Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников
Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников
Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников.
В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности (Матюшкин А.М. 1991; 16), так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].
В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям дошкольника?
На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было сформулировано следующее определение понятия способностей, основного в данном круге проблем: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой-либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками». Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные особенности человека, неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.
При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд (по исследованиям Т.А. Гомыриной (Матюшкин А.М. 1991; 12), а именно – техника оригами.
Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития движений (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.
Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).
Особо хотелось бы отметить положительную динамику в создании «легенд» каждого занятия. На начальных этапах воспитанники принимали только предложенную легенду и просто четко следовали инструкциям по технике выполнения задания, но уже на последующих занятиях дети стали самостоятельно вносить в «легенду» изменения, придумывать подробное окончание «легенды», вписывать своих героев в общий контекст событий. Это стало явным признаком положительной динамики развития творческих способностей, в частности – воображения учащихся.
На сегодняшний день уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это подтверждает эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учереждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу. Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.
как средство
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников»
Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников.
В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности (Матюшкин А.М. 1991; 16), так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].
В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям дошкольника?
На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было сформулировано следующее определение понятия способностей, основного в данном круге проблем: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой-либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками». Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные особенности человека, неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.
При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд (по исследованиям Т.А. Гомыриной (Матюшкин А.М. 1991; 12), а именно – техника оригами.
Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития движений (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.
Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).
Особо хотелось бы отметить положительную динамику в создании «легенд» каждого занятия. На начальных этапах воспитанники принимали только предложенную легенду и просто четко следовали инструкциям по технике выполнения задания, но уже на последующих занятиях дети стали самостоятельно вносить в «легенду» изменения, придумывать подробное окончание «легенды», вписывать своих героев в общий контекст событий. Это стало явным признаком положительной динамики развития творческих способностей, в частности – воображения учащихся.
На сегодняшний день уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это подтверждает эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учереждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу. Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.