kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников.

 

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].

 В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям  дошкольника?

На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было сформулировано следующее определение понятия способностей, основного в данном круге проблем: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой-либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками». Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные особенности человека, неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.

При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд, а именно – техника оригами.

Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития  движений  (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.

Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают  всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в  предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).

Особо хотелось бы отметить положительную динамику в создании «легенд» каждого занятия. На начальных этапах воспитанники принимали только предложенную легенду и просто четко следовали инструкциям по технике выполнения задания, но уже  на последующих  занятиях дети стали самостоятельно вносить в «легенду» изменения, придумывать подробное окончание «легенды», вписывать своих героев в общий контекст событий. Это стало явным признаком положительной динамики развития творческих способностей, в частности – воображения учащихся.

 На сегодняшний день  уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это  подтверждает  эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в  дошкольном возрасте.

Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учреждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу.  Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной  деятельности воспитанников.

 

Просмотр содержимого документа
«Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников»

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников.


В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].

В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям дошкольника?

На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было сформулировано следующее определение понятия способностей, основного в данном круге проблем: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой-либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками». Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные особенности человека, неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.

При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд, а именно – техника оригами.

Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития движений (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.

Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).

Особо хотелось бы отметить положительную динамику в создании «легенд» каждого занятия. На начальных этапах воспитанники принимали только предложенную легенду и просто четко следовали инструкциям по технике выполнения задания, но уже на последующих занятиях дети стали самостоятельно вносить в «легенду» изменения, придумывать подробное окончание «легенды», вписывать своих героев в общий контекст событий. Это стало явным признаком положительной динамики развития творческих способностей, в частности – воображения учащихся.

На сегодняшний день уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это подтверждает эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учреждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу. Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников

Автор: Липская Валентина Владиславовна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(69) "origami_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "582792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623064884"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конструирование из бумаги  «Мир оригами» "
    ["seo_title"] => string(40) "konstruirovaniie-iz-bumaghi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "146354"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419164263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "256320"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114384"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "256321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114391"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства