kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок "Юный психолог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Дополнительная  образовательная программа «Юный психолог» имеет  социально-психологическую  направленность.

Подростковый возраст называют критическим возрастом (в широком смысле слова). Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный психолог"»



Дополнительная

образовательная программа

«Юный психолог»

Возраст детей: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Юный психолог» имеет социально-психологическую направленность.

Подростковый возраст называют критическим возрастом (в широком смысле слова). Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.

Основные проблемы психологического развития подростка в этот период:

  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование привычных навыков самоанализа;

  • формирование интереса к другому человеку как к личности;

  • формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания и толерантности;

  • развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Настоящая программа актуальна, так как она призвана помочь подростку разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. 

Очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных детей, так и коллектива (школьного класса) в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.

Новизна программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий, которые помогают подростку справиться с психологическими проблемами на данном этапе его развития.

Цель и задачи программы

Целью программы является диагностика, коррекция и оптимизация личностного развития подростов на основе игровых групповых форм работы.

Задачи программы

Обучающие:

  • формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;

  • формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

Развивающие:

  • развитие навыков эффективного общения;

  • развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

  • развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  • развитие познавательных процессов.

Воспитательные:

  • повышение уровня рефлексивности;

  • создание мотивации для дальнейшего саморазвития обучающихся;

  • сплочение подростков;

  • формирование взаимного доверия;

  • формирование толерантности.


Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создаёт наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определённые роли.

Дополнительная образовательная программа «Юный психолог» разработана с учётом имеющегося опыта выявления индивидуальных особенностей обучающихся. На основе проведённого исследования были выделены запросы, интересы и теоретические знания обучающихся, что позволило адаптировать программный материал к практическим запросам современных подростков.

Программа включает в себя следующие блоки: тренинг командообразования, тренинг коммуникативных навыков, занятия, направленные на развитие толерантности, тренинг личностного роста, тренинг профессионального самоопределения. 

Тренинги разрабатывались на основе работ Л.М. Анн, И.В. Вачкова, А.Г. Грецова, А.Г. Лидерс и др.

Образовательная программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена таким образом, чтобы подростки смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.

Возраст детей: с 14 лет.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

В данной образовательной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:

  • большие ролевые игры;

  • игры-переживания;

  • деловые игры;

  • психогимнастика;

  • упражнения на отработку различных навыков.
    2. Различные методы тренинга:

  • ролевая игра;

  • мозговой штурм;

  • моделирование практических ситуаций;

  • работа в малых группах;

  • семинар;

  • метод кейсов и т.д.
    3. Групповые дискуссии, беседы.

4. Информационные блоки.

5. Психологические тесты.

6. Элементы арт-терапии.

7. Элементы сказкотерапии.

8. Элементы телесно-ориентированной терапии. 

Структура занятия

I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.

II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.

III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.

IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с 10-15-минутным перерывом.

Для проведения занятий необходимо хорошо проветриваемое, светлое помещение, в котором есть возможность рассадить участников не только в круг, но и за парты.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

По окончании курса обучения учащиеся будут: 

знать:

  • базовые понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;

  • виды конфликтов и пути их преодоления;

  • эффективные формы работы в команде;

  • методику определения своего темперамента, профессиональной ориентации, конфликтности, толерантности;

  • методику работы с психолого-диагностическим материалом;

  • проблемы современного общества, такие как ВИЧ/СПИД и наркомания: пути заражения, этапы развития, возможности защитить себя и своих близких;

  • виды социальной активности подростков;

  • методику и технику проведения опроса в школе;

уметь:

  • работать «в кругу», применяя новые методы работы (не столь часто используемые на уроках);

  • взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;

  • доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;

  • применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;

  • защищать себя и своё здоровье;

  • высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;

  • разрабатывать и реализовывать собственный проект;

  • применять в жизни принципы толерантности;

  • самостоятельно развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление.

Формы подведения итогов реализации программы

По окончании курса учащиеся самостоятельно разрабатывают опросник, который корректируется вместе с педагогами и апробируется на ровесниках. Подросткам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему исследования, составить вопросы для опроса. Педагог здесь выступает в роли советчика и информатора. Такая форма подведения итогов вызывает значительный эмоциональный подъём у подростков. Ведь получив свободу выбора, они используют все полученные на занятиях знания. Самостоятельность в выборе повышает чувство ответственности у обучающихся, а также мобилизует творческий потенциал подростков.

Формой подведения итогов является организация выставки обработанных результатов в рисуночно-схематической форме. Эта форма подведения итогов позволит увидеть, как были освоены полученные навыки, как ребята чувствуют себя в роли юного психолога, насколько корректно составляют вопросы и насколько инициативно подходят к подготовке собственного социального проекта.


Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: от 14 до 15 лет



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (учебно-тематический план по годам обучения)

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Юный психолог"


Рабочая программа 1 года обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

1. Вводное занятие «Зачем мы здесь собрались?»

1

1

2


Методическое пособие по психологии «Психология познания»

2. Тренинг формирования эффективной команды

4

6

10

Составление мини-опросника «Формирование эффективной команды»

2.

2.1. Формирование чувства «Мы»

1

1

2

2.1. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. Игры на снятие барьеров и сближение.

2.2. Сплочение и доверие

1

1

2

2.2. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского

Мини-беседа на тему доверия. Освоение пространства посредством игровых форм.

2.3. Путешествие

-

1

1

2.3. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского.

Повышение взаимного чувства доверия. Разработка общей символики: эмблема, девиз, название Подвижные игры с принятием совместных решений

2.4. Спастись и выжить

-

1

1

2.4. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского Раскрытие и активация творческого потенциала команды, личностного потенциала каждого её члена. Формирование слаженных действий в команде. Беседа на тему «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве». Психогимнастические игры. Большая ролевая игра.

2.5. Верёвочный курс

1

1

2

2.5. Развитие взаимодействия в коллективе.

Сценарий прохождения веревочного курса. Открытое пространство (улица, спорт.зал)

2.6. Портрет нашей группы

1

1

2

2.6. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского Упражнение с элементами арт-терапии «Портрет нашей группы». Повторная диагностика групповой сплоченности.

3. Тренинг коммуникативных навыков

5

9

14

Составление мини-опросника

«Коммуникативные навыки»

3.

3.1. Общение и умение слушать

1

1

2

3.1. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Теоретические аспекты эффективного общения.  Беседа, игры и мини-упражнения. Диагностика готовности слушать собеседника.

3.2. Средства общения

1

1

2

3.2. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов

Классификация средств общения. Формирование и закрепление коммуникативных навыков при помощи упражнений и игр.

3.3. Общение без слов

-

1

1

3.3. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов

Понятие невербального общения.  Игровые упражнения, направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой, позой при разговоре. 

3.4. Наши эмоции и чувства

1

1

2

3.4. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения. Игры-переживания.

3.5. Проявление эмоций и чувств

1

1

2

3.5. Методическое пособие по психологии «Эмоции и воля» Е.И.Рогов.

Понятие эмпатии. Формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника. Тренинговая работа в парах и мини-группах: формирование и отработка навыков эмпатии, обучение технике саморегуляции.

3.6. Конфликты и причины их возникновения

-

1

1

3.6. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов.

Понятие конфликта в психологии. Причины конфликтов. Механизмы возникновения конфликтов. Барьеры и трудности в общении. 

Самодиагностика степени своей конфликтности. Игровое моделирование конфликтных ситуаций.

3.7. Пути решения конфликтов

-

1

1

3.7. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Отработка теоретических знаний в мини-группах. Выработка подростками собственных решений конфликтных ситуаций. Тренинг бесконфликтного решения.

3.8. Навыки публичных выступлений

-

1

1

3.8. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Релаксационные упражнения. Упражнения на саморегуляцию (как справиться с волнением).

3.9. Отработка навыков публичного выступления

1

1

2

3.9. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. м/м установка.

Видеозапись выступления (с согласия обучающегося). Подготовка презентации. Самостоятельный анализ обучающимся своего вербального и невербального поведения по видеоматериалам. Коррекция ошибок в мини-группах.

4. Тренинг «Развитие толерантности»

3

5

8

Составление рекомендаций

«Как стать толерантной личностью»

4.

4.1. Толерантная личность

1

1

2

4.1. Демонстрация учебно-тематических видеороликов, «Психодиагностика толерантной личности»- М.: Смысл, 2008

Упражнение на определение степени своей толерантности.

4.2. Знакомство со стереотипами

1

2

3

4.2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности у школьников» учебно-тематическое пособие – М.: Академия развития, 2003.

Понятие стереотипа. Виды и функции стереотипа. Популярные стереотипы. Механизмы возникновения стереотипов.

Игровой тренинг.

4.3. Быть принятым другими – не значит быть как все

1

2

3

4.3. Методическое пособие «Культура толерантности и опыт дипломатии» М.: МГИМО, 2004

Формирование положительной самооценки подростков. Развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека. 

5. Тренинг личностного роста

3

5

8

Составление мини-опросника

«Личностный рост»

5.

5.1. Кто я?

1

1

2

5.1. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»; Д.Кехо «Подсознание может всё»

Диагностические и медитативные методики.
Тренинги на самопознание, осознание себя (своей личности) и понимание других людей. 

5.2. Тренинг креативности

-

2

2

5.2. Э.Боно «Шесть шляп мышления»; Д.Бивер «Креативность, мышление».

Выполнение задач на сообразительность. Самооценка творческих способностей.

5.3. Развитие мышления, памяти, внимания

1

1

2

5.3. «Как развивать внимание» И.Ю.Матюгин, Т.Ю.Аскоченская; «Развитие логического внимания детей» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Тест IQ Самодиагностика интеллектуального уровня. Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Формирование навыков самостоятельного совершенствования когнитивных способностей.

5.4. Психодиагностика

1

1

2

5.4. Диагностика «Особенности личности, межличностных взаимодействий»

Формирование предпрофессиональных навыков. 

Самостоятельная обработка и интерпретация методик.

6. Профилактика социальных заболеваний

3

3

6

Составление мини-опросника

«Что ты знаешь о ВИЧ/СПИД»

6.

6.1. Профилактика ВИЧ/СПИД

1

1

2

6.1. Демонстрация учебно-тематического фильма

Проблема ВИЧ/СПИДа в современном обществе. Информация о развитии, путях заражения и возможностях предотвращения болезни. Меры самозащиты. 

Профилактический тренинг.

6.2. Аукцион ценностей

2

1

3

6.2. Методические рекомендации «Социальное здоровье России» под ред. С.А.Беличевой

Понятие ценности. Понятие выбора. 
Формирование навыков выбора. Тренинг.

6.3. Профилактический семинар «Жизнь без наркотиков – реальная возможность»

-

1

1

6.3. Мифы, связанные с наркоманией. Комплекс социальных, образовательных, медицинских и психологических мер, направленных на предупреждение возникновения какого-либо негативного явления. Пропаганда здорового образа жизни. 
Освоение правил действия в случае столкновения с проблемой наркомании.

Методика первичной диагностика, Анонимная анкета

7. Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения

2

6

8

Составление мини-опросника

«Кем ты хочешь стать?»

7.

7.1. Тренинг профессионального самоопределения

1

3

4

7.1. Теоретические аспекты профессионального и жизненного самоопределения. 

Апробация полученных знаний при помощи упражнений. 

Комплекс упражнений по профориентации

7.2. Профориентационная диагностика

1

2

3

7.2. Психодиагностический сборник «Общая психодиагностика» под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина

Сознательный выбор профессии и аргументация в её защиту.

Проведение тестирования. Интерпретация и обобщение результатов тестирования.

7.3. Профориентационная игра «Переспектива»

-

1

2

7.3. Аспекты профессионального и жизненного самоопределения на конкретных примерах выбора. 

 Закрепление полученных знаний и навыков в игровой форме.

Ватман, карандаши, листы формата А4

8. Социальное творчество

1

3

4

Презентации социальных проектов

8.

8.1. Разработка «социального проекта»

1

2

3

8.1. Понятие социального проекта. Различные виды социального проекта. Теоретические аспекты социального проектирования.

Разработка собственного социального проекта-опросника. 

Ватман, карандаши, листы формата А4

8.2. Реализация проекта

-

1

1

8.2.Проектирование опросника. Разработка методики опроса. Проведение опроса. Обработка и интерпретация данных. Оформление результатов опроса. Обсуждение в группе. 

м/м установка

9. Итоговое занятие «Чему мы научились»

1

1

2

Организация выставки обработанных результатов в рисуночно-схематической форме

9. Выставка с результатами проведенного опроса. Заключительная диагностика. Коллективное подведение итогов.

Промежуточная аттестация

7

7

14



ИТОГО:

30

46

76





ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.
8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.
10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.
12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.
14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.
16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.
17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.
18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.
19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.
20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.
21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.
22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.
23. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.

24. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. М.:, 1985 г.

25. Е.И.Рогов «Психология общения» - Москва: Владос, 2001.

26. «Воспитание толерантности у школьников» учебно-тематическое пособие – М.: Академия развития, 2003

27. «Культура толерантности и опыт дипломатии» методическое пособие М.: МГИМО, 2004

28. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»- Изд.: «Ардис», 2003 г.

ЛИТЕРАТУРА для обучающихся:

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
4. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
5. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.

6. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»- Изд.: «Ардис», 2003 г.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кружок "Юный психолог"

Автор: Кочеткова Марина Михайловна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист" "
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-shakhmatist"
    ["file_id"] => string(6) "219706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351527"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Статья в газету на тему:«Внеурочная деятельность как фактор развития личности»."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_v_ghazietu_na_tiemu_vnieurochnaia_dieiatiel_nost_kak_faktor_razvitiia_li"
    ["file_id"] => string(6) "374711"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483114097"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Доклад на районную августовскую конференцию по теме: "Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения" "
    ["seo_title"] => string(183) "doklad-na-raionnuiu-avghustovskuiu-konfierientsiiu-po-tiemie-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353507"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства