Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"
Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед, социальный педагог и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"»
Тема: Организация инклюзивного образования
С 2008 года начался мой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Это был коррекционный класс. По заключению ПМПК у 9 учащихся из 8 имелась задержка психического развития. У одной девочки лёгкая степень умственной отсталости (рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы). Среди «особенных» детей «особенный» - мальчик с аутизмом.
Как трудно и тяжело было начинать работать с такими детьми. Возникало много вопросов. Что же делать? Как научить детей, у которых возникают трудности в учёбе?
Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний.
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед, социальный педагог и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.
Есть небольшие, но как мне кажется, победы: Рома, ребёнок с аутизмом, поднимает руку, чтобы поработать у доски, самостоятельно переодевается на урок физической культуры, ходит в библиотеку, сам обсуживает себя в школьной столовой, выходит в рекреацию на перемену, участвует во внешкольных мероприятиях, школьный шум меньше утомляет его. Дети принимают Рому в коллективе, окружают заботой, сами становятся добрее и милосерднее. Сейчас Рома продолжает учиться в 6 классе, по многим предметам на «4» и «5». Учителя предметники среднего звена консультировались со мной, как классным руководителям, знакомились с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Мною, при переходе детей в 5 класс, подготовлены психолого-педагогические характеристики на каждого ребёнка.
Для учителя, работающего в инклюзивном классе, важно помнить о следующих правилах:
1. В поурочном планировании ставить коррекционную цель. Отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но посильной деятельностью.
Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, особенным детям нужна чёткая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своём поведении.
3. Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе.
Я предлагаю ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.
4. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляйте с позиции индивидуально подхода.
Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка должны учитываться с самого начала его пребывания в школе.
Например, для ребенка, страдающего ДЦП я соблюдаю следующие условия: посадка ребенка на тот ряд и парту, которые позволяют ребенку свободно выходить из-за парты. Предоставляю возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя.
Предоставляю большее количество времени для выполнения письменных работ.
При оценке результатов письменных работ не занижаю оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность, нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма.
5. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
При объяснении нового материала использую опорные схемы. Для меня этот метод оказался очень эффективным.
Практически на каждом уроке ребята работают по карточкам (ведётся тетрадь для индивидуальных работ).
На автобусе, в школе, яблоки, под деревом, карандаши, около школы, здоровье.
Карточки по математике:
1 уровень (программа ЗПР)
2 уровень
Реши примеры:
7 + = 12 - =
9 + = 15 – =
3 + = 18 – =
Реши примеры:
7 + 8 = 12 - 6 =
9 + 4 = 15 – 7 =
3 + 9 = 18 – 9 =
7 + 4 = 11 – 3 =
Реши примеры:
14+ 2 = 21 + 40 =
52 + 3 = 35 + 20 =
47 – 2 = 87 – 30 =
Реши примеры:
14 + 2 = 21 + 40 =
52 + 3 = 35 + 20 =
47 – 2 = 87 – 30 =
84 – 3 = 98 – 80 =
Карточки для ребёнка с ДЦП я набираю крупным шрифтом.
Использую цвет для выделения десятков и единиц.
Письменные работы по русскому языку (диктанты и списывания) подбираю с меньшим количеством слов.
Изложения и сочинения пишем по опорным словам.
1уровень (программа ЗПР)
2 уровень
- Какой стоял день? (тёплый)
- Кто грелсяна солнышке? (Пушистый кот Васька)
- Что делал воробей? (клевал крошки хлеба)
- Что чует кот? (добычу)
- Что сделал Васька? (глазки заблестели. Кот бросился на птицу.)
Это заметил Алёша. - Кто стал гнать Ваську? (мальчик)
- то спас птицу? (Алёша) - Где скрылся воробей? (в кустах)
- Какой был день? - Кто грелся на крыльце? - Кто клевал крошки хлеба? - Что чует кот? - Что сделал Васька? - Кто стал гнать Ваську? - Где скрылся воробей?
Учитель поясняет, что предложения нужно начинать с выделенных слов. Можно вместе с учеником расставить простым карандашом порядок слов.
1 уровень (программа ЗПР)
2 уровень
Напиши сочинение по плану и опорным словам:
1. Мою маму зовут…
2. Моя мама самая красивая. Глаза (лучистые, голубые, карие, зелёные).
Волосы (русые, каштановые, чёрные). Руки (тёплые заботливые, трудолюбивые).
Сердце моей мамы (доброе и чуткое).
3. Моя мама работает ….
4. Я помогаю своей маме во всём.
5. Мама – мой лучший друг.
Напиши сочинение по плану:
1. Как зовут маму.
2. Моя мама самая красивая. Внешность мамы.
3. Профессия моей мамы.
4. Моё отношение к маме.
5. Пожелания маме.
6. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, которая позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Оптимальная смена видов заданий: познавательных, вербальных, игровых и практических.
7. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух.
На уроках часто использую «хоровое» проговаривание. При таком виде работы усваиваются и теоретические знания, и лучше усваивается алгоритм выполнения практических упражнений.
8. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
На каждом уроке стараюсь оказывать индивидуальную помощь «особенным» детям.
На уроке литературного чтения включаю «жужжащее чтение» (пятиминутки). В это время я работаю над развитием навыков чтения.
На уроках русского языка и математики во время самостоятельной работы (5-7 минут) над заданием, карточкой есть возможность уделить внимание «особенным детям».
На уроках трудового обучения и изобразительного искусства Диме помогают ученики класса.
9. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Стараюсь на уроке создать атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
«Мы часто попадаем впросак, когда пытаемся объяснить успех учителя лишь его приёмами или речами и забываем о главных педагогических средствах – скажем о простой, сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется, будто это всё «не научно», а на самом деле не научно строить педагогические теории, в которых нет слов сердце, сердечность, душевность, взгляд, улыбка» Симон Львович Соловейчик.
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (пальчиковая, для развития мелкой моторики, для тренировки зрительного анализатора). Такие виды гимнастик необходимы для детей с ограниченными возможностями. 10. Используйте задания на развитие познавательных способностей.
Часто на уроках русского языка я предлагаю найти «лишнее» слово. Такие задания развивают познавательные способности.
Тема: Перенос слова.
- Найти «лишнее» слово: медведь, олень, лиса, жираф, тюлень.
- Доказать, что слово «олень» лишнее. (Это слово перенести нельзя).
- Что общего у этих слов? (Все слова состоят из 2 слогов, все слова – названия животных).
Такой вид работы использую при проведении орфографических пятиминуток.
11. Используйте игровые технологии.
Использование игровых технологий позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Основное правило для учителя.
Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
Люди часто делают шаг навстречу другим, лишь тогда, когда их самих настигнет беда. Мы стремимся построить демократическое государство, а это предусматривает не только равные возможности для всех, но и понимание, толерантность, желание что-то сделать для другого. Именно поэтому инклюзивное образование – это благородное дело, за которым будущее.