kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

            Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

            Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

             Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

            Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

1.     Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

2.     Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.     Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.     Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           Сверстниками.

5.     Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

6.     Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

 

Прогнозируемый результат:

 

-овладение навыками игры в шахматы

-интеллектуальное развитие участников кружка

-результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист" »


Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

Подпись ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По общеинтеллектуальному направлению

«Юный шахматист» Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1 класс Количество часов 34 Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе

авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»



















Пояснительная записка.

Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является кружок «Юный шахматист».



Цель программы:


Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.


Задачи программы:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .

  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

Сверстниками.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.


Прогнозируемый результат:


*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.



Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)


Сроки реализации: 2014-2015 г.


Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.






















«Юный шахматист»


Учебно – тематический план (1-4кл.)


1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.


темы

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

2

2

Ходы и взятие фигур

16

6

10

3

Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

16

6

10

4

Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита и размен.

16

4

12

5

Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

20

6

14

6

Особенности матования одинокого короля.

14

4

10

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

14

4

5

8

Начальные сведения об зндшпиле.

16

4

12

9

Начальные сведения об миттельшпиле.

16

4

12

10

Подведение итогов

4

-

4


итого

135

40

95



Содержание курса


1. Шахматная доска и фигуры.


Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.


Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


2.Ходы и взятие фигур.


Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

Ударность и подвижность игр.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур.

Моделирование на шахматном материале.

Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.



3 Цель и результат шахматной партии.


Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах.

Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в один ход.

Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика.

Решение упражнений на постановку мата и пата.

Различное количество ходов.


4.Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита, размен.


Ценность фигур.

Единица измерения ценности.

Защита, размен, виды размена.

Материальный перевес.

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика. Решение арифметических и логических задач.


5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.


Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практика. Игровая практика.


6. Особенности матования одинокого короля.


Матование двумя ладьями.

Матовые и патовые позиции.

Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.


7 Тактические приемы и особенности их применения.


Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.




8.Начальные сведения об эндшпиле.


Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.

Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста , активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.


9.Начальные сведения о миттельшпиле.


Понятие о варианте.

Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий , блокада.

Практика .Отработка на практике миттельшпиля.


Поведение итогов года.

Презентация, соревнование.































Тематическое планирование 1 класс.

(далее буквой «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Познаватель-ные

УУД

Коммуни-кативные

УУД

Регуляти-вные

УУД

Личност-ные

УУД

1

Вводный урок

1

04.09.14


Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.


Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.



Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.


Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.


Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

матах)


учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.

Активно использо-вать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке.


Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.





Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос-ти.



Овладе-вать способно-стью прини-мать и сохранять цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролиро-вать свои действия.


Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

щих.


Ориенти-ро-

ваться на становле-ние гуманис-

тических

ценностей.

Формиро-вать

Социаль-но

-ориентирова-

нный взгляд

на мир.



Форми-ровать

Уважи-тельное

Отноше-ние

К иному мнению

и культуре

других народов.


Учиться понимать

свою

социаль-ную

роль

развивать

самосто-

ятель-ность и

оветствен-

ность.

Развивать

навыки

сотрудни-

чества

со взрослы-ми

и сверстни-ками.


Учиться

Относи-ться

бережно к

матери-

аль

ными духовным

ценнос-тям.






2

Место шахмат в мировой культуре

1


11.09.14


3

Роль шахмат в воспитании и развитии личности

1

18.09.14


4

Шахматная доска и фигуры(т, п.)

1

25.09.14


5

Шахматная доска и фигуры (т., п.)

1

02.10.14


6

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

09.10.14


7

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

16.10.14


8

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

23.10.14


9

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

30.10.14


10

Сильнейшие шахматисты мира.(т)

Поля, линии, обозначения.(п)

1

13.11.14


11

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

20.11.14


12

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

27.11.14


13

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

04.12.14


14

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

11.12.14


15

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

18.12.14


16

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

25.12.14


17

Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

15.0.115


18

Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

22.01.15


19

Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

29.01.15


20

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

05.02.15


22

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

19.02.15


23

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

26.02.15


24

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

05.03.15


25

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

1

12.03.15


26

Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

1

19.03.15


27

Моделирование на шахматном материале.(п.)

1

02.04.15


28

Моделирование на шахматном материале(п.)

1

09.04.15


29

Рокировка. Правила её выполнения(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

16.04.15


30

Рокировка. Правила её выполнения.(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

23.04.15


31

Упражнения на шахматной доске.

1

30.04.15


32

Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения при игре на турнирах(п.)

1

07.05.15


33-34

Шахматный турнир.(п.)

2

14.05.15

21.05.15

Итого 34 часа.

























Учебно-методическая литература.


  1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».

  2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.

  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.

  4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.

  5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам. – Наб. Челны, 2004.

  6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.

  7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.

  8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.







































































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ ___________________ФИО

от 28.08.2014 №1 (подпись)

_________ ______________ 29.08.2014

(подпись руководителя МС, ФИО)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Штенский Анатолий Владимирович

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219706

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства