kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум для педагогов

Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»

Цель: формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Должны мы бороться за детские души,

Должны, должны…

Но что если под учительской чушью

В нас нету души?

Учитель – он доктор, а не поучитель,

И школа – роддом.

Сначала вы право учить поучите –

Учите потом.

Должны мы бороться за детские души

Прививкой стыда,

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

Из них никогда.

И прежде чем влезть поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Очистить свои …

Е. Евтушенко

Ход практикума

  1. Установочно-мотивационный этап.
  2. Просветительский этап.

Французский философ XVI века М.Монтень писал: «самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя миссию Учителя, Учителя – мастера?

Редкая профессия сравниться с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель.  В школьной газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н.А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя (!), что проявляется в их не сдержанности, грубости, неуверенности, тревожности.

Учитель, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционально выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

Одной из главных причин эмоционально срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация, и как черта личности). Многократно повторяющиеся неблагоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность.

Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги… Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Нужна ли вообще человеку тревожность как личностная характеристика? Выделим  в ситуации тревожности положительные и отрицательные моменты.

  1. Практический этап (релаксация)

- Начнем с себя

Экспресс – приемы снятия эмоционального напряжения.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: 4 секунды на вдох, 4 секунды – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так 3 раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

Если ты запаниковал, резко поверни голову вправо: этот простой прием активизирует левое полушарие мозга – логическое, рассудочное, эмоционально холодное.

Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепите руки.

Потягивание.

Универсальное упражнение. Сложите руки замком перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10 – 15 секунд. А если вы не уверены себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным себе человеком» и вы станете уверенным себе.

Мудры.  Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Это мудра Земли: улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Найдите свою мантру (девиз жизни), которая спасет уныния и отчаяния в тяжелые времена, мантру которая успокаивает и повышает ваше настроение. У каждого человека она, конечно будет своя. Примеры таких мантр, своеобразных «волшебных слов», которые ведут нас по жизни:

  • «Я об этом сейчас не буду думать. Я подумаю об этом завтра», - так говорила Скарлетт О Хара.
  • «Я – самая обаятельная и привлекательная!» - таким аутотренингом занималась героиня популярного одноименного российского фильма.
  • «Ребята, давайте жить дружно!» - еще одна мантра, принадлежащая симпатичному коту – герою мультфильма.

Найдите для себя простые и мудрые слова, своеобразную жизненную мантру, которая будет вести вас по жизни, успокаивая и ободряя, вдохновляя и взбадривая. Найдите любимые стихи, интересные цитаты и высказывания известных людей. Пусть выбранные вами строки помогают вам жить, создают жизненную перспективу.

Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященной себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил, время релаксации (расслабления), способ переключения мыслей.

Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К.Чапек. – кто лучше просолен, дольше живет».

Самым мощным и при этом часто игнорируемом средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь.

Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли мы радоваться.

Главное – это установка на радость.

  1. Психотерапевтический этап.      

Зачитывается без обсуждения метафорическая авторская сказка Н.Н. Амбросьевой «Камин».

Знакомство с аффирмациями Сайыыны (по якутски)

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов»

Практикум для педагогов

Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»

Цель: формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Должны мы бороться за детские души,

Должны, должны…

Но что если под учительской чушью

В нас нету души?

Учитель – он доктор, а не поучитель,

И школа – роддом.

Сначала вы право учить поучите –

Учите потом.

Должны мы бороться за детские души

Прививкой стыда,

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

Из них никогда.

И прежде чем влезть поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Очистить свои …

Е. Евтушенко

Ход практикума

  1. Установочно-мотивационный этап.

  2. Просветительский этап.

Французский философ XVI века М.Монтень писал: «самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя миссию Учителя, Учителя – мастера?

Редкая профессия сравниться с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. В школьной газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н.А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя (!), что проявляется в их не сдержанности, грубости, неуверенности, тревожности.

Учитель, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционально выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

Одной из главных причин эмоционально срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация, и как черта личности). Многократно повторяющиеся неблагоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность.

Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги… Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Нужна ли вообще человеку тревожность как личностная характеристика? Выделим в ситуации тревожности положительные и отрицательные моменты.

  1. Практический этап (релаксация)

- Начнем с себя

Экспресс – приемы снятия эмоционального напряжения.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: 4 секунды на вдох, 4 секунды – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так 3 раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

Если ты запаниковал, резко поверни голову вправо: этот простой прием активизирует левое полушарие мозга – логическое, рассудочное, эмоционально холодное.

Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепите руки.

Потягивание.

Универсальное упражнение. Сложите руки замком перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10 – 15 секунд. А если вы не уверены себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным себе человеком» и вы станете уверенным себе.

Мудры. Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Это мудра Земли: улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Найдите свою мантру (девиз жизни), которая спасет уныния и отчаяния в тяжелые времена, мантру которая успокаивает и повышает ваше настроение. У каждого человека она, конечно будет своя. Примеры таких мантр, своеобразных «волшебных слов», которые ведут нас по жизни:

  • «Я об этом сейчас не буду думать. Я подумаю об этом завтра», - так говорила Скарлетт О Хара.

  • «Я – самая обаятельная и привлекательная!» - таким аутотренингом занималась героиня популярного одноименного российского фильма.

  • «Ребята, давайте жить дружно!» - еще одна мантра, принадлежащая симпатичному коту – герою мультфильма.

Найдите для себя простые и мудрые слова, своеобразную жизненную мантру, которая будет вести вас по жизни, успокаивая и ободряя, вдохновляя и взбадривая. Найдите любимые стихи, интересные цитаты и высказывания известных людей. Пусть выбранные вами строки помогают вам жить, создают жизненную перспективу.

Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященной себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил, время релаксации (расслабления), способ переключения мыслей.

Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К.Чапек. – кто лучше просолен, дольше живет».

Самым мощным и при этом часто игнорируемом средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь.

Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли мы радоваться.

Главное – это установка на радость.

  1. Психотерапевтический этап.

Зачитывается без обсуждения метафорическая авторская сказка Н.Н. Амбросьевой «Камин».

Знакомство с аффирмациями Сайыыны (по якутски)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Практикум для педагогов

Автор: Львова Ирина Прокопьевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Психологический практикум для педагогов  "КАК ПЕДАГОГУ НАЙТИ КОНТАКТ С "ТРУДНЫМ" РОДИТЕЛЕМ?" "
    ["seo_title"] => string(97) "psikhologhichieskii-praktikum-dlia-piedaghoghov-kak-piedagogu-naiti-kontakt-s-trudnym-roditieliem"
    ["file_id"] => string(6) "143309"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418494283"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Практикум для педагогов с элементами тренинга  «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов» "
    ["seo_title"] => string(130) "praktikum-dlia-piedaghoghov-s-eliemientami-trieningha-razvitiie-i-soviershienstvovaniie-rieflieksivnykh-sposobnostiei-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "185314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426169125"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Семинар-практикум для педагогов ДОУ"
    ["seo_title"] => string(40) "sieminar-praktikum-dlia-piedaghoghov-dou"
    ["file_id"] => string(6) "312295"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459329529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "семинар -практикум для педагогов "Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении подростковых проблем" "
    ["seo_title"] => string(156) "sieminar-praktikum-dlia-piedaghoghov-sposoby-effiektivnogho-vzaimodieistviia-piedaghoghov-i-uchashchikhsia-ghruppy-riska-v-rieshienii-podrostkovykh-probliem"
    ["file_id"] => string(6) "193690"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427684563"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Практикум для педагогов "Мы хотим, чтобы нас слышали или услышали?""
    ["seo_title"] => string(71) "praktikum_dlia_piedaghoghov_my_khotim_chtoby_nas_slyshali_ili_uslyshali"
    ["file_id"] => string(6) "369335"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481648832"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства