kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад , тема " Организация воспитательного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ление целей воспитания.

Цель воспитания — заранее определяемые, прогнозируемые ре­зультаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в личном развитии и формировании.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

 Цель выражает общую устремленность воспитания.

В современном мире существует многообразие целей воспита­ния и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Цель воспитания объективно характеризуется социальной обу­словленностью.

Как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи.

Идеальная цель воспитания — всесторонне развитая гармоническая личность. С точки зрения задач образование имеет два значения:

• подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

• гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индиви­да, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единств рационально-логического  и  эмоционально-психологическое компонентов его мировоззрения.

Реальная цель воспитания — такая цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы:

• способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности,

•формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуаль­ности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Задачи воспитания младших школьников

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах по­знания и т.п.

Физическое воспитание — узконаправленная, четко организо­ванная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической куль­турой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

Нравственное воспитание — процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

 Эстетическое воспитание — один из видов воспитания личности, цель которого — формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

Современные условия выдвигают новые задачи экономического, экологического, правового воспитания младших школьников:

Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода, который обеспечивает единство всех сторон воспитания.

                                             Особенности процесса воспитания

  В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

 Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитания — связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.

Научно обоснованное построение воспитательного процесса требует глубокого проникновения в его закономерности, которые выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, обусловли­вающей определенное развитие явлений.

В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития;

Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов:

•  воспитание в процессе труда и повседневной жизни;

•  воспитание в коллективе и через коллектив;

• субъектный характер воспитательных взаимоотношений;

•  опора на положительное в личности и коллективе;

•  активность, системность и конкретность воспитательных мер;

• сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

• единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.

 При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы:

• правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;

• активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;

•  обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;

•  позитивно-мотивационная    направленность    управленческо-воспитательного воздействия;

•  стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности;

•  учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей;

• обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражнения (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др.

 Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведе­ния, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В настоящее время в нашем обществе взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

  Модель содержания воспитания по И.П. Подласому: хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Задачи правового воспитания   требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практической методики.

Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад , тема " Организация воспитательного процесса" »

Важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ление целей воспитания.

Цель воспитания — заранее определяемые, прогнозируемые ре­зультаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в личном развитии и формировании.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель выражает общую устремленность воспитания.

В современном мире существует многообразие целей воспита­ния и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Цель воспитания объективно характеризуется социальной обу­словленностью.

Как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи.

Идеальная цель воспитания — всесторонне развитая гармоническая личность. С точки зрения задач образование имеет два значения:

• подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

• гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индиви­да, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единств рационально-логического и эмоционально-психологическое компонентов его мировоззрения.

Реальная цель воспитания — такая цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы:

• способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности,

•формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуаль­ности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Задачи воспитания младших школьников

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах по­знания и т.п.

Физическое воспитание — узконаправленная, четко организо­ванная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической куль­турой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

Нравственное воспитание — процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Эстетическое воспитание — один из видов воспитания личности, цель которого — формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

Современные условия выдвигают новые задачи экономического, экологического, правового воспитания младших школьников:

экономическое воспитание — формирование разумных потреб­ностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей;

экологическое воспитание — формирование заботливого отно­шения к окружающей среде;

правовое воспитание — формирование основ правового созна­ния и поведения юного гражданина.

Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода, который обеспечивает единство всех сторон воспитания.

В практике воспитания в школе и семье все эти составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Особенности процесса воспитания

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

И.П. Подласый выделяет следующие особенности воспитательного процесса:

• это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс;

• многофакторный. В этом процессе проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания;

• деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

• результаты воспитательного процесса не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности;

• он очень динамичен, подвижен и изменчив;

• это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;

• процесс отличается комплексностью, что в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности;

• воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов;

• процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитания — связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.

Научно обоснованное построение воспитательного процесса требует глубокого проникновения в его закономерности, которые выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, обусловли­вающей определенное развитие явлений.

В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития;

Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрирован и обобщен многолетний опыт воспитания.

Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание требо­ваний принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания.

Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса.

В системе основных принципов воспитания целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организацию, руководство воспитанием:

• группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос, что делать в воспитательной работе;

• организационные принципы — как, каким образом осуществляется воспитание;

• принципы руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса.

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя к воспитанию. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, и реализуются в процессе их практического применения. Соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению воспитательных задач. Нельзя в одних случаях поступать в соответствии с требованиями принципов, а в других — вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко и разрушает весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к воспитанию.

Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов:

• воспитание в процессе труда и повседневной жизни;

• воспитание в коллективе и через коллектив;

• субъектный характер воспитательных взаимоотношений;

• опора на положительное в личности и коллективе;

• активность, системность и конкретность воспитательных мер;

• сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

• единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.

При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы:

• правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;

• активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;

• обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;

• позитивно-мотивационная направленность управленческо-воспитательного воздействия;

• стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности;

• учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей;

• обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражнения (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др.

Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведе­ния, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В настоящее время в нашем обществе взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

Модель содержания воспитания по И.П. Подласому: хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Основной элемент гражданственности - нравственная и правовая культура, выражающаяся

• в чувстве собственного достоинства,

• внутренней свободе личности,

• дисциплинированности,

• в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти,

• способности выполнять свои обязанности,

• гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств.

Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке

• нравственных идеалов общества,

• чувства любви к Родине,

• стремления к миру,

• потребности в труде на благо общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе:

• включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей родины;

• воспитания бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;

• любви к малой родине, к своим родным местам;

• готовности к защите родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в об­ласти науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности. Развитию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным.

Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Задачи правового воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практической методики.

Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад , тема " Организация воспитательного процесса"

Автор: Гринченко Ирина Константиновна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Тема самообразования: «Формирование творческой личности школьников младшего возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_samoobrazovaniia_formirovaniie_tvorchieskoi_lichnosti_shkol_nikov_mladshie"
    ["file_id"] => string(6) "387981"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486298084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад по  теме:  «Развитие творческого потенциала  обучающихся в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(145) "doklad-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "162093"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422300504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Доклад на педагогический совет на тему: "Союз семь и школы -одно из условий совершенствования воспитательного процесса". "
    ["seo_title"] => string(132) "doklad-na-piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-soiuz-siem-i-shkoly-odno-iz-uslovii-soviershienstvovaniia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "141864"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418201588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства