kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»

 

     Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу,  которому, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

  •  общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • единство воспитательных воздействий;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация  воспитания;
  • личностный подход;

      Мне, как социальному педагогу хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующих принципах:

 1.Опора на положительное.

Если в своем ученике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы учителям можно встретить в старинных педагогических ру­ководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя  их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Чтобы деятельность педагога была успешной, приноси­ла быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

 В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба педагога с учеником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересо­ванное участие педагога в судьбе ученика дают поло­жительные результаты.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы учеников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае - задача учителя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относится жизнедеятельность учеников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (вы­ражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении.               

 2.Гуманизация воспитания

  • гуманного отношения к личности ученика;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления ученику посильных и разумно сформулированных тре­бований;
  • уважения к позиции ученика даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели­гиозным и др.).

 

  3.Единство воспитательных воздействий

Правила реализации принципа помогают педагогам ох­ватить все стороны воспитательного взаимодействия.

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга­низаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих много­образных влияний немалая роль принадлежит классному кол­лективу и личности педагога, однако учитель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воз­действия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от учителя, были едиными и не противоречили одно другому.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители зна­ют значительно лучше учителей, никакими другими педа­гогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

3. Педагог должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда педагоги не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к тре­бованиям учителей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

5. Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеурочное время. Систематичность процесса воспитания обес­печивается соблюдением преемственности и последователь­ности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспита­тели следят за соблюдением этого требования в семье, кон­сультируя родителей.

6. Способ достижения единства воспитательных воздейст­вий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему педагоги, класс­ные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к вос­питанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

4.Личностный подход

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха­рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос­ледние выражают очень важные для воспитания характерис­тики — направленность личности, ее ценностные ориента­ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя­тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли­рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до­статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз­ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы педагог:

  • постоянно изучал и хорошо знал индиви­дуальные особенности темперамента, черты характера, взгля­ды, вкусы, привычки своих учеников;
  • умел диагнос­тировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  • постоянно привлекал каждого воспитанника к по­сильной для него и все усложняющейся по трудности воспита­тельной деятельности, обеспечивающей прогрессивное разви­тие личности;
  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • максимально опирался на соб­ственную активность личности;
  •  сочетал воспитание с само­воспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  •  развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколь­ко умело организовывал и направлял ведущую к успеху дея­тельность.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей приобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности, ближайшие пер­спективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авто­ритету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, при­учать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в об­ществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы пе­дагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответствен­ности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возмож­ностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за умень­шения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен­та, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школь­ников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опере­жением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или,  намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу достигнутым.

Особенно внимательно учителя следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индиви­дуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нель­зя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик  помогал учителю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Таким образом, для достижения главного результата воспитательного процесса – формирования гармонично развитой, общественно активной личности, педагог должен на ряду  с множеством существующих систем воспитания основное внимание уделять реализации принципов современных отечественных систем воспитания : гуманизации, личностного подхода, опоры на положительное, единству воспитательных воздействий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса »

Выступление на методическом объединении классных руководителей.

Социальный педагог Н. А.Ефремова



Тема: «Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»



Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, которому, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;

  • связь воспитания с жизнью, трудом ;

  • единство воспитательных воздействий ;

  • опора на положительное в воспитании;

  • гуманизация воспитания;

  • личностный подход;

Мне, как социальному педагогу хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующих принципах :

1.Опора на положительное

Если в своем ученике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы учителям можно встретить в старинных педагогических ру­ководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными( неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше поло­жительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность педагога была успешной, приноси­ла быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба педагога с учеником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересо­ванное участие педагога в судьбе ученика дают поло­жительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот - выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуж­дать и исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы учеников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае - задача учителя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относится жизнедеятельность учеников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (вы­ражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благо­приятного воздействия.

2.Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гумани­зации. Он требует:

  • гуманного отношения к личности ученика;

  • уважения его прав и свобод;

  • предъявления ученику посильных и разумно сформулированных тре­бований;

  • уважения к позиции ученика даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

  • уважения права человека быть самим собой;

  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

  • ненасильственного формирования требуемых качеств;

  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели­гиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в учениках независимых, а не рабски покорных ему людей, учитель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.



3.Единство воспитательных воздействий

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Ученик при этом, испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают педагогам ох­ватить все стороны воспитательного взаимодействия.

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга­низаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих много­образных влияний немалая роль принадлежит классному кол­лективу и личности педагога, однако учитель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воз­действия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от учителя, были едиными и не противоречили одно другому.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители зна­ют значительно лучше учителей, никакими другими педа­гогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого доку­мента позволяет эффективно координировать усилия родите­лей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютер­ные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.

3. Педагог должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда педагоги не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к тре­бованиям учителей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

5. Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеурочное время. Систематичность процесса воспитания обес­печивается соблюдением преемственности и последователь­ности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспита­тели следят за соблюдением этого требования в семье, кон­сультируя родителей.

7. Способ достижения единства воспитательных воздейст­вий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему педагоги, класс­ные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к вос­питанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

4.Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна­чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи­танников и осуществления воспитания на основе индивиду­ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха­рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос­ледние выражают очень важные для воспитания характерис­тики — направленность личности, ее ценностные ориента­ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя­тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли­рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до­статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз­ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы педагог:

  • постоянно изучал и хорошо знал индиви­дуальные особенности темперамента, черты характера, взгля­ды, вкусы, привычки своих учеников;

  • умел диагнос­тировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

  • постоянно привлекал каждого воспитанника к по­сильной для него и все усложняющейся по трудности воспита­тельной деятельности, обеспечивающей прогрессивное разви­тие личности;

  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

  • максимально опирался на соб­ственную активность личности;

  • сочетал воспитание с само­воспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

  • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколь­ко умело организовывал и направлял ведущую к успеху дея­тельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обя­зывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей приобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности, ближайшие пер­спективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авто­ритету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, при­учать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в об­ществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы пе­дагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответствен­ности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возмож­ностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за умень­шения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен­та, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школь­ников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опере­жением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу достигнутым.

Особенно внимательно учителя следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индиви­дуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нель­зя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик помогал учителю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Таким образом, для достижения главного результата воспитательного процесса – формирования гармонично развитой, общественно активной личности, педагог должен на ряду с множеством существующих систем воспитания основное внимание уделять реализации принципов современных отечественных систем воспитания : гуманизации, личностного подхода, опоры на положительное, единству воспитательных воздействий.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ефремова Нателла Анатольевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера "
    ["seo_title"] => string(75) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-usloviiakh-krainiegho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "170289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423533880"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте" "
    ["seo_title"] => string(98) "voprosy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-fiedieral-nom-ghosudarstviennom-obrazovatiel-nom-standartie"
    ["file_id"] => string(6) "224020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438334118"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Мастер класс по теме: "Технология сотрудничества на уроках английского языка". "
    ["seo_title"] => string(87) "mastier-klass-po-tiemie-tiekhnologhiia-sotrudnichiestva-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "105921"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402924500"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства