kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект тренингового занятия для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. создание условий для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;

  2. содействие в сплочении педагогического коллектива;

  3. освоение педагогами техники саморегуляции эмоционального состояния, релаксации;

  4. накопление педагогами ресурсных состояний.

Продолжительность: 1,5часа

Количество участников: 10 – 12 педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию (по результатам диагностики).

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Примечание: данное занятие проводится после семинара для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, последствия».

 

 

Ход занятия

  1. Вводная часть

Цель: организация рабочей атмосферы в группе.

Время: 10 минут

  • Сообщение темы занятия.
  • Аргументация актуальности занятия.

 

Все слышали о людях,

у которых от беспокойства начинает болеть голова,

отсюда распространенные выражения типа

«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э.Берн

(работа с эпиграфом)

 

Психолог: «Не многие профессии могут сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испыты­вает ее носитель. Дети требуют больших эмоциональных, душевных, физических затрат, после которых обязательно нужно восстанавливаться. Это, к сожалению, не всегда получается у педагогов.

В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя, что проявляется в их несдержанности, грубости, эмоциональной черствости.

Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с вы­сокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профес­сиональной деформации личности.

Как же сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя?»

  • Постановка цели занятия.
  • Подготовка бэйджев (желаемая форма имени).

  • Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на приветствие «Разными частями тела»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы.

Время: 3 минуты

Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными частями тела. По команде ведущего они начинают передвигаться по аудитории в хаотичном порядке. Когда слышат произнесение какой-либо части тела, то должны как можно быстрее соприкоснуться ею с максимальным количеством участников. Последовательность частей тела: локти, спины, колени, плечи, ладони, тело (через объятие).

  1. Основная часть

Упражнение «Я – профессионал»

Цель: осознание педагогами собственных профессиональных качеств, накопление ими ресурсных состояний.

Время: 20 минут

Участникам предлагается представить по 5 своих профессиональных качеств на любую букву своего имени.

После представления педагогом своих качеств, участники группы в дополнение называют те профессиональные качества, которые, по их мнению, проявляются у коллеги в педагогической деятельности.

Рефлексия.

Что чувствуете после выполнения данного упражнения? Выразите свое состояние, одним словом.

Психолог: «В каждом из вас есть свое богатство, в виде ваших профессиональных качеств, которые наверняка помогут вам справиться со всеми трудностями, решить все поставленные задачи и быть педагогом – Мастером».

 

Упражнение «Мудрец из храма» (техника визуализации)

Цель: способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, восполнению энергетического ресурса.

Время: 25 минут

Упражнение сопровождается релаксационной фоновой музыкой и чтением психологом текста вслух.

Рефлексия.

- Какие ощущения и чувства, вызвало у вас данное упражнение?

- Был ли момент, когда хотелось перестать выполнять упражнение?

- О чем заставило задуматься данное упражнение?

- Насколько получилось погрузиться в состояние и расслабиться?

Психолог: «Помните, для восстановления своих сил, энергии, эмоциональной сферы в повседневной жизни, после какой-либо напряженной работы, каждому нужно уметь расслабляться, отдыхать. Опираясь на простые приемы релаксации, аутотренинга, можно будет предупредить развитие выгорания».

 

Упражнение – разминка « Найти свою группу »

Цель: снятие физического напряжения, сплочение группы.

Время: 3 минуты

Участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего, в течение 10 секунд они должны найти свою группу, по объединяющему всех членов группы признаку: по длине волос, по цвету глаз, по росту, по гороскопу, по любимому занятию в свободное время, по настроению, по теплоте ладоней.

Психолог: «Всего за три минуты, вы нашли немалое количество объединяющих вас признаков и смогли узнать что-то новое друг о друге. Если бы мы продолжили упражнение, я уверена, что список ваших сходств продолжился бы».

 

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.

Время: 15 минут

Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание).

  • Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …

  • Не хочу хвастаться, но в своей работе я …

  • Лучше всего в работе с детьми у меня получается …

  • Главным своим достижением считаю …

Психолог: «Спасибо за то, что вы еще раз заглянули в себя и поведали нам о своих достоинствах. Выполнение данного упражнения еще раз продемонстрировало то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты».

 

  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия.

Время: 15 минут

Обратная связь по занятию

- С какими чувствами уходите с занятия?

- Что было самым полезным для вас на занятии?

- Было ли то, что вызвало отрицательные переживания?

- Ваши пожелания на будущие тренинговые занятия.

Обратная связь от психолога.

«Помните от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей».

По окончании занятия педагогам раздаются информационные буклеты «Психологические заметки» по теме «Синдром эмоционального выгорания», в которых представлены рекомендации по профилактике и снижению СЭВ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект тренингового занятия для педагогов »



ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Гореть» - не выгорая»

Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. создание условий для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;

  2. содействие в сплочении педагогического коллектива;

  3. освоение педагогами техники саморегуляции эмоционального состояния, релаксации;

  4. накопление педагогами ресурсных состояний.

Продолжительность: 1,5часа

Количество участников: 10 – 12 педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию (по результатам диагностики).

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Примечание: данное занятие проводится после семинара для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, последствия».



Ход занятия

  1. Вводная часть

Цель: организация рабочей атмосферы в группе.

Время: 10 минут

  • Сообщение темы занятия.

  • Аргументация актуальности занятия.


Все слышали о людях,

у которых от беспокойства начинает болеть голова,

отсюда распространенные выражения типа

«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э.Берн

(работа с эпиграфом)


Психолог: «Не многие профессии могут сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испыты­вает ее носитель. Дети требуют больших эмоциональных, душевных, физических затрат, после которых обязательно нужно восстанавливаться. Это, к сожалению, не всегда получается у педагогов.

В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя, что проявляется в их несдержанности, грубости, эмоциональной черствости.

Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с вы­сокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профес­сиональной деформации личности.

Как же сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя?»

  • Постановка цели занятия.

  • Подготовка бэйджев (желаемая форма имени).

  • Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на приветствие «Разными частями тела»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы.

Время: 3 минуты

Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными частями тела. По команде ведущего они начинают передвигаться по аудитории в хаотичном порядке. Когда слышат произнесение какой-либо части тела, то должны как можно быстрее соприкоснуться ею с максимальным количеством участников. Последовательность частей тела: локти, спины, колени, плечи, ладони, тело (через объятие).

  1. Основная часть

Упражнение «Я – профессионал»

Цель: осознание педагогами собственных профессиональных качеств, накопление ими ресурсных состояний.

Время: 20 минут

Участникам предлагается представить по 5 своих профессиональных качеств на любую букву своего имени.

После представления педагогом своих качеств, участники группы в дополнение называют те профессиональные качества, которые, по их мнению, проявляются у коллеги в педагогической деятельности.

Рефлексия.

Что чувствуете после выполнения данного упражнения? Выразите свое состояние, одним словом.

Психолог: «В каждом из вас есть свое богатство, в виде ваших профессиональных качеств, которые наверняка помогут вам справиться со всеми трудностями, решить все поставленные задачи и быть педагогом – Мастером».


Упражнение «Мудрец из храма» (техника визуализации)

Цель: способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, восполнению энергетического ресурса.

Время: 25 минут

Упражнение сопровождается релаксационной фоновой музыкой и чтением психологом текста вслух.

Рефлексия.

- Какие ощущения и чувства, вызвало у вас данное упражнение?

- Был ли момент, когда хотелось перестать выполнять упражнение?

- О чем заставило задуматься данное упражнение?

- Насколько получилось погрузиться в состояние и расслабиться?

Психолог: «Помните, для восстановления своих сил, энергии, эмоциональной сферы в повседневной жизни, после какой-либо напряженной работы, каждому нужно уметь расслабляться, отдыхать. Опираясь на простые приемы релаксации, аутотренинга, можно будет предупредить развитие выгорания».


Упражнение – разминка « Найти свою группу »

Цель: снятие физического напряжения, сплочение группы.

Время: 3 минуты

Участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего, в течение 10 секунд они должны найти свою группу, по объединяющему всех членов группы признаку: по длине волос, по цвету глаз, по росту, по гороскопу, по любимому занятию в свободное время, по настроению, по теплоте ладоней.

Психолог: «Всего за три минуты, вы нашли немалое количество объединяющих вас признаков и смогли узнать что-то новое друг о друге. Если бы мы продолжили упражнение, я уверена, что список ваших сходств продолжился бы».


Упражнение «Закончи предложение»

Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.

Время: 15 минут

Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание).

  • Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …

  • Не хочу хвастаться, но в своей работе я …

  • Лучше всего в работе с детьми у меня получается …

  • Главным своим достижением считаю …

Психолог: «Спасибо за то, что вы еще раз заглянули в себя и поведали нам о своих достоинствах. Выполнение данного упражнения еще раз продемонстрировало то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты».


  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия.

Время: 15 минут

Обратная связь по занятию

- С какими чувствами уходите с занятия?

- Что было самым полезным для вас на занятии?

- Было ли то, что вызвало отрицательные переживания?

- Ваши пожелания на будущие тренинговые занятия.

Обратная связь от психолога.

«Помните от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей».

По окончании занятия педагогам раздаются информационные буклеты «Психологические заметки» по теме «Синдром эмоционального выгорания», в которых представлены рекомендации по профилактике и снижению СЭВ.

Библиографический список

  1. Аникина Е., Трофименко Е. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог. – 2008. - № 7. – С.24-27.

  2. Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс // Школьный психолог. – 2006. - № 4. – С.24-27.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План- конспект тренингового занятия для педагогов

Автор: Галимова Ильвира Асхатовна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства