kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед, социальный педагог и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"»

Тема: Организация инклюзивного образования

С 2008 года начался мой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Это был коррекционный класс. По заключению ПМПК у 9 учащихся из 8 имелась задержка психического развития. У одной девочки лёгкая степень умственной отсталости (рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы). Среди «особенных» детей «особенный» - мальчик с аутизмом.

Как трудно и тяжело было начинать работать с такими детьми. Возникало много вопросов. Что же делать? Как научить детей, у которых возникают трудности в учёбе?

Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний.

В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед, социальный педагог и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.

Есть небольшие, но как мне кажется, победы: Рома, ребёнок с аутизмом, поднимает руку, чтобы поработать у доски, самостоятельно переодевается на урок физической культуры, ходит в библиотеку, сам обсуживает себя в школьной столовой, выходит в рекреацию на перемену, участвует во внешкольных мероприятиях, школьный шум меньше утомляет его. Дети принимают Рому в коллективе, окружают заботой, сами становятся добрее и милосерднее. Сейчас Рома продолжает учиться в 6 классе, по многим предметам на «4» и «5». Учителя предметники среднего звена консультировались со мной, как классным руководителям, знакомились с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Мною, при переходе детей в 5 класс, подготовлены психолого-педагогические характеристики на каждого ребёнка.

Для учителя, работающего в инклюзивном классе, важно помнить о следующих правилах:

1. В поурочном планировании ставить коррекционную цель. Отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но посильной деятельностью.

Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, особенным детям нужна чёткая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своём поведении.

3. Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем
ему темпе.

Я предлагаю ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.

4. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляйте с позиции индивидуально подхода.

Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка должны учитываться с самого начала его пребывания в школе.  


Например, для ребенка, страдающего ДЦП я соблюдаю следующие условия: посадка ребенка на тот ряд и парту, которые позволяют ребенку свободно выходить из-за парты. Предоставляю возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя.

Предоставляю большее количество времени для выполнения письменных работ.

При оценке результатов письменных работ не занижаю оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность, нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма.

5. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 

При объяснении нового материала использую опорные схемы. Для меня этот метод оказался очень эффективным.

Практически на каждом уроке ребята работают по карточкам (ведётся тетрадь для индивидуальных работ).

Например: (русский язык).

1 уровень (программа ЗПР)

2 уровень

Разбери слова по составу.

Дом, дома, домашний, домик.

Гриб, грибник, грибной.


Разбери слова по составу:

Берёза, домик, гриб, гнездо, лесной, дерево.

Вставь пропущенные буквы.

Медве..ь - медведи

гара… - гаражи

тра…ка - трава

ст…кло - стёкла

зв…зда – звёзды.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.

Медве..ь - ______________

гара… - _____________

ст…кло - ______________

б…жит - ______________

зв…зда - ______________

Определи род имён существительных:

Тетрадь (чья?), солнце (чьё?), гнездо (чьё?),

пенал (чей?), карандаш (чей?), ручка (чья?).


Определи род имён существительных:

Тетрадь, солнце, гнездо, пенал, карандаш, ручка.


Определи род имён существительных:

Полотенце, автобус, машина, товарищ, яблоко, ромашка.


Определи род имён существительных:

На автобусе, в школе, яблоки, под деревом, карандаши, около школы, здоровье.

Карточки по математике:

1 уровень (программа ЗПР)

2 уровень

Реши примеры:

7 + = 12 -  =

9 +  = 15 –  =

3 +  = 18 –  =

Реши примеры:

7 + 8 = 12 - 6 =

9 + 4 = 15 – 7 =

3 + 9 = 18 – 9 =

7 + 4 = 11 – 3 =

Реши примеры:

14 + 2 = 21 + 40 =

52 + 3 = 35 + 20 =

472 = 87 – 30 =

Реши примеры:

14 + 2 = 21 + 40 =

52 + 3 = 35 + 20 =

47 – 2 = 87 – 30 =

84 – 3 = 98 – 80 =

Карточки для ребёнка с ДЦП я набираю крупным шрифтом.

Использую цвет для выделения десятков и единиц.

Письменные работы по русскому языку (диктанты и списывания) подбираю с меньшим количеством слов.

Изложения и сочинения пишем по опорным словам.

1уровень (программа ЗПР)

2 уровень

- Какой стоял день? (тёплый)

- Кто грелся на солнышке? (Пушистый кот Васька)

- Что делал воробей? (клевал крошки хлеба)

- Что чует кот? (добычу)

- Что сделал Васька? (глазки заблестели. Кот бросился на птицу.)

Это заметил Алёша.
- Кто стал гнать Ваську? (мальчик)

- то спас птицу? (Алёша)
- Где скрылся воробей? (в кустах)



- Какой был день? 
- Кто грелся на крыльце? 
- Кто клевал крошки хлеба? 
- Что чует кот? 
- Что сделал Васька? 
- Кто стал гнать Ваську? 
- Где скрылся воробей?




Учитель поясняет, что предложения нужно начинать с выделенных слов. Можно вместе с учеником расставить простым карандашом порядок слов.

1 уровень (программа ЗПР)

2 уровень

Напиши сочинение по плану и опорным словам:

1. Мою маму зовут…

2. Моя мама самая красивая. Глаза (лучистые, голубые, карие, зелёные).

Волосы (русые, каштановые, чёрные). Руки (тёплые заботливые, трудолюбивые).

Сердце моей мамы (доброе и чуткое).

3. Моя мама работает ….

4. Я помогаю своей маме во всём.

5. Мама – мой лучший друг.


Напиши сочинение по плану:

1. Как зовут маму.

2. Моя мама самая красивая. Внешность мамы.

3. Профессия моей мамы.

4. Моё отношение к маме.

5. Пожелания маме.

6. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, которая позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. 
Оптимальная смена видов заданий: познавательных, вербальных, игровых и практических.

7. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух.

На уроках часто использую «хоровое» проговаривание. При таком виде работы усваиваются и теоретические знания, и лучше усваивается алгоритм выполнения практических упражнений.

8. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 

На каждом уроке стараюсь оказывать индивидуальную помощь «особенным» детям.

На уроке литературного чтения включаю «жужжащее чтение» (пятиминутки). В это время я работаю над развитием навыков чтения.

На уроках русского языка и математики во время самостоятельной работы (5-7 минут) над заданием, карточкой есть возможность уделить внимание «особенным детям».

На уроках трудового обучения и изобразительного искусства Диме помогают ученики класса.

 9. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

Стараюсь на уроке создать атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

«Мы часто попадаем впросак, когда пытаемся объяснить успех учителя лишь его приёмами или речами и забываем о главных педагогических средствах – скажем о простой, сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется, будто это всё «не научно», а на самом деле не научно строить педагогические теории, в которых нет слов сердце, сердечность, душевность, взгляд, улыбка» Симон Львович Соловейчик.

На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

 - элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

 - физкультминутки;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

- гимнастика (пальчиковая, для развития мелкой моторики, для тренировки зрительного анализатора). Такие виды гимнастик необходимы для детей с ограниченными возможностями.
10. Используйте задания на развитие познавательных способностей.

Часто на уроках русского языка я предлагаю найти «лишнее» слово. Такие задания развивают познавательные способности.

Тема: Перенос слова.

- Найти «лишнее» слово: медведь, олень, лиса, жираф, тюлень.

- Доказать, что слово «олень» лишнее. (Это слово перенести нельзя).

- Что общего у этих слов? (Все слова состоят из 2 слогов, все слова – названия животных).

Такой вид работы использую при проведении орфографических пятиминуток.

11. Используйте игровые технологии.

Использование игровых технологий позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Основное правило для учителя.

Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.


Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.

Люди часто делают шаг навстречу другим, лишь тогда, когда их самих настигнет беда. Мы стремимся построить демократическое государство, а это предусматривает не только равные возможности для всех, но и понимание, толерантность, желание что-то сделать для другого. Именно поэтому инклюзивное образование – это благородное дело, за которым будущее.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Организация инклюзивного образования в начальной школе"

Автор: Шевченко Ольга Владимировна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая папка учителя (портфолио учителя) "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-papka-uchitielia-portfolio-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "169124"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423371829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства