на каждые полгода. Более того, он разработал план-схему проведения урока. Эта схема имеет место в наших поурочных планированиях: проведения опроса, проверка домашнего задания, затем "отчетливое" объяснение нового материала. Вовремя его ученики должны все точно записывать. Для контроля за учебной работой гимназистов предлагалось вести месячные табели, в которых следовало отмечать поведение каждого в классах утром и вечером, а также выполнение домашних заданий.
  • Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием учеников. К счастью, данная система не утратила своей значимости и сегодня.
  • Дать максимум знаний ученикам - об этом постоянно думал великий ученый, об этом мы должны помнить вчера, сегодня, завтра
  • Григорова Руслана – выступление актрисы

 

  • Во всём мне хочется дойти
  • до самой сути:
  • В работе, в поисках пути,
  • В сердечной смуте
  • До сущности  прошедших дней,
  • До их причины, до оснований, до корней,
  • До сердцевины.
  • Дойти до всего и во всём!

  • Таково жизненное кредо Пастернака. Творческое кредо актрисы сродни пастернаковскому. Подлинно, искренне изобразить героиню на экране-значит  прожить её жизнь.
  • Повторить жизненный путь Елизаветы Андреевны, жены Ломоносова, значит совершить героический подвиг.
  • Необдуманность совершенных ею поступков можно объяснить только одним- искренней и преданной любовью к Ломоносову.
  • Её не смутило ни то, что Ломоносов, находясь в Марбурге, не имел достаточных средств для своего существования, не говоря уже, о Елизавете, ни то, что она лютеранка по вероисповеданию, а Ломоносов христианин, ни то, что она совершенно не знала жизни русского народа.
  • Более того, кратковременные  встречи с Ломоносовым не только не ослабили их взаимоотношения, а наоборот, их чувства становились с каждым годом всё сильнее и сильнее. Об этом свидетельствует тот факт, что за время их совместной жизни у них было трое детей: Екатерина, которая родилась в Германии, Елена-в России, Иван, к сожалению, не прожив одного месяца, умер в Марбурге. Кстати, о рождении и смерти сына Ломоносов узнал одновременно, когда находился под стражей в петербургской тюрьме.
  • Были такие жизненные ситуации, когда Елизавета не получала писем из России по 2-3 года. Казалось бы, надо было принимать какие - то меры. И Елизавета принимала их вместе с дочерью Екатериной и братом Иоганном она, бросив свою страну, переехала в Россию.
  • Постоянное отсутствие мужа (Ломоносов работал постоянно), краткие семейные вечера- всё это пришлось испытать Елизавете Андреевне.
  • Ломоносов умер в 1765 году, Елизавета спустя год тоже умирает. К сожалению, её место захоронения неизвестно.
  • Сила любви Елизаветы к Михаилу была настолько велика, что вызывала только удивление и восхищение.
  • Пока я вживаюсь в образ моей героини, изучаю её. Возможно, когда-нибудь я сыграю  роль жены Ломоносова. А пока посмотрите кадры из кинофильма «Михаил Ломоносов».

Выступление поэтессы

Ломоносов М. В.

Простой архангельский парнишка,

Такой же, как и вы сейчас.

Крестьянский сын Михайло, Мишка,

Век восемнадцатый потряс!

Да Ломоносов это гений!

Постигший всех наук зерно.

Создатель первых академий,

Пробивший в знания «окно».

Но не простой, счастливой долей,

В Москву пешком пришел юнец.

А лишь трудом своим и волей,

Обрел он жизненный венец!

Заслуг, регалий и почёта,

Достиг он собственным трудом.

Талант плюс тяжкая работа,

Вот – Ломоносова «синдром».

У всех из вас есть искра Божья!

Талант живет в любой судьбе!

Пред жизненной горою, у подножья,

Найдите главное в себе!

Учитесь думать и мечтать!

Стремитесь к знаниям во всем!

И в эти годы начинайте,

Как Ломоносов – жить трудом

Просмотр содержимого документа
«Великий, могучий русский язык»

Макеевская общеобразовательная школа І – ІІI ступеней № 108

















Методология проведения урока русского языка

в 9 классе с украинским языком обучения





Составитель И.В Акиншина



















Макеевка – 2011

Методология проведения урока русского языка

«Великий, могучий русский язык»



I. Изменения в общественной жизни, современном образовании, приоритетах юных граждан диктуют поиск новых форм и методов педагогической работы, чтоб избавиться от формализма, шаблонности, сделать изучение языка интересным, разнообразным.

В предлагаемой разработке урока представлена методология проведения интегрированного урока.

Межпредметная интеграция ( русский язык, литература, факультатив «Людина і Світ професій») представлена на основе материала, посвященного жизни, творчеству, научной деятельности М.В. Ломоносова.

II. Этапы работы по организации интегрированного урока

1. Подготовительный этап: (подбор учителем материала необходимого для интеграции):

- русский язык (требования к устной речи, нормы литературного русского языка).

- литература (сообщения о вкладе М.В Ломоносова в развитие русского языка, литературы, физики, химии, живописи, мозаичного искусства).

- подбор речеведческих профессий, где возможна реализация умений говорить в соответствии с нормами произношения ( диктор, журналист, искусствовед, корректор, учитель, политик, научный сотрудник, актриса, поэтесса).



2. Этап активной совместной работы (привлечения учащихся к продуктивной деятельности):



Учитель



- находит в ученике задатки профессиональной деятельности;



- корректирует материал, речь

учащихся;



- следит за уровнем восприятия речевого продукта;



- вдохновляет на дебютные профессиональные выступления;

Ученик

принимает или отвергает



- если принимает, то изучает требования к профессии;



- ищет материал для обработки;



- работает над языковыми умениями;



- презентует свою работу;



3. Этап дидактического взаимодействия.

4. Итоговый этап : творческие работы учащихся

III. Структура интегрированного урок

1. Мотивация учебной деятельности учеников (сообщение целей и задач по 3 дисциплинам).

2. Проверка домашнего задания (сообщение о культуре речи и нормах произношения).

3. Изучение нового материала и закрепление изученного на данном уроке объединены: представление презентации творческих работ учащимися. (работы делались поэтапно).

Возможен другой вариант: учитель дает полную информацию о работе на уроке, ученики выполняют задания познавательного характера .

4. Закрепление изученного происходит на основе представления творческих работ, сделанных в течение урока.

5. Итоги урока и оценивание проведено по 3 дисциплинам

6. Домашнее задание дается дифференцированно по 3 дисциплинам



IV. Проведение интегрированных уроков способствуют расширению мировоззрения, форматирует логическое мышление, логическую речь

Речевая деятельность

( говорение = говорить = владеть устной речью )



Виды речевой деятельности



1. Выступление = речь

2. Доклад = публичная речь

3. Монолог = речь одного человека

4. Диалог = разговор двух лиц

5. Чтение = речь читателя

6. Ораторство = искусство даром говорить речь

7. Презентация = сжатое представление темы

Коммуникативная компетентность:

· изучить язык и активно им пользоваться

· учиться культуре речевого поведения для реализации деятельной линии



Речь → умение пользоваться → престижность профессий → значимая, успешная личность социума

Тема урока: «Великий, могучий русский язык»



Цель урока (по русскому языку):

реализовать выразительные возможности русского языка;

выявить уровень владения учащимися видом речевой деятельности (говорением), оценить словоупотребление с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения, умение правильно выражать свои мысли;

способствовать развитию стратегии речевого поведения, направленной на реализацию личных интересов в выборе профессий.

Цель урока (по литературе):

углубить знания учащихся о жизни, творчестве, научной деятельности М. В. Ломоносова;

формировать умения учащихся делать самостоятельно выводы, логически мыслить;

воспитывать чувство гордости за великого сына России, за его вклад в развитие науки и культуры.

Цель урока(по факультативу «Людина і світ професій»):

представить профессии, востребованные на рынке труда;

выяснить специфику деятельности людей, имеющих данные профессии;

способствовать формированию жизненной активности учащихся.

Тип урока:урок развития устной речи, интегрированный (русский язык, литература, факультатив «Людина і світ професій»)

Форма работы: разножанровые выступления учащихся, ролевые игры, инсценирование, беседа, работа с таблицей.

Опережающие задания: подготовить сообщения о Ломоносове, выяснить требования к речеведческим профессиям.

Оборудование: компьютер, телевизор, репродукции картин, портрет Ломоносова, книжная выставка.

Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Объявление темы, целей урока

ІІІ. Мотивация учебной деятельности школьников

Падение культуры молодёжи – тема общественного обсуждения. Наше общество не удовлетворено состоянием культуры наших граждан. Проблема эта актуальна и для нашей школы. В нашей стране, к сожалению, хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью.

Речевая культура населения падает, расшатывается понятие языковой нормы; навык устного общения недостаточно развит.





Формирование коммуникативного компонента культуры речи является необходимостью сегодняшнего дня, т.к. буквально через несколько месяцев вам, выпускникам школы, придётся самостоятельно решать жизненно важные проблемы: доказывать правильность своих убеждений перед родителями в выборе профессий, аргументированно, точно, ясно представлять свои знания на выпускных экзаменах, учиться реализовывать свои умственные способности на рынке труда. Поле сегодняшнего урока мы должны:

уметь пользоваться языковыми средствами русского языка;

развивать коммуникативную компетентность;

ценить российское слово.

Обратите,пожалуйста,внимание на компоненты качества речи: они непременно станут вашими спутниками.

Соблюдение норм литературного языка является необходимостью каждого человека.



IV. Основное содержание урока

Повторив основные требования к речи, мы переходим к основной части нашего урока.































На данной схеме представлена тема, показан вид речевой деятельности на уроке – умение владеть нормами современного русского языка, представлен рабочий материал – жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова и, наконец, самое главное – ряд профессий,где коммуникативная компетентность является основным оружием для достижения как профессиональных качеств, так и материальных благ:

Оратор – Александр Издаев

Диктор телевидения – Елизавета Дзюбак

Журналист – Юлия Щербак

Искусствовед – Алексей Светличный

Педагог – Ирина Краснухина

Преподаватель ВУЗа– Роман Золотухин

Научный сотрудник физических наук – Андрей Ушаков

Политик– Роман Мордачев

Корректор газеты “Вечерняя Макеевка” – Анастасия Ложкина

Менеджер – Арсений Сиваков

Актриса – Руслана Григорова

Поэтесса – Анна Новосельская

Ученики, стремящиеся получить достойное образование и профессию, Оксана Панага, Александр Войт

2.Презентации профессий учащимися

Выступление оратора

Александр Издаев

Добрый день. Я предлагаю вашему вниманию ораторское выступление о величии могучего русского языка, о его возможностях. Надеюсь, что произнесенная мною речь произведет на вас впечатление. Михаил Ломоносов “Русская грамматика”

Повелитель многих языков, язык российский, не токмообширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим язы́кам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанскимязы́ком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому язы́ку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского язы́ка.

Благодарю за внимание.

Выступление диктора телевидения

Здравствуйте, информационная служба 9 – А класса представляет новости дня.

В студии Елизавета Дзюбак.

Меня зовут Елизавета Дзюбак. Сегодня я выступаю в роли диктора телевидения. Требования к данной профессии очень высоки, т.к. от умения и профессионализма диктора зависит качественная подача информации. Владение техникой речи, искусством художественного чтения, соблюдение норм современного литературного произношения, этики делового обучения – это то, что должно отличать настоящего диктора.

Итак, вашему вниманию я представляю свое первое дикторское выступление.

19 ноября – знаменательный день в жизни всех жителей планеты.

1711 год подарил миру гениального ученого – мыслителя М. В. Ломоносова.

Ломоносов был одним из создателей химии как науки. Он считал, что уверенность в результатах опытов зависит от работы с чистыми химическими веществами и реактивами.

Создание первой химической лаборатории в России является заслугой великого ученого.

Неоценимой заслугой Ломоносова является создание антропологической лаборатории в России. Изучение проблем Северного Ледовитого и Тихого океанов – сфера деятельности Ломоносова.

Нельзя не упомянуть о такой науке, как геология. В своем труде «Слово о рождении металлов от трясения земли» ученый заложил основы геологической науки. В своем учении о Земле Ломоносов исходил из признания того, что наша планета имеет свою собственную историю. По Ломоносову химия не только развивается, но и изменяется.

Ломоносову принадлежат технические работы по созданию горнорудных дел в России. Это он страстно убеждал русских людей в неисчислимых богатствах нашей страны. Обращаясь в своей знаменитой оде«На день восшествия Елизаветы Петровны на престол»,он призывает ее, чтобы она воззрела «на горы при высоки, поля свои широки».

«Где Волга, Днепр, где Обь течет,

Богатствах в онах потаенно

Наукой будет откровенно».

Химик, астроном, геолог, поэт, великий ученый! Такими великими заслугами мы чтим память М. В. Ломоносова 19 ноября 2011г.

Спасибо за внимание.

С вами была диктор центрального телевидения.

И на этом пока все. Удачи, спасибо за внимание.

Выступления журналиста

Спасибо, Елизавета! Здравствуйте, я веду свой репортаж около славяно-греко-латинской академии. Здесь учился Михаил Ломоносов, здесь он прошел первые шаги учения. Здесь он учил латинский язык, политику, риторику и отчасти философию. Учился он с прилежанием, впитывал каждое слово учителей. Как достойного сына российской науки Михаила Ломоносова отправили в Германию, в Марбургский университет, здесь он в совершенстве выучил математику, физику и философию. Это ему принадлежат слова: «Математику уже зато следует учить, что она ум в порядок приводит».

Страсть к изучению государства российского, его природным богатством побудили Михаила Ломоносова отправиться в Сибирь.

В честь Ломоносова названо океанское течение и хребет. Течение Ломоносова находится в Атлантическом океане, а хребет проходит под водой в Северном Ледовитом океане.

За великие заслуги в области науки Михаила Ломоносова избрали в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий.

Народы мира преклоняются перед великими открытиями Ломоносова. В его честь скульпторы и архитекторы соорудили памятные места. (фильм)

На этом всё.





Выступление искусствоведа

Алексей Светличный

Добрый день дамы и господа. Сегодня я представляю профессию искусствоведа,

которая не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы «Работники культуры, кино и театра». Ведь искусствовед должен иметь профессиональные знания в области истории, и знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. Я предлагаю вашему вниманию картинуизвестного русского художника Николая Ивановича Кислякова «Юноша Ломоносов на пути в Москву». Тематика картин не случайна. Дело в том, что сам Кисляков, как и Михаил Васильевич Ломоносов, горели огромным желанием научиться многим ремеслам. Кисляков стремился овладеть языком изобразительного искусства. Учился он отлично. А выбирая тему диплома, замахнулся сразу на большую серьёзную работу о Ломоносове. Чтобы войти в образ, он отправился зимой с обозом тем же путем, каким шёл в Москву его именитый земляк. Картина «Юноша Ломоносов на пути в Москву» принесла Н.И. Кислякову широкую известность, он был удостоен личной благодарностью президента Академии наук СССР Вавилова. Картину тут же приобрел музей М.В. Ломоносова в Ленинграде. Её автор был принят в союз художников СССР.

Чествуя 300-летие со дня рождения великого Ломоносова, я в очередной раз убеждаюсь в его гениальности и мастерстве. Перед нами полотно Алексея Даниловича Кившенко, написанное в 1985году. Ломоносов демонстрирует Екатерине ІІ мозаику собственного изготовления. «Санкт-Петербургские ведомости» в 1764 напишут о том, как сама императрица посетила Ломоносова: «Чем подать благоволила новое Высочайшее уверение оистинномлюблении и попечении своем о науках художествах в отечестве».

Его мозаики очень красивы и профессиональны…

Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I, набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». В 1757 году М. В. Ломоносов представят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь — «выложить мозаичными картинами». В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Якоба Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд».

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину. Был нанят «хороший городской живописец  Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений»- так характеризует «членов исполнительской группы» Штелин. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию».Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в том же году в мастерскую на Мойке австрийского посола для осмотра «Полтавской баталии», М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить

Выступление учителя русского языка ош №36 Ирины Краснухиной

Уважаемые учителя! Продолжая выступление моего коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что кажется нам давно уже известным. Я имею ввиду педагогические термины, которые использовал М Ломоносов в своей педагогической практике.

Послушайте: вопрос (ученику), вызов(для ответа), объяснения, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть вытвердить, диспут, домашние и школьные упражнения, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать.

Прошло 300 лет, а эти термины мы используем и сейчас. И это не удивительно, формы работы выдержали испытание временем.

Далее, Ломоносов ввел в обращение понятия класс, урок, классные табели, каждый год, полугодие, перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписание занятий, учебные программы, табель, аттестат.

Нельзя не упомянуть термины, которые Ломоносов использовал для обучения методов воспитания: ученый предлагал использовать наблюдения за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвалу и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. Среди методов наказания Ломоносова выделял внушение, выговор, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии.

Школоведческие термины, используемые Ломоносовым: университет

институт, гимназия, ректор, проректор, вице-президент до сих пор встречаются в уставах университетов и гимназий.

И самое главное-это классно-урочная система, внедренная Ломоносов Он впервые предложил установить расписание уроков и планировать уроки на каждые полгода. Более того, он разработал план-схему проведения урока. Эта схема имеет место в наших поурочных планированиях: проведения опроса, проверка домашнего задания, затем "отчетливое" объяснение нового материала. Вовремя его ученики должны все точно записывать. Для контроля за учебной работой гимназистов предлагалось вести месячные табели, в которых следовало отмечать поведение каждого в классах утром и вечером, а также выполнение домашних заданий.

Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием учеников. К счастью, данная система не утратила своей значимости и сегодня.

Дать максимум знаний ученикам - об этом постоянно думал великий ученый, об этом мы должны помнить вчера, сегодня, завтра.

И в заключении я хотела бы прочитать отрывок из оды Ломоносова

О, ваши дни благословенны

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Украинская земля рождать!



Роман Золотухин

Выступление преподавателя ВУЗа

Добрый день!

Меня зовут Роман Золотухин. Я представляю кафедру гуманитарных наук, факультет «Русская филология».

В своем выступлении я расскажу о вкладе М. В. Ломоносова в развитие русского языка и литературы



Занимаясь лингвистикой, М. В. Ломоносов разработал первую научную грамматику русского языка – «Российскую грамматику»



Ломоносову принадлежит учение о «трех штилях»



По его мнению, в российском языке есть три рода слов. К первой группе слов Ломоносов относит общие для славянского и русского языков слова: рука.



Ко второй группе слов он отнёс славянские слова, которые употребляются редко, но понятны грамотному человеку: отверзаю, господень.



К третьей группе слов Ломоносов отнес чисто русские слова: говорю, ручей.



Слова первой и второй группы ломоносов отнёс к высокому стилю. Ими писались оды.поэмы.



Слова первой и второй группы Ломоносов отнес к среднему стилю, этим стилем писались трагедии, сатира, письма.



Низким стилем Ломоносов предлагал писать комедии, песни.



Великий учёный земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не сможет обходиться.



Нельзя не отметить вклад Ломоносова в русскую поэзию.

До Ломоносова господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке определенное количество слов, но ударение было беспорядочным. Ломоносов утвердил силлабо – тоническое стихосложение, где чередуются ударные и безударные слоги.



Так появились двусложные размеры стиха: ямб и хорей и трёхсложные: дактиль, анапест, амфибрахий





Литературная деятельность Ломоносова сыграла первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.



Ушаков Владимир

Выступление научного сотрудника физических наук

















Роман Мордачев

Выступление народного депутата

Добрый день!

Я, Мордачев Роман Сергеевич, народный депутат Донецкого городского совета, представляющий территориальную громаду города Донецка и осуществляющий от ее имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и Законом Украины. Хочу обратить ваше внимание на то, почему и для чего я здесь сегодня.

В Донецке в 1950-1960 годах на улице Артема, напротив входа в третий учебный корпус ДПИ, стоял памятник великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. Михаил Васильевич не имел никакого, даже отдаленного, отношения к донецкому политехническому ВУЗу. Увековечили память о выдающемся человеке именно возле учебного корпуса не просто так. Для студентов, каждый день проходящих мимо памятника и спешащих на занятия, Ломоносов должен был служить стимулом к усердному труду на ниве науки. Куда исчез памятник тоже неясно. Скорее всего, как и многие памятники тех времен, он был серийным и выполнен из недолговечных материалов. Со временем пришел в негодность и разрушился. А устанавливать новый не захотели. Вот поэтому я хочу поднять вопрос о восстановлении памятника и открытия университета, носившего имя Ломоносова.

Сейчас молодежи очень тяжело обучаться на платной основе. Цены очень высоки, поэтому хочется, чтобы новый университет имел больше бюджетных мест. В университете можно было бы открыть больше факультетов химического и фармацевтического направлений. В наше время развиваются болезни, о которых человечество еще не знает, а университет помог бы нам подготовить студентов к новым научным открытиям в области медицины, которые может быть спасли бы человечество в будущем. Я буду стараться работать над проблемой открытия университета. Я очень хочу, чтобы это все произошло не в конце столетия, а в ближайшие 5 лет. По –моему- это отличный шанс Украине выйти из финансового и исторического тупика. А главным статусом нового ВУЗа, я хочу чтобы было, в первую очередь, сохранение лучших образовательных традиций: профессиональности, компетенции, научности, интеллигентности своих выпускников, внедрение системы компетенций как основы подготовки конкурентоспособных специалистов не только в Украине, но и зарубежом.

Я хочу, чтобы этот университет и этот памятник стали реликвиями образованности и научности в городе Донецке.

Спасибо за внимание!



Анастасия Ложкина

Выступление корректора

Добрый день уважаемые учителя, воспитанники школы. Меня зовут Анастасия Ложкина. Я - работник редакции газеты "Вечерняя Макеевка". Исправление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок - суть моей работы. Знание грамматики и стилистики русского и украинского языков - моё главное оружие в борьбе с безграмотностью. Еще М. В. Ломоносов писал: " Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может".

К сожалению, речь письменная и устная жителей города оставляет желать лучшего. Нельзя, живя на Украине, говорить украинский ( украинский ), каталог ( каталог ), травяной шампунь ( травяная ), черный кофе (черное ).

Руководствуясь своими обязанностями, я предлагаю вам принять участие в небольшом орфоэпическом конкурсе. Определите произношение слов, написанных на листе. В конкурсе могут принять участие как ученики, так и гости урока.

Украина, кухонный, торты, крапива, цепочка, красивее, сливовый, поняла, цыган, фарфор, щавель, облегчит.

Наше маленькое упражнение по орфографии (орфоэпии) в очередной раз показывает, что нормы произношения слов должны иметь четкие границы. Грамотная речь, культура речи, дискуссия, интонация - это то, что нам выпускникам школы необходимо для того, чтобы мы зарекомендовали себя на рынке труда как грамотные специалисты своего дела. Об этом постоянно говорил Михаил Васильевич Ломоносов.

Григорова Руслана – выступление актрисы





Во всём мне хочется дойти

до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте

До сущности прошедших дней,

До их причины, до оснований, до корней,

До сердцевины.

Дойти до всего и во всём!



Таково жизненное кредо Пастернака. Творческое кредо актрисы сродни пастернаковскому. Подлинно, искренне изобразить героиню на экране-значит прожить её жизнь.

Повторить жизненный путь Елизаветы Андреевны, жены Ломоносова, значит совершить героический подвиг.

Необдуманность совершенных ею поступков можно объяснить только одним- искренней и преданной любовью к Ломоносову.

Её не смутило ни то, что Ломоносов, находясь в Марбурге, не имел достаточных средств для своего существования, не говоря уже, о Елизавете, ни то, что она лютеранка по вероисповеданию, а Ломоносов христианин, ни то, что она совершенно не знала жизни русского народа.

Более того, кратковременные встречи с Ломоносовым не только не ослабили их взаимоотношения, а наоборот, их чувства становились с каждым годом всё сильнее и сильнее. Об этом свидетельствует тот факт, что за время их совместной жизни у них было трое детей: Екатерина, которая родилась в Германии, Елена-в России, Иван, к сожалению, не прожив одного месяца, умер в Марбурге. Кстати, о рождении и смерти сына Ломоносов узнал одновременно, когда находился под стражей в петербургской тюрьме.

Были такие жизненные ситуации, когда Елизавета не получала писем из России по 2-3 года. Казалось бы, надо было принимать какие - то меры. И Елизавета принимала их вместе с дочерью Екатериной и братом Иоганном она, бросив свою страну, переехала в Россию.

Постоянное отсутствие мужа (Ломоносов работал постоянно), краткие семейные вечера- всё это пришлось испытать Елизавете Андреевне.

Ломоносов умер в 1765 году, Елизавета спустя год тоже умирает. К сожалению, её место захоронения неизвестно.

Сила любви Елизаветы к Михаилу была настолько велика, что вызывала только удивление и восхищение.

Пока я вживаюсь в образ моей героини, изучаю её. Возможно, когда-нибудь я сыграю роль жены Ломоносова. А пока посмотрите кадры из кинофильма «Михаил Ломоносов».



Новосельская Анна

Выступление поэтессы







Ломоносов М. В.

Простой архангельский парнишка,

Такой же, как и вы сейчас.

Крестьянский сын Михайло, Мишка,

Век восемнадцатый потряс!

Да Ломоносов это гений!

Постигший всех наук зерно.

Создатель первых академий,

Пробивший в знания «окно».

Но не простой, счастливой долей,

В Москву пешком пришел юнец.

А лишь трудом своим и волей,

Обрел он жизненный венец!

Заслуг, регалий и почёта,

Достиг он собственным трудом.

Талант плюс тяжкая работа,

Вот – Ломоносова «синдром».

У всех из вас есть искра Божья!

Талант живет в любой судьбе!

Пред жизненной горою, у подножья,

Найдите главное в себе!

Учитесь думать и мечтать!

Стремитесь к знаниям во всем!

И в эти годы начинайте,

Как Ломоносов – жить трудом

Выступление выпускников

ОШ №108

Войта Александра и Панаги Оксаны















Войт

Через несколько месяцев мы покинем стены нашей школы.

Панага

К сожалению, мы не так усердно и с прилежанием относились к обучению в школе.

Войт

Одно становится для нас явным и очевидным – нам необходимо будет выбрать профессию в жизни.

Панага

Какую бы мы профессию не выбрали, ясно одно, нам необходимо владеть нормами литературного русского языка.

Войт

Я согласен с тобой, Оксана: от того, как мы напишем грамотно резюме, составим автобиографию, пройдем собеседование при поступлении - во многом зависит наше будущее.

Панага

Мы предлагаем вашему вниманию несколько афоризмов, написанных Ломоносовым, которые мы с Александром постараемся взять в свой трудовой путь.

Войт

Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Панага

Ошибки замечать немного стоит, дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку.

Войт

И в заключении о могуществе русского языка.

Язык, который Российская держава великой части света повелевает по могуществу, имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает…

Панага

…и для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

V. Рефлексия учителем действий учеников (схема )

Речевая деятельнность

VI. Рефлексия учениками своей деятельности на уроке.

  • Что нового я узнал?

  • Какое открытие я сделал для себя на уроке?

  • Что для меня было интересным на уроке?

  • Что я ощутил во время урока?

VII. Домашнее задание

Написать сочинение – размышление на одну из предложенных тем (по русскому языку)

  1. Быть счастливым - найти свое назначение.

  2. Моя будущая профессия.

  3. Если вы умело выберете профессию, вложите в нее всю свою душу, счастье само найдет вас.

Составить устное высказывание на тему: «Ломоносовы XXвека» (по литературе)

Составить алгоритм требований к речеведческимпрофессиям (по факультативу «Людина і світ професій»)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Великий, могучий русский язык

Автор: Акиншина Ираида Васильевна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 310049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока-игры "Великий, могучий,русский язык" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-ighry-vielikii-moghuchii-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "157256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421576799"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока-игры "Великий, могучий русский язык" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ighry-vielikii-moghuchii-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "157260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421577285"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка сценария КВН «Великий могучий русский язык»"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_stsenariia_kvn_velikii_moguchii_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "497683"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548781135"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Игра "Великий и могучий русский язык" "
    ["seo_title"] => string(40) "ighra-vielikii-i-moghuchii-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "127786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415375279"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конкурс  знатоков русского языка, посвященный Дню языков народов Казахстана."
    ["seo_title"] => string(83) "konkurs-znatokov-russkogho-iazyka-posviashchiennyi-dniu-iazykov-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "269733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450893900"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства