Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
-
создание условий для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
-
содействие в сплочении педагогического коллектива;
-
освоение педагогами техники саморегуляции эмоционального состояния, релаксации;
-
накопление педагогами ресурсных состояний.
Продолжительность: 1,5часа
Количество участников: 10 – 12 педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию (по результатам диагностики).
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.
Примечание: данное занятие проводится после семинара для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, последствия».
Ход занятия
- Вводная часть
Цель: организация рабочей атмосферы в группе.
Время: 10 минут
- Сообщение темы занятия.
- Аргументация актуальности занятия.
Все слышали о людях,
у которых от беспокойства начинает болеть голова,
отсюда распространенные выражения типа
«Эта работа – сплошная головная боль!»
Э.Берн
(работа с эпиграфом)
Психолог: «Не многие профессии могут сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испытывает ее носитель. Дети требуют больших эмоциональных, душевных, физических затрат, после которых обязательно нужно восстанавливаться. Это, к сожалению, не всегда получается у педагогов.
В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя, что проявляется в их несдержанности, грубости, эмоциональной черствости.
Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профессиональной деформации личности.
Как же сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя?»
- Постановка цели занятия.
-
Подготовка бэйджев (желаемая форма имени).
-
Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).
Упражнение на приветствие «Разными частями тела»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы.
Время: 3 минуты
Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными частями тела. По команде ведущего они начинают передвигаться по аудитории в хаотичном порядке. Когда слышат произнесение какой-либо части тела, то должны как можно быстрее соприкоснуться ею с максимальным количеством участников. Последовательность частей тела: локти, спины, колени, плечи, ладони, тело (через объятие).
-
Основная часть
Упражнение «Я – профессионал»
Цель: осознание педагогами собственных профессиональных качеств, накопление ими ресурсных состояний.
Время: 20 минут
Участникам предлагается представить по 5 своих профессиональных качеств на любую букву своего имени.
После представления педагогом своих качеств, участники группы в дополнение называют те профессиональные качества, которые, по их мнению, проявляются у коллеги в педагогической деятельности.
Рефлексия.
Что чувствуете после выполнения данного упражнения? Выразите свое состояние, одним словом.
Психолог: «В каждом из вас есть свое богатство, в виде ваших профессиональных качеств, которые наверняка помогут вам справиться со всеми трудностями, решить все поставленные задачи и быть педагогом – Мастером».
Упражнение «Мудрец из храма» (техника визуализации)
Цель: способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, восполнению энергетического ресурса.
Время: 25 минут
Упражнение сопровождается релаксационной фоновой музыкой и чтением психологом текста вслух.
Рефлексия.
- Какие ощущения и чувства, вызвало у вас данное упражнение?
- Был ли момент, когда хотелось перестать выполнять упражнение?
- О чем заставило задуматься данное упражнение?
- Насколько получилось погрузиться в состояние и расслабиться?
Психолог: «Помните, для восстановления своих сил, энергии, эмоциональной сферы в повседневной жизни, после какой-либо напряженной работы, каждому нужно уметь расслабляться, отдыхать. Опираясь на простые приемы релаксации, аутотренинга, можно будет предупредить развитие выгорания».
Упражнение – разминка « Найти свою группу »
Цель: снятие физического напряжения, сплочение группы.
Время: 3 минуты
Участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего, в течение 10 секунд они должны найти свою группу, по объединяющему всех членов группы признаку: по длине волос, по цвету глаз, по росту, по гороскопу, по любимому занятию в свободное время, по настроению, по теплоте ладоней.
Психолог: «Всего за три минуты, вы нашли немалое количество объединяющих вас признаков и смогли узнать что-то новое друг о друге. Если бы мы продолжили упражнение, я уверена, что список ваших сходств продолжился бы».
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.
Время: 15 минут
Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание).
-
Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …
-
Не хочу хвастаться, но в своей работе я …
-
Лучше всего в работе с детьми у меня получается …
-
Главным своим достижением считаю …
Психолог: «Спасибо за то, что вы еще раз заглянули в себя и поведали нам о своих достоинствах. Выполнение данного упражнения еще раз продемонстрировало то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты».
-
Заключительная часть
Цель: подведение итогов занятия.
Время: 15 минут
Обратная связь по занятию
- С какими чувствами уходите с занятия?
- Что было самым полезным для вас на занятии?
- Было ли то, что вызвало отрицательные переживания?
- Ваши пожелания на будущие тренинговые занятия.
Обратная связь от психолога.
«Помните от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей».
По окончании занятия педагогам раздаются информационные буклеты «Психологические заметки» по теме «Синдром эмоционального выгорания», в которых представлены рекомендации по профилактике и снижению СЭВ.