Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов
Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов
Анализ работы по организации ДО детей – инвалидов
в 2017 – 2018 учебном году.
Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве эффективного пути создания такой среды необходимо рассматривать дистанционное обучение данной категории детей. «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, предусматривающее создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей – инвалидов. Не осталась в стороне и наша школа, в 2011 году мы также вступили в данный проект по разработке и внедрению дистанционного обучения для детей-инвалидов. В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка-инвалида и на желании ему помочь. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры. Планируется создать группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей. Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. Инвалидов часто называют людьми с ограниченными возможностями. Но для нескольких ребят с ограниченными возможностями мир меняется кардинально: некоторые уроки у них проходят дистанционно – через Интернет. Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов»
Анализ работы по организации ДО детей – инвалидов
в 2017 – 2018 учебном году.
Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве эффективного пути создания такой среды необходимо рассматривать дистанционное обучение данной категории детей. «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, предусматривающее создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей – инвалидов. Не осталась в стороне и наша школа, в 2011 году мы также вступили в данный проект по разработке и внедрению дистанционного обучения для детей-инвалидов. В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка-инвалида и на желании ему помочь. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры. Планируется создать группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей. Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. Инвалидов часто называют людьми с ограниченными возможностями. Но для нескольких ребят с ограниченными возможностями мир меняется кардинально: некоторые уроки у них проходят дистанционно – через Интернет. Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование. С 1 сентября 2017 года с применением дистанционных образовательных технологий в нашей школе обучается 14 детей с ограниченными возможностями здоровья:
Кабанов Артем – 6 класс
Рябцева Екатерина – 6 класс
Каратеев Алексей – 6 класс
Пивоваров Богдан –5 класс
Степунина Татьяна – 5 класс
Львов Виктор – 3 класс
Сетер Сергей – 9 класс
Салихов Илья – 5 класс
Галкин Антон – 10 класс
Канищев Артем – 8 класс
Павлов Александр– 8 класс
Некрасов Даниил – 4 класс
Егоров Илья – 5 класс
Козлова Вероника – 4 класс
В МБОУ СОШ №11 г.о. Коломна обучается 12 учащихся, двое – ученики других школ. В 2017 году окончили школу 4 выпускника: 9 класса - Селиванов Даниила и Дубинин Сергей, 11 класса – Овчинников Илья и Тарусин Леонид. Вступили в проект 4 ученика: Степунина Татьяна, Львов Виктор, Канищев Артем и Галкин Антон. Все дети имеют различные заболевания: слуховые, зрительные, неврологические, 3 — детей с диагнозом ранний детский аутизм. С каждым годом этих детей становится все больше и больше. Люди с аутичными нарушениями могут рассматриваться как люди с совершенно иной культурой. Они по-другому воспринимают мир, по-другому обучаются, имеют другие ценности, другие правила, другие интересы. Однако эти люди должны жить в одном мире с «не аутичной культурой», который выставляет по отношению к ним определённые требования.
Способы сближения этих «культур»:
-Чтобы аутичные люди могли жить как можно более независимо, необходимо способствовать развитию их навыков и способностей, которые помогали бы им справляться с требованиями общества.
-Необходимо создать для них такое окружение, которое наиболее полно компенсировало бы их дефициты и уменьшало бы трудности, возникающие в связи с аутичным нарушением.
Осенью 2013 года учителя нашей школы прошли обучение в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» по теме: «Психолого– педагогическое и организационно – методическое сопровождение процесса обучения в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов». В 2014 году учителями пройдены курсы: «Инклюзивное образование: Содержание и методика реализации для обучающихся с ОВЗ с применением ДОТ». В 2015 – 2016 учебном году были пройдены курсы: «Воспитание и обучение детей с расстройством аутического спектра в условиях реализации ФГОС, 144 часа, Деловой центр Сибири. В 2016 – 2017 учебном году прошли курсы: «Инфоурок», «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в соответствии с ФГОС. В 2017 – 2018 учебном году закончили курс «Психолого – педагогического сопровождения образования детей с расстройством аутического спектра в условиях реализации ФГОС», 144 часа.
Основными направлениями психокоррекционной деятельности психолога являются: личностно-ориентированное и проблемно-ориентированное консультирование, коррекция семейных и межличностных отношений, коррекция когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов реагирования, позитивное формирование смысловой направленности установок, повышение самооценки и уверенности в себе, снижение психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, тревожности и страхов, восстановление дальнейшей жизненной перспективы и активизация адаптивных личностных ресурсов.
Психопрофилактическая работа проводится с лицами, не имеющими психических расстройств, т.е. состояниях которые не могут быть квалифицированы как болезненные. Проводятся психологическое консультирование и психологическая коррекция. Проводится пропаганда здорового образа жизни.
Таким образом, психологическая служба представляет собой организованную систему оказания специализированной помощи детям-инвалидам, направленной на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности учащегося; выявление условий, препятствующих или затрудняющих гармоническому развитию личности учащегося; осуществление работы по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию учащихся; оказание консультативной помощи родственникам учащихся; оказание помощи учащимся и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем; проведение психодиагностических исследований и длительных диагностических наблюдений за обучающимися, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
Психолог разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов учащихся, выполняет работу по профориентации учащихся с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
Количество человек, обратившихся за психологической консультацией.
Консультации
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Индивидуальные консультации
родителей
3
5
10
12
14
14
Индивидуальные консультации
учеников начальной школы
1
4
5
5
5
3
Индивидуальные консультации
учеников среднего и старшего звена
2
2
3
5
7
11
Индивидуальные консультации
учителей
3
5
8
10
12
14
Итого:
9
16
26
32
38
42
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно - сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно. Исходя из результатов опроса учащихся и их родителей, можно заключить, что данная технология обучения пользуется большим спросом, открывая безграничные возможности в получении информации, формировании навыков самообразования, приобщении к общечеловеческим ценностям. Такое обучение создает базу и развивает важные качества для получения дальнейшего профессионального образования, что является основой для реализации планов учащихся на будущее и социальной реабилитации в обществе.
По результатам I этапа внедрения дистанционного обучения в МБОУ СОШ №11 г. о. Коломна уже достигнуты следующие результаты:
Создана необходимая нормативно-правовая база.
Оборудованы кабинеты дистанционного обучения с хорошо оснащенными рабочими местами для учителей.
Произведена корректировка календарно-тематических планирований по предметам и составлены графики дистанционных занятий по каждому из учащихся.
Заключены договоры и проведена серия занятий с родителями, на которых их познакомили с технической и методической сопровождающей дистанционного обучения, раздали логины и пароли для входа в образовательную среду ДО www.vacad.ru .
В семьи, для обучения детей, выданы комплекты оборудования. Каждый компьютерный комплект оснащён современной операционной системой, программным обеспечением и цифровым учебным оборудованием для проведения физических испытаний, практических занятий по географии, предметам начальной школы, программированию и подключён к сети Интернет. Оборудование передано родителям (законным представителям) в безвозмездное пользование на полный срок обучения в общеобразовательной школе.
Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья основан на интеграции очного и дистанционного обучения и составлен в соответствии с учебным планом по индивидуальному обучению МБОУ СОШ №11 г.о. Коломна на 2016 - 2017 уч. год. Выбранные курсы учащиеся школы осваивают, используя сайт школы, вместе с этим к каждому из них на дом приходит педагог-куратор, помогающий справиться с возникшими проблемами или трудностями. Курсы разработаны почти по всем предметным областям и устроены таким образом, что помогают ребенку не только развить свои способности, но и освоить общеобразовательную программу, а при желании и приступить к углубленному изучению предмета. При проведении дистанционных занятий используются такие формы работы с детьми как:
- Skype-занятия (очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype;
- web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы и пр. занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию;
- очные занятия – занятия, проводимые в традиционной форме при личном контакте с учащимся.
На сегодняшний день все участники дистанционного обучения обеспечены качественным бесперебойным Интернет-доступом. У всех учеников подключен безлимитный тариф, что является достаточным для ведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий. Цели:
1) создать условия, в которых возможна образовательная активность детей – инвалидов, обучающихся дистанционно,
2) организовать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;
3) психологическая поддержка детей – инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
- Воспитание у учащихся познавательной активности через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
- Развитие умения самостоятельной работы с предлагаемым материалом, обучение самооценке и самоанализу.
- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
Наша задача, вместе с родителями – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал. Безусловно, вся моя работа с детьми с ограниченными возможностями проводилась учитывая психологические, физические и возрастные особенности. Решение поставленных задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития и воспитания таких детей. Школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями данной категории учащихся. Семья для такого ребёнка, как известно, является ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Вся наша работа направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование об особенностях общения с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. У каждой из категорий детей с ограниченными возможностями по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому воспитательный процесс выстраивается в индивидуальном порядке. На сегодняшний день в нашей школе разработан и успешно реализуется общий план воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Мы работаем в тесном контакте с родителями, знаем об особенностях всех детей и с учетом этого делаем рассылку различных творческих заданий, викторин, конкурсов. В различных воспитательных мероприятиях проводимых в стенах школы, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей. Мы стремимся создать психологические и материально - технические условия, чтобы воспитание таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
В этом учебном году дети с ограниченными возможностями участвовали в различных школьных воспитательных мероприятиях различной направленности, награждались подарками, грамотами. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья в этом году, в сентябре, мы совместно со старшеклассниками проводили праздник День Здоровья, на котором ребята рисовали рисунки о здоровом образе жизни, принимали участие в различных соревнованиях. В ноябре проводился региональный семинар по работе с детьми – инвалидами, мною был проведен классный час в 5 классе «Толерантность – это…», на котром также присутствовали дети – инвалиды. А также были проведены и другие внеклассные мероприятия, на которые были также приглашены ребята с ограниченными возможностями здоровья. В течение года выезжали к ребятам на дом и поздравляли с днем именниника, дарили подарки, проводили различные конкурсы, игры. Также проводился праздник День инвалида: «Возьмемся за руки Друзья». На этом празднике ребята сами делали снежинки и украшали елку. Этот праздник проводился совместно с родителями. Дети участвовали также в различных конкурсах, играх, пели песни, читали стихи. В декабре для ребят проходила Новогодняя елка, где ребята вместе со сказочными персонажами водили хоровод, пели песни, каждый ребенок получил подарок. В марте в нашей школе для ребят была подготовлена и показана сказка: «Муха – цокотуха». После спектакля была проведена викторина: «Герои сказок». Дети достаточно комфортно чувствуют себя на таких праздниках, проводимых в школе и нужно сказать о достаточно высокой степени толерантности обычных детей, которые проявляют к детям с ограниченными возможностями здоровья внимание, поддержку, понимание. И, конечно же, по итогам проведения мероприятий совсем не обязательно требовать от этих детей высоких результатов, само их участие – это уже результат их трудолюбия и целеустремленности. Таким образом, благодаря поддержке учителей, родителей и огромному желанию самих учащихся трудиться, творить работа с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное воспитательное значение в системе ДО. Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
В дальнейшем планируется:
- деятельность школы не ограничивать учебной и вести проектную деятельность, проводить регулярные внеурочные мероприятия, привлекать учащихся школы к участию во внеклассных мероприятиях (конкурсы, праздники, ярмарки достижений учащихся, интеллектуальные игры, тренинги и др.), способствовать повышению их самооценки, коммуникабельности, раскрытию новых возможностей, порой неожиданных для самих детей и их преподавателей. Кроме того, такие мероприятия обратят внимание и родителей на деятельность школы, приобщат их к участию в совместных проектах;
- проводить просветительскую работу и обучающие семинары для детей, родителей и учителей города;
- после знакомства с технической составляющей дистанционного обучения всеми участниками образовательного процесса приступить к развитию его содержательной составляющей (создание информационных ресурсов в виде курсов ДО, методической поддержки, обучения и переподготовки преподавателей ДО).
Работа по всем этим направлениям позволит создать в нашей школе развитую систему дистанционного обучения, что позволит существенно повысить качество и доступность образования и достичь непрерывности образования посредством дистанционных технологий.