kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Принципы и закономерности воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы и закономерности воспитания

Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание в узком социальном смысле

Воспитание в педагогическом значении

 совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

 специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

 процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

 В широком  социальном  смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества

 Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты  рассматривается как воспитание  в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное)

 Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира









 

      Понятия «воспитание» в широком  социальном  смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

  • воспитание появилось  с момента зарождения общества  и будет существовать пока существует общество;
  • воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;
  • воспитание -  вечная общечеловеческая категория;
  • воспитание – категория социальная, свойственная людям;
  • воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;
  • воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

   Вместе   с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет  и собственные отличительные признаки:

  • воспитание в широком  социальном  смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;
  • воспитание  в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;

 Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм  и ценностей отожествляется с социализацией.

 В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но  может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.

Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: - Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай». Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание  и  между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится. Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.  

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе. В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность. В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

  • целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;
  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя,  осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям.  Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Принципы и закономерности воспитания»

Принципы и закономерности воспитания



Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание в узком социальном смысле

Воспитание в педагогическом значении

 совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

 специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

 процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

 В широком социальном смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества

 Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты рассматривается как воспитание в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное)

 Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира










 


Понятия «воспитание» в широком социальном смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

  • воспитание появилось с момента зарождения общества и будет существовать пока существует общество;

  • воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;

  • воспитание - вечная общечеловеческая категория;

  • воспитание – категория социальная, свойственная людям;

  • воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;

  • воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

Вместе с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет и собственные отличительные признаки:

  • воспитание в широком социальном смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;

  • воспитание в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;

  • воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;


 Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм и ценностей отожествляется с социализацией.

В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.



Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: - Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай». Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание и между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится. Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.


Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.


Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе. В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность. В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

  • целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;

  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя, осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям. Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Принципы и закономерности воспитания

Автор: Сапронова Жанна Ивановна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация на тему "Принципы и закономерности воспитания ""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiianatiemuprintsipyizakonomiernostivospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "290261"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454936255"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Лекция на тему " Принципы физического воспитания" "
    ["seo_title"] => string(55) "liektsiia-na-tiemu-printsipy-fizichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "219355"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434124891"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад , тема " Организация воспитательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-tiema-orghanizatsiia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "147394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419368165"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitaniie-lichnosti-shkol-nika-vazhnieishieie-usloviie-optimizatsii-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "125993"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415104700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства