kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум для педагогов с элементами тренинга

 «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи: 

1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

3. дать возможность применить полученные знания на практике

1. Понятие рефлексии

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний.

Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Педагогическая рефлексия – способность анализировать свою  деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Виды рефлексии:                                                          

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». 

5. Формы рефлексии. 

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

7. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); 

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); 

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

8. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без “НЕ”, выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли “воспитателя” и в роли “воспитанника”?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

9. Упражнение  «Портрет в розовых тонах»

 Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

10. Упражнение «Обратная связь» 

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Для успешной работа над собой вам поможет разработанная памятка, которая содержит алгоритм рефлексии.
11. Упражнение  «Собери рукопожатия» В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий.

Вариант: все встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

12. Рефлексия. Не подписываем.

13. Прощание.

Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов» »

Практикум для педагогов с элементами тренинга

«Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи: 

1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

3. дать возможность применить полученные знания на практике

1. Понятие рефлексии

Рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний.

Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Педагогическая рефлексия – способность анализировать свою деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Виды рефлексии

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».












Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

5. Формы рефлексии. 

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры».

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок. »

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

7. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); 

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); 

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.


8. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без “НЕ”, выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли “воспитателя” и в роли “воспитанника”?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

 

9. Упражнение  «Портрет в розовых тонах»

 Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

10. Упражнение «Обратная связь» 

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Для успешной работа над собой вам поможет разработанная памятка, которая содержит алгоритм рефлексии.
11. Упражнение  «Собери рукопожатия» В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий.

Вариант: все встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

12. Рефлексия. Не подписываем.

Рефлексивная мишень

  1. Полезность полученной информации 2. Доступность изложения





0

5

10









3. Новизна полученной информации 4. Мотивация к анализу своей

деятельности

Каждый участник ручкой четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.







13. Прощание.

Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дорогова Марина Владимировна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185314

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства