kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы команды по инклюзивному образованию в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы по внедрению инклюзивного образования в школе:

Цели инклюзивного образования:

  • преодоление затруднений учащегося в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации учащегося к социуму и, как следствие, наиболее  полноценной социальной жизни, активного участия в жизни коллектива
  • психолого-медико-педагогическое  и логопедическое сопровождение школьника, имеющего проблемы в обучении;
  • развитие творческого потенциала учащегося с ограниченными возможностями

Просмотр содержимого документа
«Организация работы команды по инклюзивному образованию в школе »

Организация работы команды по инклюзивному образованию в школе

«Оказание детям (а детям с особыми
образовательными потребностями особенно)
постоянной необходимой педагогической поддержки
делает их успешными, победными как в учении,
так и в жизни, социальном становлении, развитии»

Г.Ф. Кумарина

Перед тем как приступить к основной теме выступления немного предъистории.2 года назад в школу пришел сложный и нестандартный ребенок, который срывал учебный процесс, конфликтовал с учителями и детьми не только класса, но и школы. Ребенок находился в состоянии постоянной борьбы и войны со всеми. Сложность при работе с ребенком составило и то, что мама не хотела прислушиваться к нашим рекомендациям, трактовала их так, как ей хотелось на тот момент. Год мы мучились в условиях обычного класса и обычной программы. Обращались за помощью во все мыслимые и немыслимые организации, но дело с места долго не двигалось. Мы интуитивно пришли к тому, что необходимо сопровождение ребенка и социальный педагог, логопед и я сели в класс, программный материал совсем не усваивался ребенком и стали на свой страх и риск давать индивидуальные задания. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что самое необходимое в нашем случае это инклюзивное образование.

Весь мой рассказ будет основан на том, что было сделано в условиях нашей школы для конкретного учащегося.

При организации работы по внедрению инклюзивного образования в школе перед командой были поставлены следующие цели:

Цели инклюзивного образования:


  • преодоление затруднений учащегося в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащегося к социуму и, как следствие, наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в жизни коллектива

  • психолого-медико-педагогическое и логопедическое сопровождение школьника, имеющего проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащегося с ограниченными возможностями



Для того чтобы реализовать задуманное была организована команда, в которую вошли: заместитель директора по УВР, учитель инклюзивного класса, ассистент учителя, психолог, логопед, социальный педагог. Разработаны необходимые документы. На данный момент ребенок перешел в 5 класс и состав команды изменился.

Организация работы по внедрению инклюзивного образования:

  • Приказ о создании инклюзивного класса

  • План работы школы по организации работы с учащимися с особыми образовательными потребностями

  • Приказ о создании педагогического консилиума и распределении обязанностей

  • План работы педагогического консилиума

  • Индивидуальный план психологического сопровождения

Индивидуальный план развития

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья интегрирован в обычный класс, где постигает опыт общения в естественной среде. В классе у нас 24 человека. Когда ребенок устает то вместе с ассистентом учителя идет в спортивный зал, свободные помещения, где имеет возможность отдохнуть или выполнить задание которое дал учитель.

Обязательные условия пребывания детей с ОВЗ в образовательном учреждении: - небольшая наполняемость класса; - участие в работе с ребенком широкого круга специалистов; - отбор программного содержания в соответствии с интеллектуальными возможностями ребенка; - включение ученика в разнообразные виды деятельности; - наличие системы разного вида индивидуальной организованной деятельности; - присутствие специально организованной работы по социальной адаптации ребенка: - формирование потребности в общении, обучение социальному контролю над собственным поведением и деятельностью и т.д.

Но даже при условии соблюдения всего вышеперечисленного обучение ученика с такими потребностями невозможно без дополнительного воздействия и контроля со стороны специалистов. Чаще всего в работе мы используем следующие виды помощи:

Виды помощи при обучении

  • индивидуально дозированная стимулирующая помощь,

  • направляющая помощь,

  • обучающая помощь,

  • актуализация мотива действия,

  • создание эмоциональных игровых ситуаций,

  • организация внимания и усиление речевого контроля,

  • уменьшение объёма и темпа работы.

Работу ведем по четырем направлениям:

-работа с учащимся;

-работа с учащимися;

-работа с родителями;

-работа с педагогами.

Почему выделена работа с учащимся и учащимися. Потому что необходимо было научить детей существовать в одном классе и ребенка взаимодействовать с одноклассниками. Это было моей первой и основной целью на первый учебный год. Мне пришлось учить ребенка играть с собой, затем с одним одноклассником и т.д. Затем надо было научить детей существовать вместе. Для этого был разработан цикл занятий с детьми. Это вторая половина первого года обучения у нас и второй год. Только в конце года стали видны небольшие результаты.

Работу команды с учащимся мы разбили на несколько блоков:

-блок воспитательных задач;

-блок образовательных задач;

- блок логопедических задач;

- блок психологических задач.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации:

-развитие умения играть;

-формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Над решением задач данного блока работают все специалисты команды. Мною разработана программа по адаптации ребенка в социальной среде, по которой проводились занятия. Учитель – ассистент контролирует поведение мальчика и в случае необходимости подсказывает как надо поступать в той или иной ситуации. На уроках физкультуры учитель включают игровые моменты, где отрабатываются полученные навыки

Блок образовательных задач направлен на обучение способам усвоения общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование видов детской деятельности характерной для возрастного периода

Над решением задач данного блока также работают все специалисты команды. Для того чтобы решить поставленные задачи проделали следующую работу: в сентябре определили уровень знаний учащегося (контрольные и самостоятельные работы). Увидели, что уровень знаний соответствует программе 1 класса на конец учебного года. После этого, на основании имеющейся информации, был разработан индивидуальный учебный план. По которому занимался ребенок. В течении года план корректировался 3 раза, ребенок учится скачками- это составляет определенные трудности для педагога. Но здесь нужно отметить что большую роль в решении поставленных задач играет ассистент учителя, который стал для нас помощником. Он выполняет следующие обязанности:

Квалификационная характеристика ассистента учителя

Вместе с учителем класса выполняет учебные, воспитательные, социально-адаптивные мероприятия, оказывает помощь в выполнении учебных заданий, привлекает учащегося к разным видам учебной деятельности, в составе группы специалистов принимает участие в разработке и выполнении индивидуальной программы развития ребенка, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка с ООП.

Блок логопедических задач включает в себя:

  • развитие фонетико-фонематической системы языка

  • развитие связной речи и формирование навыков речевого общения

  • обогащение словаря

  • формирование грамматической структуры речи

  • развитие навыков звукового анализа речи;

  • обучение грамоте.

При организации логопедической работы программа предусматривает наличие определенных условий

взаимосвязь осуществления коррекции речи школьника с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления)

- проведение логопедических занятий на любом этапе работы над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

  • максимальное использование при коррекции дефектов речи у школьника с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического),

  • учет особенностей межанализаторных связей, свойственных данному ребенку, а также его психомоторики.

Роль эмоций крайне важна в организации процесса обучения и воспитания детей. На положительном эмоциональном фоне дети легче и эффективнее усваивают учебный материал, вырабатывают новые умения и навыки

В своем выступлении мне хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают логопеду активизировать деятельность школьников на логопедических занятиях.

Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. И поэтому, чем чаще вводятся игровые элементы, тем эмоциональнее продуктивнее становится работа.

В своей работе с ребенком с особыми образовательными потребностями т.к. он не хочет читать и писать, есть проблемы со счетом чаще логопед использует компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются на разных этапах коррекционной работы, в разных видах деятельности. Лучше всего идут следующие задания:

Компьютерная программа «Радуга»
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры”

Упражнения-зашифрованные скороговорки, которые помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.

При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью можно использовать мнемотехнику. Варианты работы:

-срисовывание скороговорки;

-зарисовывание по памяти;

-воспроизведение скороговорки справа налево

«Поля слов»

Это серия игр, основной задачей которых является активизация работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ребенка. Кроме того, подобные игры позволяют увеличить скорость чтения и повысить грамотность за счет запоминания и узнавания графического образа слова

Графический диктант (рисование по клеточкам)

Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, расширяется кругозор, увеличивает словарный запас, знакомит с разными способами изображения предметов. Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.

Кинезиологические упражнения

комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Применение кинезиологических упражнений

  • В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

  • В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

  • Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

  • В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Блок психологических задач

Работа психолога предусматривает:

формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

коррекция нарушений развития познавательной и эмоционально-волевой сферы

формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;

Мною, как психологом были разработаны рекомендации по обучению и воспитанию ребенка для всех участников учебно-воспитательного процесса. Для примера предоставлены только некоторые.

Рекомендации психолога:

  1. Подавать материал небольшими частями. Больше повторять и закреплять изученное.

  2. Заинтересовывать, поддерживать позитивную мотивацию

  3. Снизить темп обучения

  4. Задания должны соответствовать возможностям ученика и исключать чувство стойких неудач и т.д.

Необходимой составляющей работы по обучению и воспитанию ученика с особыми потребностями является работа с родителями, как учащихся класса, так и семьей мальчика.

Сотрудничество с родителями включает в себя:

  • психолого – педагогическое просвещение родителей;

  • включение родителей в воспитательный процесс.

В нашем случае ребенка воспитывает мама, которая неохотно выполняет наши рекомендации, но, не смотря на это, мы пытаемся организовать с ней сотрудничество. Стараемся использовать различные формы взаимодействия

Формы взаимодействия с семьей воспитанника:

  • Коллективная форма взаимодействия, в неё входят: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, посещение досуговых мероприятий.

  • Индивидуальная, она включает в себя: консультации, беседы различных специалистов.

  • Наглядно – информационная, в нее входят: выставки детских работ, уголки краткой информации, фотовыставки.

  • Привлечение мамы для выполнения различных поручений. Например: оформление классного уголка, элементов декора классной комнаты, подготовка к участию в выставках, конкурсах.



Большая работа проводится и с педагогами ведь нестандартный ребенок в классе требует определенных знаний и навыков работы, повышенного внимания со стороны педагога. В данном учебном году мы уже провели семинар, круглый стол, еженедельно проводятся совещания по возникающим вопросам

Работа с педагогами включает в себя проведение:

- совещаний,

-педсоветов,

-семинаров и т.д.

Наши результаты:

Исходя из состояния здоровья, уровня индивидуального развития ребёнка были определены формы педагогического воздействия: обучение по индивидуальной программе развития, логопедическая, психологическая коррекция.

Обучение по индивидуальной программе дает определенные изменения:

  • на данный момент у ребенка уже сформировано чтение;

  • знает геометрические фигуры, считает до 50, решает примеры в пределах 50, пытается решать простые задачи; пытается освоить таблицу умножения

  • знает все основные цвета;

  • любит рисовать (рисунки стали цветными), конструировать;

  • списывает текст, может вставить недостающие буквы;

  • работает с деформированным текстом;

  • стал чуть-чуть спокойнее;

  • улучшаются взаимоотношения с одноклассниками.

За непродолжительное время работы по данному направлению определились следующие проблемы

Проблемы:

-нормативная база несовершенна

-не хватает знаний и опыта работы

-слабая материально-техническая база

-нет утвержденных разработанных программ как для учителя, так и для специалистов

-отсутствует доплата педагогам, работающим с ребенком

Выводы:

Для обучения детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;

  • применение различных видов помощи при обучении;

  • коррекционно-развивающие занятия с психологом;

  • занятия с логопедом

  • продолжительность урока – не более 30-40 минут, не менее 2 физкультурных пауз;

  • во время аттестационных мероприятий - увеличение времени на выполнение заданий, в случае необходимости - отдельные аудитории;

  • проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.



Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов школы.

Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация работы команды по инклюзивному образованию в школе

Автор: Смолянина Светлана Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов"
    ["seo_title"] => string(72) "analiz_raboty_po_organizatsii_distantsionnogo_obucheniia_detei_invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "477051"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1535998214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(70) "doklad_orghanizatsiia_inkliuzivnogho_obrazovaniia_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "352719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477577286"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства