Доклад , тема " Организация воспитательного процесса"
Доклад , тема " Организация воспитательного процесса"
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.
Цель воспитания — заранее определяемые, прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в личном развитии и формировании.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель выражает общую устремленность воспитания.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Цель воспитания объективно характеризуется социальной обусловленностью.
Как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи.
Идеальная цель воспитания — всесторонне развитая гармоническая личность. С точки зрения задач образование имеет два значения:
• подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;
• гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единств рационально-логического и эмоционально-психологическое компонентов его мировоззрения.
Реальная цель воспитания — такая цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели изменяются в зависимости от целого ряда условий.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы:
• способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности,
•формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи воспитания младших школьников
Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п.
Физическое воспитание — узконаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.
Нравственное воспитание — процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Эстетическое воспитание — один из видов воспитания личности, цель которого — формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.
Современные условия выдвигают новые задачи экономического, экологического, правового воспитания младших школьников:
Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода, который обеспечивает единство всех сторон воспитания.
Особенности процесса воспитания
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Закономерности воспитания — связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.
Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.
Научно обоснованное построение воспитательного процесса требует глубокого проникновения в его закономерности, которые выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определенное развитие явлений.
В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития;
Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов:
• воспитание в процессе труда и повседневной жизни;
• воспитание в коллективе и через коллектив;
• субъектный характер воспитательных взаимоотношений;
• опора на положительное в личности и коллективе;
• активность, системность и конкретность воспитательных мер;
• сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
• единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.
При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы:
• правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;
• активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;
• обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;
• стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности;
• учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей;
• обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражнения (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др.
Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В настоящее время в нашем обществе взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
Модель содержания воспитания по И.П. Подласому: хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Задачи правового воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практической методики.
Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад , тема " Организация воспитательного процесса" »
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.
Цель воспитания — заранее определяемые, прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в личном развитии и формировании.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель выражает общую устремленность воспитания.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Цель воспитания объективно характеризуется социальной обусловленностью.
Как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи.
Идеальная цель воспитания — всесторонне развитая гармоническая личность. С точки зрения задач образование имеет два значения:
• подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;
• гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единств рационально-логического и эмоционально-психологическое компонентов его мировоззрения.
Реальная цель воспитания — такая цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели изменяются в зависимости от целого ряда условий.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы:
• способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности,
•формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи воспитания младших школьников
Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п.
Физическое воспитание — узконаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.
Нравственное воспитание — процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Эстетическое воспитание — один из видов воспитания личности, цель которого — формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.
Современные условия выдвигают новые задачи экономического, экологического, правового воспитания младших школьников:
• экономическое воспитание — формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей;
• экологическое воспитание — формирование заботливого отношения к окружающей среде;
• правовое воспитание — формирование основ правового сознания и поведения юного гражданина.
Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода, который обеспечивает единство всех сторон воспитания.
В практике воспитания в школе и семье все эти составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
Особенности процесса воспитания
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
И.П. Подласый выделяет следующие особенности воспитательного процесса:
• это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс;
• многофакторный. В этом процессе проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания;
• деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
• результаты воспитательного процесса не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности;
• он очень динамичен, подвижен и изменчив;
• это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
• процесс отличается комплексностью, что в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности;
• воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов;
• процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Закономерности воспитания — связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.
Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.
Научно обоснованное построение воспитательного процесса требует глубокого проникновения в его закономерности, которые выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определенное развитие явлений.
В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития;
Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрирован и обобщен многолетний опыт воспитания.
Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание требований принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания.
Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса.
В системе основных принципов воспитания целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организацию, руководство воспитанием:
• группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос, что делать в воспитательной работе;
• организационные принципы — как, каким образом осуществляется воспитание;
• принципы руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса.
Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя к воспитанию. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, и реализуются в процессе их практического применения. Соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению воспитательных задач. Нельзя в одних случаях поступать в соответствии с требованиями принципов, а в других — вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко и разрушает весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к воспитанию.
Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов:
• воспитание в процессе труда и повседневной жизни;
• воспитание в коллективе и через коллектив;
• субъектный характер воспитательных взаимоотношений;
• опора на положительное в личности и коллективе;
• активность, системность и конкретность воспитательных мер;
• сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
• единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.
При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы:
• правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;
• активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;
• обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;
• стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности;
• учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей;
• обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражнения (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др.
Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В настоящее время в нашем обществе взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
Модель содержания воспитания по И.П. Подласому: хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Основной элемент гражданственности - нравственная и правовая культура, выражающаяся
• в чувстве собственного достоинства,
• внутренней свободе личности,
• дисциплинированности,
• в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти,
• способности выполнять свои обязанности,
• гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке
• нравственных идеалов общества,
• чувства любви к Родине,
• стремления к миру,
• потребности в труде на благо общества.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе:
• включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей родины;
• воспитания бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;
• любви к малой родине, к своим родным местам;
• готовности к защите родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности. Развитию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным.
Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Задачи правового воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практической методики.
Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания.