Причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов
Причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов
В данной статье рассматриваются основные причины эмоциоального выгорания педагогов. Данный синдром касается педагогов с различным стажем педагогической деятельности: от молодых до оытных учителей. Также интересен тот факт, что синдром эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних причин. К внешним относятся такие как, немотоивированность детей, низкая заработная плата, а к внутренним, эмоциональная регидность педагога и многие другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов»
4. ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
В настоящее время эмоциональное выгораниепонимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. По данным исследования Н.А.Аминова (Школьный психолог,2001,№18) через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает « эмоциональное выгорание», а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя, и даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.
Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда, причем эмоции носят самый разнообразный характер. Большинство авторов сходятся во мнении, что эмоциогенные формы профессиональной дезадаптации работающих учителей (в ярко выраженной форме это «синдром выгорания») являются характерным признаком данного вида деятельности и в то же время могут быть проявлением профессиональной непригодности.
«Синдром эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Симптомы эмоционального выгорания:
– чувство эмоционального истощения, изнеможения;
– чувство усталости и опустошенности;
– недостаток энергии и энтузиазма;
– негативное самовосприятие в профессиональном плане и заниженная самооценка;
– психосоматические недомагания (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.)
– утрата способности видеть положительные своего труда;
– отрицательная установка по отношению к работе и жизни в целом.
Результаты работы с педагогами позволили выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома выгорания»:
– напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
– нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
– однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
– работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
– немотивированность учащихся, результаты с которыми «невидимы»;
– неразрешенные личностные конфликты.
На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят:
– хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями;
– завышенные нормы контингента (например учащихся в классе);
– нечеткую организацию и планирование деятельности;
– повышенную ответственность за исполняемые функции ( за благополучие пациентов, учащихся, клиентов);
– неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе « руководитель – подчиненный», «коллега – коллега», «учитель – ученик»);
– психологический трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной регидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов выгорания проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности.
Стимулирует развитие эмоционального выгорания слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» – безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К сгорающим относят и «трудоголиков» – тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения
Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.
Как правило, в «эмоциональном сгорании» играют существенную роль три фактора: личностный, ролевой и организационный. Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Больше подвержены сгоранию педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые»).