kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие способностей в психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Чаще всего способности определяют как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той ли иной продуктивной деятельности. Как отмечают Г.И.Вергелес и А.И.Раев, понятие «способность»  свидетельствует о том, насколько устойчив для данной личности определённый уровень деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие способностей в психологии»

Понятие способностей в психологии



Проблема способностей освещается в работах Б.М.Теплова, Н.С.Лейтеса, В.А.Крутецкого, Л.Г.Жабицкой, Т.И.Артемьевой, В.М.Экземплярского, О.И.Никифоровой и др.

Чаще всего способности определяют как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той ли иной продуктивной деятельности. Как отмечают Г.И.Вергелес и А.И.Раев, понятие «способность» свидетельствует о том, насколько устойчив для данной личности определённый уровень деятельности.

Однако широкое использование понятия «способности» в сфере образования привело к возникновению сложностей с применением данного термина, который стал использоваться, как отмечала детский психолог О.М.Дьяченко, по принципу «все или ничего». С одной стороны, под способностями понимается вся сфера возможностей ребенка. С другой, растворяется в других психологических понятиях, таких, как, например, уровень интеллектуального развития. Поэтому необходимым становится определение самого понятия «способности».

В течение длительного периода способности трактовались философами как свойства души, особые силы. Уровень овладения умением, возможность производить какие-либо действия определяло успешность человека в деятельности.

Основной проблемой выступал вопрос о природе таких человеческих качеств, которые определялись как способности. Долгое время считалось, что они изначально присущи человеку и передаются по наследству. Взгляд на способности как врожденные человеческие свойства был подвергнут критике в XVII- XVIII вв., оппоненты данной точки зрения выдвинули тезис о полной зависимости способностей от внешних условий жизни человека, его опыта (Дж. Локк, К.Гельвеций и др.).

Таким образом, мы видим, что имеет место неоднородное понимание проблемы способностей.

Наиболее известны следующие подходы к определению понятия «способность»: личностно – деятельный и функционально – генетический.

Согласно личностно – деятельностному подходу (по С.Л. Рубинштейну), способность определяется как сложное синтетическое образование, которое включает в себя данные, без которых человек не был бы способен к какой- либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе определенным образом организованной деятельности.

Н.С.Лейтес относит способности к психическим свойствам личности, являющимся условием успешного выполнения определенных видов деятельности», Г.С. Костюк – к стойким особенностям человека, проявляющимися в любом его виде деятельности и являющимися необходимым условием его успеха .

Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода выступают в качестве индивидуально - психологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Функционально – генетический подход к определению способностей провозглашён Л.С. Выготским и рассмотрен также в работах В.Д. Шадрикова, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, А.В. Карпова. Согласно этому подходу способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие определённую меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. В данном оп­ределении способности выступают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от определений первого похода, где способности разделяются по видам деятельности.

Мы же будем придерживаться некоего, на наш взгляд, обобщённого понятия способности, где способность трактуется как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней .

Говоря о структуре способностей, следует отметить, что каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства [46]. Например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

Согласно гипотезе В.Д. Шадрикова, в структуре любой способности можно также выделить операционный, функциональный и мотивационный механизмы.

Существует большое количество классификаций способностей. Например, способности выделяют по критерию вида психических функциональных систем: сенсомоторные, перцептивные, мнемические, мыслительные, коммуникативные и др.; по критерию основного вида деятельности: научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные и т.д.

Большинство же авторов разделяют точку зрения на деление способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии выделяют общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Специальные же способности — это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-то специальной области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной и т.п. Согласно С.Л. Рубинштейну, все специальные способности человека представляют собой различные проявления общей способности. Б.М. Теплов подчеркивал, что во всякой способности есть и «общее» и «особенное», и связывал «общие моменты способностей» с «общими моментами» в разных видах деятельности. Исходя из этого, общие и специальные способности можно рассматривать как компоненты единого целого.

В данной работе мы постараемся рассмотреть проблему общих творческих способностей в контексте исследовательской деятельности. Для этого в следующем параграфе дадим психологическую характеристику творческим способностям, выявим их сущность, рассмотрим некоторые классификации творческих способностей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие способностей в психологии

Автор: Автух Вера Владимировна

Дата: 07.10.2022

Номер свидетельства: 614557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Сказка "Понятие" "
    ["seo_title"] => string(16) "skazka-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "106040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402936468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(67) "orighamikaksriedstvorazvitiiatvorchieskikhsposobnostieidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "334781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466012303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(69) "origami_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "582792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623064884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства