Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является кружок «Юный шахматист».
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
-овладение навыками игры в шахматы
-интеллектуальное развитие участников кружка
-результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист" »
Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Приказ от_______.08.2014 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По общеинтеллектуальному направлению
«Юный шахматист»Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1 класс Количество часов 34 Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе
авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»
Пояснительная записка.
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является кружок «Юный шахматист».
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)
Сроки реализации: 2014-2015 г.
Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.
«Юный шахматист»
Учебно – тематический план (1-4кл.)
1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.
№
темы
Всего
(часов)
Теория
(часов)
Практика
(часов)
1
Шахматная доска и фигуры
4
2
2
2
Ходы и взятие фигур
16
6
10
3
Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».
16
6
10
4
Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита и размен.
16
4
12
5
Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.
20
6
14
6
Особенности матования одинокого короля.
14
4
10
7
Тактические приёмы и особенности их применения.
14
4
5
8
Начальные сведения об зндшпиле.
16
4
12
9
Начальные сведения об миттельшпиле.
16
4
12
10
Подведение итогов
4
-
4
итого
135
40
95
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-
матах)
учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Активно использо-вать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке.
Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос-ти.
Овладе-вать способно-стью прини-мать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Формировать умение контролиро-вать свои действия.
Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-
щих.
Ориенти-ро-
ваться на становле-ние гуманис-
тических
ценностей.
Формиро-вать
Социаль-но
-ориентирова-
нный взгляд
на мир.
Форми-ровать
Уважи-тельное
Отноше-ние
К иному мнению
и культуре
других народов.
Учиться понимать
свою
социаль-ную
роль
развивать
самосто-
ятель-ность и
оветствен-
ность.
Развивать
навыки
сотрудни-
чества
со взрослы-ми
и сверстни-ками.
Учиться
Относи-ться
бережно к
матери-
аль
ными духовным
ценнос-тям.
2
Место шахмат в мировой культуре
1
11.09.14
3
Роль шахмат в воспитании и развитии личности
1
18.09.14
4
Шахматная доска и фигуры(т, п.)
1
25.09.14
5
Шахматная доска и фигуры (т., п.)
1
02.10.14
6
Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска.
1
09.10.14
7
Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска.
1
16.10.14
8
Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска.
1
23.10.14
9
Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска.
1
30.10.14
10
Сильнейшие шахматисты мира.(т)
Поля, линии, обозначения.(п)
1
13.11.14
11
Тренировочные упражнения.(п.)
Запись позиций.(т.)
1
20.11.14
12
Тренировочные упражнения.(п.)
Запись позиций.(т.)
1
27.11.14
13
Названия фигур.(т)
Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)
1
04.12.14
14
Названия фигур.(т)
Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)
1
11.12.14
15
Названия фигур.(т)
Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)
1
18.12.14
16
Названия фигур.(т)
Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)
1
25.12.14
17
Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)
Дидактические игры.(п.)
1
15.0.115
18
Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)
Дидактические игры.(п.)
1
22.01.15
19
Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)
Дидактические игры.(п.)
1
29.01.15
20
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.)
Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)
1
05.02.15
22
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.)
Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)
1
19.02.15
23
Превращение пешки и взятие
На проходе пешкой.(т.)
Тренировочные упражнения.(п.)
1
26.02.15
24
Превращение пешки и взятие
На проходе пешкой.(т.)
Тренировочные упражнения.(п.)
1
05.03.15
25
Угроза, нападение, защита, двойной удар.
Дидактические игры на маршруты фигур(п.)
1
12.03.15
26
Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).
1
19.03.15
27
Моделирование на шахматном материале.(п.)
1
02.04.15
28
Моделирование на шахматном материале(п.)
1
09.04.15
29
Рокировка. Правила её выполнения(т)
Решение упражнений на рокировку.(п.)
1
16.04.15
30
Рокировка. Правила её выполнения.(т)
Решение упражнений на рокировку.(п.)
1
23.04.15
31
Упражнения на шахматной доске.
1
30.04.15
32
Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения при игре на турнирах(п.)
1
07.05.15
33-34
Шахматный турнир.(п.)
2
14.05.15
21.05.15
Итого 34 часа.
Учебно-методическая литература.
Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам. – Наб. Челны, 2004.