семинар -практикум для педагогов "Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении подростковых проблем"
Семинар -практикум для педагогов "Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении подростковых проблем"
Семинар-практикум для педагогов
"Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении проблем "
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«семинар -практикум для педагогов "Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении подростковых проблем" »
Семинар-практикум для педагогов
"Способы эффективного взаимодействия педагогов и в решении проблем учащихся группы риска в решении проблем "
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход семинара-практикума
I. Вводный этап
Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.
1. Упражнение "Мой ученик"
Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого ученика, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности. Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
2. Упражнение "Подростковые проблемы"
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап - индивидуальный. Ведущий предлагает вспомнить 1-2 проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или учеников в подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они решали их?" и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения
Второй этап - участники делятся на группы. Каждая группа составляет перечень выделенных проблем, определяет, какие способы их разрешения эффективны, а какие - нет.
Третий этап - групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Информация от ведущего. Стратегии решения проблем
Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения.
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые. Агрессивные техники - поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в бегство и проч. Вопросы участникам:
Какие из этих стратегий были использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.)
II. Основной этап
1. Упражнение "Зебра"
Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами и родителями. Инструкция. Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Список качеств можно приготовить заранее. Затем каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист на 2 части. Одну озаглавливает "достоинства", вторую - "недостатки". Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое. Рефлексия опыта.
Инструкция. Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе - собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие во взаимодействии с родителями, коллегами, учениками или же юмористические. Общение происходит в течение двух минут, затем участники меняются ролями, и так - до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя.
Вопросы для обсуждения:
Что помогало или мешало понять проблему?
В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
Что помогало продлить контакт?
Что больше всего раздражало рассказчика?
Какие личные возможности в общении отметили все участники?
1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы" Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция. Игра проводится в паре или группе. Участникам задается несколько ситуаций. В каждой из них необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации:
Коллега забыла вернуть книгу, которая вам нужна.
Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта.
2. Упражнение "Сильные стороны ребенка"
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия. На втором этапе участникам предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним. Обсуждение, рефлексия опыта.
III. Заключительный этап
Информация от ведущего. Знакомство с основными правилами взаимодействия с детьми.
Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска.
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.