Название статьи:
«Внеурочная деятельность как фактор развития личности».
Автор статьи:
Заместитель директора по УВР ГБОУ ЛНР «Стахановская специализированная школа I- III ступеней №3» Шпота Лариса Викторовна
Аннотация к статье.
Автор статьи обосновывает актуальность темы «Внеурочная деятельность как фактор развития личности» и делится опытом внедрения внеурочной деятельности в систему работы образовательного учреждения, раскрывает основные направления и формы ее организации.
Ключевые слова и словосочетания: внеурочная деятельность, развитие личности, направления работы, результативность работы, нестандартные ситуации, эрудиция.
Внеурочная деятельность как фактор развития личности
У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определенному виду или нескольким
видам деятельности. Как раз эту
индивидуальность и надо распознать…
В. А. Сухомлинский
Осуществляя переход на новый государственный образовательный стандарт начального общего образования, мы вспомнили такой термин, как «внеурочная деятельность». Почему вспомнили?! Правильнее было сказать – вернули его в массовое употребление. Ведь основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Авторы пособия «Внеурочная деятельность: методический конструктор» Д. В. Григорьев и П. В. Степанов дают следующее определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания, а в узком смысле – приобретение учащимися социальных знаний, опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Конечно, в идеале из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе – интересная, насыщенная.
Многие мои коллеги до сих пор отождествляют словосочетание «внеурочная деятельность» с понятием «обучение», заменяя занятия внеурочной деятельностью индивидуальной или групповой работой со слабоуспевающими учащимися, либо осуществляют дополнительную воспитательную работу со «злостными» нарушителями дисциплины, проводя беседы на морально-этические темы. Нет, нет и еще раз нет!
Основная цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Ребенок с помощью родителей выбирает именно то направление (несколько направлений) внеурочной деятельности, которое соответствует его интересам. С этой целью (в соответствии с требованиями Стандарта) в нашей школе внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное: осуществляется через кружок «Уроки доктора здоровья» и секцию «Оздоровительная аэробика»;
- духовно-нравственное: осуществляется через кружок «Родной край» и кружок для 1-2 классов «Азбука вежливости»;
- социальное направление: это уроки психологии в начальной школе «Тропинка к своему Я»;
- общекультурное направление (самое распространенное): студия театрального мастерства «Мир театра»; кружок «Чудеса своими руками» и кружок «Бумажная пластика»; студия литературного мастерства «Мир красоты и творчества»;
- общеинтеллектуальное: осуществляется через кружок «Юным умникам и умницам» (компьютерные проектные технологии), кружок «В мире неизведанных слов» и «Мир сказки», кружок английского языка «Маленькие звездочки».
Из нескольких существующих моделей организации внеурочной деятельности мы выбрали оптимизационную модель - модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, т.е. в ее реализации принимают участие все работники данного учреждения.
Привлечение к организации внеурочной деятельности психолога, библиотекаря и учителей-предметников расширяет возможности учебного плана, позволяет разнообразить формы ее проведения (музыкальные праздники, тренинги, социальные акции, экскурсии, ежедневные прогулки и динамические паузы, знакомство с книгой, разнообразными видами искусства.).
Конечно, в этом случае координирующая роль принадлежит классному руководителю, который, взаимодействуя с родителями, учащимися и педагогическими работниками, организует процесс внеурочной деятельности оптимальный для развития творческой, знающей, непосредственной личности.
Внеурочная деятельность – это широкая сфера деятельности педагогического коллектива, способная принести неоценимые плоды. Создавая оптимальные условия для развития и отдыха детей, она формирует навыки коллективной и организаторской деятельности и способствует творческой самореализации детей; развивает их общую эрудицию и расширяет кругозор; повышает и совершенствует качество знаний и умений воспитанников и возможность их применять в нестандартных ситуациях.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.