государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия
На тему : «Путешествуем вместе»
Губанова Е.А.,
педагог-психолог
отделение Пестрака, 2019г.
Конспект занятия для подростков "Путешествуем вместе"
Цель:расширить представление учащихся о конструктивных способах взаимодействия, развивать коммуникативные компетенции, способствовать углублению взаимопонимания, совершенствовать навыки работы в команде.
Тип занятия –тренинг.
Форма организации образовательной деятельности –индивидуальная, групповая, коллективная.
Материалы и оборудование:музыкальный центр, музыкальный диск со звуками моря и криками дельфинов, английские булавки, газеты, клеящий карандаш, воздушные шары.
План проведения занятия:
Приветствие «Привет! Как дела?»;
Разминка «Дальнее плавание»;
Упражнение «Костюм из газеты»;
Рефлексия;
Упражнение – разминка «Работа в команде»;
Упражнение «Чемодан в дорогу»;
Рефлексия занятия;
Упражнение «Импульс»
Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие... в страну общения.
Для того, чтобы наш день сложился успешно и наше путешествие оказалось незабываемым, давайте порадуемся новой встрече и общению друг с другом и поприветствуем друг друга.
1. Приветствие «Привет! Как дела?»
Участники начинают ходить по комнате им необходимо поздороваться с каждым за руку и при этом сказать «Привет! Как твои дела?». Говорить нужно только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Теперь мы с вами можем отправляться в путешествие, но для этого нам необходимо собраться в дорогу.
2. Разминка «Дальнее плавание»
Участники располагаются кругом.
В путешествие мы отправляемся на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погрузить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить можно все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже какие-либо понятия, например, такие как «мифология» или «кибернетика». Каждый участник за один раз должен погрузить 3 вещи, начинающиеся на одну букву «Г». Нужно внимательно следить за погрузкой и не повторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои 3 слова на одну букву и произвольно бросает мяч следующему участнику.
Мы хорошо с вами поработали, сложили все необходимое в трюм, и можем отправляться в путь. Закройте глаза, представьте наш парусник и наслаждайтесь живописным пейзажем, открывающимся с борта прекрасного парусника.
Откройте глаза. Вот наш парусник прибыл в страну общения. Нас встречают жители этой необыкновенной страны и приглашают нас на бал, по случаю нашего прибытия. Но мы с вами понимаем, что у нас нет костюмов для этого события. Как вы считаете, что мы с вами можем предпринять в этой ситуации?
Мы с вами, складывая вещи в трюм, взяли с собой газеты. Я предлагаю создать костюмы из газет.
3. Упражнение «Костюм из газеты»
Группа делится на команды по 3 человека. В команде решается кто будет участником А, кто участником Б, а кто В.
Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:
Участник А видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
Участник Б не видит, не разговаривает и не может ни к чему прикасаться. В качестве компенсации ко всем этим ужасам игроки А и В наряжают его в фантазийный костюм!
Участник В не видит, но говорит и может действовать руками.
У каждой команды есть 15 минут, чтобы соорудить для игрока Б как можно более экстравагантный костюм из газеты. Настоящая одежда участника Б должна быть как можно больше скрыта под бумажным костюмом. Костюм нужно закрепить на участнике Б так хорошо, чтобы он смог продемонстрировать его на «подиуме».
Газету нельзя резать ножницами, можно только рвать руками. Костюм скрепляется клеем и булавками. Как только игра началась, участники Б и В закрывают глаза, а игрок А закладывает руки за спину. Все трое несут ответственность за то, как работает команда.
Команды, по возможности, не должны видеть друг друга за работой.
Через 15 минут тройки встают в круг, и каждая команда проводит по кругу игрока Б в придуманном костюме.
4. Рефлексия:
Какое было настроение у команды?
Как протекал процесс общения?
Как вы оцениваете проделанную работу?
Как повлияли ограничения возможностей игроков на результат?
Что более всего мешало взаимодействию команды?
Жители страны общения решили проверить, насколько хорошо мы можем взаимодействовать друг с другом.
5. Упражнение – Разминка «Работа в команде»
Участники разбиваются на группы по три или четыре человека.
Группы берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар.
Задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая при этом руками (можно задействовать лишь плечи и локти). Дается время на тренировку
Участники удерживают шар (головой, коленями, локтями, носом, левым плечом, правой ногой и пр.).
Задача усложняется, комбинируются команды, например: «Голова и локоть». Это значит, что участники должны удерживать шар головой, затем локтем.
А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!
Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу и перед тем, как вернуться домой из путешествия, соберем чемодан.
6. Упражнение «Чемодан в дорогу»
Содержание чемодана будет особым. В него мы положим то, что каждому из нас помогает в общении или взаимодействии с другими людьми.
Варианты необходимых качеств: Активность, благородство, воспитанность, вежливость, гибкость, доброта, дружелюбие, надежность, уверенность в себе, открытость, порядочность, приветливость, раскованность, сдержанность, справедливость, эмпатия, уважение, тактичность, умение задавать вопросы, коммуникабельность, общительность, заинтересованность в другом человеке, оптимизм, чувство юмора.
7. Рефлексия занятия
Что меня удивило?
Что расстроило или огорчило?
Что нового я узнал для себя?
Вы эффективно поработали на занятии и получили массу эмоций. Сейчас давайте поделимся позитивными приобретениями с другими участниками группы.
8. Упражнение «Импульс»
Участники стоят по кругу, взявшись за руки. Один из участников отправляет «импульс» (легкое рукопожатие) другому, этот «импульс» очень быстро должен вернуться к первому участнику.