kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Профессиограмма медицинской сестры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: Профессиограмма медицинской сестры.

Цели: обучающая – познакомить учащихся с понятием «профессиограмма» и ее основными разделами, с понятием «ПВК»; воспитывающая – воспитывать уважение к работающему человеку и трудовой деятельности; развивающая – способствовать развитию эмпатии, коммуникативных умений, навыков самопознания и рефлексии; создать условия для развития познавательного интереса к профессии «медицинская сестра»; профориентационная – способствовать формированию представлений о профессии «медицинская сестра» и требований, предъявляемых к человеку, выбравшему данную профессию, объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих ПВК и соотносить их с требованиями профессии «медицинская сестра».

Форма занятия: практикум с элементами психологического тренинга.

Материалы и оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки; презентация, аудиозапись со звуками моря, конспект занятия, кроссворд, бланки диагностики, макет «дерево рефлексии».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вводное слово: Здравствуйте, ребята, предметом нашего разговора сегодня станет понятие «профессиограмма медсестры». Это очень емкое понятие, поэтому его рассмотрению мы посвятим целое занятие. В результате изучения данной темы у вас сложится общее представление о медсестре как специалисте, обладающем определенными ПВК, умениями, способностями, а также о проф. деятельности медсестры, где она может работать, какие виды работ выполнять. В ходе занятия мы, обсудим теоретические вопросы в контексте темы, проведем диагностику уровня развития у вас ПВК медсестры, и в оставшееся время мы с вами станем участниками психологического тренинга, который будет направлен на развитие некоторых ПВК медсестры.

Теоретический блок: Начать наш диалог я бы хотела с такого вопроса: что же такое профессиограмма? Какое содержание вы вкладываете в это понятие? А я бы начала поиск ответа на этот вопрос вот с чего. Вы выбрали профессию «медсестра» и, наверное, знаете о том, что каждый специалист в этой области и в любой другой тоже должен соответствовать определенной модели личности и деятельности. Да? Т.е. не каждый человек может стать медсестрой или программистом или парикмахером. И говоря словами Г. Резапкиной: «Не только человек выбирает профессию. Любая проф. деятельность отбирает людей, обладающих набором черт и качеств, необходимых для успешности этой деятельности». Вы согласны с данным утверждением? Чтобы узнать, соответствуете ли вы по характеристикам вашей личности профессии «медсестра» мы должны обратиться к понятию как «Профессиограмма». Оно отражает необходимый нам образец личности и деятельности специалиста. На занятии мы более подробно познакомимся с содержанием понятия и такой его важной составляющей как «ПВК специалиста». Итак, в содержание данного понятия входит:

  • области применения проф. знаний, т.е. где может работать медсестра. Я думаю, вы об этом все знаете и без труда назовете данные учреждения. Пожалуйста?
  • доминирующие виды деятельности медсестры, т.е. что составляет основу труда медсестры. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, чем занимается медсестра на рабочем месте? Хорошо, молодцы. Обратимся к профессиограмме. Но прежде чем перейти к слайду с характеристиками личности медсестры как профессионала, я хочу предложить вам следующее: объединитесь в небольшие группы (по 3-4 чел.) и подумайте над портретом медсестры. Этот портрет может включать:
  • способности медсестры, то есть это своего рода требования, предъявляемые к психическим процессам, здоровью, двигательным навыкам.
  • личностные качества, которые можно назвать ПВК, т.к. именно от них во многом зависит успешность проф. деятельности медсестры. Я немного вам подсказала, а теперь работаем. Замечательно. А теперь обратимся к профессиограмме. Итак, на этом рассмотрение теоретических вопросов темы мы закончили. Какие будут ко мне вопросы по новой теме? Что не понятно? Если вопросов больше нет, переходим к следующему этапу занятия - практическому.

Практический блок: Диагностический этап: Я думаю, после того, как мы так много сегодня говорили о ПВК медсестры, вам хочется узнать, насколько эти качества развиты у вас. Я подготовила небольшой диагностический блок: дагностика социальной эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна., диагностика доброжелательности по шкале Кэмпбелла; диагностика способности принимать других.

Слушаем внимательно инструкцию и отвечаем. После проведенной диагностики каждый из вас знает свой уровень развития выделенных нами ПВК. У кого-то из вас он высокий, у кого-то средний, а у кого-то и низкий, причем различные качества могут находиться на разных уровнях сформированности. И это на самом деле хорошо. Почему? Потому что это повод для саморазвития, самосовершенствования, для еще более глубокого познания себя.

Практикум с элементами психологического тренинга: Тема практ. части нашего занятия: «ПВК медсестры». По моему мнению, это тема - одна из самых важных, в первую очередь потому, что практическое применение навыков, которые мы постараемся с вами усвоить на занятии, просто беспредельно. Особенно это касается вашей профессии, поскольку одним из требований к проф. пригодности медсестры, как мы уже выяснили, является высокое развитие коммуникативных навыков, способности к пониманию и сопереживанию. Но даже тогда, когда особенности труд. деятельности, казалось бы, не требуют непосредственного общения, оно все равно возникает, т.к. все люди связаны незримыми нитями еще и дружеского общения. Занимайте, пожалуйста, свои места в «кругу». Впереди нас ждет совместное общение, творчество, и я искренне надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и полезным, и мы многому сможем друг у друга научиться. Как мы уже выяснили, все названные вами качества относятся по большей части к сфере эмоций и коммуникации в целом. Ведь проф. деятельность медсестры проходит в постоянном взаимодействии с пациентами и их родственниками, а также коллегами. Это большой труд. Все мы разные люди, со своим темпераментом, характером, проблемами и порой нелегко сохранить профессионализм, когда приходится общаться с «трудными» людьми. Культура поведения любого человека, в том числе и профессиональная, слагается из внешней и внутренней культуры. Что, по вашему мнению, может входить во внешнюю культуру? Верно. Молодцы. Одной из составляющих внешней культуры является культура речи. Речь человека можно разделить на «чистую», конструктивную, и «грязную», деструктивную. Первая способствует удовлетворению наших просьб, улучшает собственное эмоц. состояние и др. людей. Вторая, наоборот, ухудшает эмоц. состояние чаще всего другого человека, оскорбляет, унижает, звучит как насмешка, вусмысленна. Проверим эти утверждения на практике?

Упражнение «Болото и родник»

Речь медработника должна быть четкой, негромкой, вежливой и эмоциональной. Как вы думаете, это речь «чистая» или «грязная»? Правильно, это «чистая речь». В общении с пациентами нельзя использовать уменьшительные эпитеты типа «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик». А иногда речь медработников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна. А это какая речь? - «грязная». Такие издержки речевой культуры медработников только отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план его личность, индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию, и он не проникается доверием к медперсоналу. Вы согласны со мной? А как вы думаете, эффективное общение заключается только ли в умении «чисто» говорить? Или все же этого недостаточно? Вы совершенно правы, не менее важно умение слушать. С раннего детства нас часто учат именно умению говорить и гораздо реже – слушать. Важнейшей составной частью эффективного общения является рефлексивное слушание, которое включает безоговорочное принятие того, что говорит партнер, его чувств и эмоций и позитивную обратную связь. В деятельности медсестры это умение играет ведущую роль. И очень жаль, когда вам встречается медсестра, которая не умеет или не желает этого делать. Вам приятно общаться с таким специалистом? Какие эмоции вызывает общение с ней? Каждый из вас со мной согласится, что общение более приятно и результативно, если у собеседника, пациента возникает эмоц. состояние взаимопонимания, общности и комфорта. Как вы думаете, как этого можно достичь? Это м.б. достигнуто путем вербального и эмоционального присоединения к партнеру, посредством обратной связи. Чтобы увидеть, как это можно сделать в диалоге, необходимо 2 желающих. Кто желает? Замечательно. Но прежде давайте потренируемся… улыбаться! Ведь нам приятно, когда с нами разговаривают доброжелательные и обаятельные собеседники. Им тоже это нравится. Поэтому надо приучить себя контролировать выражение своего лица, чтобы оно стало теплее и добрее. Посмотрите в глаза вашего соседа как в зеркало, улыбнитесь как будто сами себе искренне, открыто, дружелюбно. А ваш сосед пусть отразит вашу улыбку и вернет ее вам. Пусть это выражение лица станет вашим обычным.

Упражнение «Улыбка». Упражнение «Говорящий и Слушатель».

Я думаю, теперь вы убедились, насколько для человека важно, чтобы его слушали, слышали и понимали. И как порой трудно выслушать человека, не перебивая и не перехватывая инициативу в беседе?! А если это пациент, который помимо физических страданий испытывает еще и психологический, эмоциональный дискомфорт? Говорят, что горе разделенное, уменьшается вдвое. Главное, видимо, состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Да? Но прежде чем мы переключим свое внимание на чувства, эмоции собеседника, давайте позаботимся о своих собственных. Встаем в круг.

Упражнение на релаксацию

Немного переключились? Замечательно. А теперь возвращаемся в реальность. Способность к сопереживанию в психологии называют эмпатией. Особенностью эмпатического слушания является не поиск и не объяснение скрытых, тайных мотивов поведения партнера, а отражение его чувств. Давайте попробуем применить это умение на практике. Начнем с того, что попробуем передать свое эмоциональное состояние посредством жестов так, чтобы другие смогли почувствовать его и понять, что чувствуете вы.

Упражнение «Эмоциональное состояние».

Замечательно. А теперь немного усложним задачу. Попробуйте в процессе беседы друг с другом передать не только информацию, но и ваши чувства.

Упражнение «Отражение чувств».

Спасибо всем. Вы все очень старались, и, я думаю, у вас получилось почувствовать переживания, понять эмоции вашего «пациента», а «пациентам» - постараться передать их. Вы убедились в том, что в процессе общения важно не только понять содержание информации, но и чувства, которые испытывает ваш собеседник при этом. Понять, принять и дать обратную связь, которую он ждет. Только тогда между вами возникают отношения доброжелательности, доверия и взаимопонимания. И последнее упражнение еще раз вернет нас к теме занятия. Для этого мы все встаем в круг.

Упражнение «Сито».

Молодцы. Присаживаемся. Прощальным аккордом нашего общения станет притча. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Притча «История-притча о плацебо»

Доктор был вынужден признать, что спокойствие и дружелюбие больных – это результат его собственной доброты и внимательности. Поведение больных изменилось не только от воздействия лекарства, но и от изменения отношения к ним. И это действительно так. Современная мед. практика показывает, что выздоровление пациентов – это всегда результат сочетания лекарственной терапии и доброжелательного отношения к пациенту, понимание его страданий. Ведь не даром говорят: «Слово лечит». И часто именно от медсестры, которая большую часть времени проводит в общении с пациентами, нежели врач, требуется понимание, поддержка, умение выслушать, подбодрить.

Заключительное слово:  сожалению, наша встреча подошла к своему логическому завершению, и я предлагаю подвести итоги совместной работы. Удалось ли нам достигнуть поставленную в начале занятия цель? Не расстраивайтесь, если сегодня у вас не все получилось. Если вы действительно хотите получить профессию медицинского работника, не останавливайтесь на достигнутом. При вашем желании все необходимые ПВК и способности можно развить. И я с удовольствием вам помогу. Я надеюсь, ваше участие в уроке не пройдет для вас бесследно. И результатом его станет понимание того, что умение эффективно общаться, высокие коммуникативные и эмпатийные способности - это не только наличие множества друзей, но и непременный залог эффективности профессиональной деятельности, особенно связанной со сферой контактов с другими людьми, куда входит и избранная вами профессия. Сегодня мы с вами постарались рассмотреть те необходимые компоненты, которые обеспечивают нам возможность не просто общаться, но и разбираться в людях, быть успешным человеком, как в профессии, так и в жизни. Мы коснулись самого важного компонента проф. деятельности медсестры – культуры специалиста, а именно: культуры речи, умения слушать и слышать собеседника, что немаловажно, а также непременного сопровождения общения – эмоций. Ведь часто люди реагируют не на слова, а на эмоции, что выражается в интонации речи, жестах, мимике собеседника. Пациенты – это по большей части люди страдающие, которым нужны, прежде всего, теплота, забота, поддержка в общении и понимание их проблем и состояния, которые вы можете им дать. Я надеюсь, что полученные вами сегодня умения во многом помогут вам в будущей проф. деятельности. Чтобы наши встречи получили продолжение, оставьте, пожалуйста, свои пожелания, впечатления на листьях, цветках и плодах «Дерева рефлексии». Всем спасибо за активное участие! До новых встреч.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Профессиограмма медицинской сестры" »

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования» г. Белгорода

ПРОФЕССИОГРАММА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

(методическая разработка занятия)

Подготовила: педагог-психолог

высшей категории,

Носова Оксана Викторовна

Белгород

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Аудитория: учащиеся 11 класса.

Направление технологической подготовки: младшая сестра милосердия.

Раздел программы: Основы анатомии, гигиены, анатомии, микробиологии, фармакологии, медицинской этики и деонтологии.

Тема: Профессиограмма медицинской сестры.

Цели: обучающая – познакомить учащихся с понятием «профессиограмма» и ее основными разделами, с понятием «профессионально-важные качества»;

воспитывающая – воспитывать уважение к работающему человеку и трудовой деятельности;

развивающая – способствовать развитию эмпатии, коммуникативных умений, навыков самопознания и рефлексии; создать условия для развития познавательного интереса к профессии «медицинская сестра»;

профориентационная – способствовать формированию представлений о профессии «медицинская сестра» и требований, предъявляемых к человеку, выбравшему данную профессию, объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих ПВК и соотносить их с требованиями профессии «медицинская сестра».

Тип занятия: занятие формирования умений и навыков.

Форма занятия: практикум с элементами психологического тренинга.

Методы ведения занятия: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод упражнений, тестирование, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод практического контроля, метод рефлексии.

Виды контроля: кроссворд, практические упражнения.

Учебное задание: определить у себя уровень сформированности профессионально-важных качеств медицинской сестры

Уровень целей и упражнений: правильность.

Самостоятельные целенаправленные наблюдения: акцентировать внимание на личностных качествах, умениях, способностях личности и их соответствии требованиям выбранной профессии.

Межпредметные связи: психология.

Материально-технические средства: ПК, мультимедийный проектор, колонки

Дидактические средства: презентация, аудиозапись со звуками моря, конспект занятия, кроссворд, бланки диагностики, макет «дерево рефлексии».

Библиографический список:

    • для учителя:

  1. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 176с.

  2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192с.

  3. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/авт. – сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.

  4. Скурат Г.Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – СПб.: Речь, 2008. – 122с.

  5. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. – 111с.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006. – 208с., ил.

  7. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. – 464с.: ил.

    • для учащихся:

      1. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.: ил.

      2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учеб. – метод. пособие. – М.: Генезис, 2006. – 208 с., ил.

      3. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Мир энциклопедий. Аванта +, 2006. – 432 с.: ил.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационная часть

Проверка готовности учащихся к занятию.

  1. Вводная часть

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Вводное слово.

Здравствуйте, ребята, мы с вами завершаем изучение раздела «Основы анатомии, гигиены, анатомии, микробиологии, фармакологии, медицинской этики и деонтологии». На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели вопросы, касающиеся философии сестринского дела, познакомились с содержанием понятий «медицинская этика», «деонтология», «профессиональная деформация», этическим кодексом медицинской сестры, рассмотрели особенности работы с различными возрастными группами населения.

Сегодня, продолжая изучение раздела, предметом нашего разговора станет такое понятие как «профессиограмма медицинской сестры». Это очень емкое по содержанию понятие, поэтому его рассмотрению мы посвятим целое занятие. В результате изучения данной темы у вас сложится общее представление о медицинской сестре как специалисте, обладающем определенными профессионально важными качествами, умениями, способностями, а также о профессиональной деятельности медсестры, где она может работать (в каких учреждениях), какие виды работ выполнять.

В ходе занятия мы, обсудим теоретические вопросы в контексте темы, выполним небольшое творческое задание, попробуем разгадать кроссворд по данной теме, проведем диагностику уровня развития у вас ПВК медицинской сестры, и в оставшееся время мы с вами станем участниками психологического тренинга, который будет направлен на развитие некоторых ПВК медсестры, каких, вы узнаете позже…

  1. Основная часть

  • Теоретический блок

Изучение новой темы

Начать наш диалог я бы хотела с такого вопроса: что же такое профессиограмма? Какое содержание вы вкладываете в это понятие?…ответы учащихся…

А я бы начала поиск ответа на этот вопрос вот с чего. Вы выбрали профессию «медицинская сестра» (слайд 1) и, наверное, знаете о том, что каждый специалист в этой области и в любой другой тоже должен соответствовать определенной модели личности и деятельности. Да?

То есть не каждый человек может стать медицинской сестрой или программистом или парикмахером. И говоря словами Галины Резапкиной: «Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором черт и качеств, необходимых для успешности этой деятельности» (слайд 2).

Вы согласны с данным утверждением? …ответы учащихся…

Чтобы узнать, соответствуете ли вы по характеристикам вашей личности профессии «медицинская сестра» мы должны обратиться к такому понятию как «Профессиограмма медицинской сестры». Это понятие как раз и отражает необходимый нам образец личности и деятельности специалиста – «медицинская сестра» (слайд 3).

На уроке мы более подробно познакомимся с содержанием понятия «профессиограмма» и такой его, на мой взгляд, очень важной составляющей как «профессионально-важные качества специалиста».

Итак, в содержание данного понятия входит:

  • области применения профессиональных знаний, то есть где может работать медицинская сестра.

Я думаю, вы об этом все знаете и без труда назовете данные учреждения. Пожалуйста?.. …ответы учащихся…

А теперь, посмотрим, все ли области вы назвали…(слайд 4)

  • доминирующие виды деятельности медицинской сестры, то есть что составляет основу труда медицинской сестры.

Скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы, чем занимается медицинская сестра на рабочем месте?.. …ответы учащихся…

Хорошо, молодцы. Обратимся к профессиограмме… (слайд 5).

Но прежде чем перейти к слайду с характеристиками личности медицинской сестры как профессионала, я хочу предложить вам следующее: объединитесь в небольшие группы (по 3-4 человека) и подумайте над портретом медицинской сестры как профессионала. Этот портрет может включать:

  • способности медицинской сестры, то есть это своего рода требования, предъявляемые к психическим процессам, здоровью, двигательным навыкам.

  • личностные качества, которые можно назвать профессионально важными, так как именно от них, от уровня и особенностей их развития во многом зависит успешность профессиональной деятельности медсестры.

Я немного вам подсказала, а теперь работаем…работа в микрогруппах…

Замечательно. А теперь обратимся к профессиограмме… (слайды 6-7)

Итак, на этом рассмотрение теоретических вопросов темы мы закончили. Какие будут ко мне вопросы по новой теме? Что не понятно? вопросы учащихся – ответы учителя…

Первичное закрепление полученных знаний.

Если вопросов больше нет, предлагаю вам такую форму работы - разгадывание кроссворда. Внимание на экран (слайд 8-9)…разгадывание кроссворда…

Молодцы. Переходим к следующему этапу занятия - практическому.

  • Практический блок

Диагностический этап

Я думаю, после того, как мы так много сегодня говорили о профессионально важных качествах медицинской сестры, вам хочется узнать, насколько эти качества развиты у вас. Да?

Я ожидала такой ответ, поэтому подготовила небольшой диагностический блок. Для этого я выбрала 3 наиболее, по моему мнению, простые и отвечающие нашей теме методики: методика диагностики социальной эмпатии, методика диагностики доброжелательности, методика диагностики способности принимать других.

Итак, слушаем внимательно инструкцию и отвечаем…

работа с диагностическими методиками…

После проведенного диагностического обследования, каждый из вас теперь знает свой уровень развития выделенных нами ПВК. У кого-то из вас он высокий, у кого-то средний, а у кого-то и низкий, причем различные качества могут находиться на разных уровнях сформированности. И это на самом деле хорошо. Почему? Потому что это повод для саморазвития, самосовершенствования, для еще более глубокого познания себя. Вы так не считаете?

А я уверена в этом, поэтому подготовила для вас необычный психологический практикум.

Практикум с элементами психологического тренинга.

Темой практической части нашего занятия я выбрала следующую: «Профессионально важные качества медицинской сестры» (слайд 10). По моему мнению, это тема - одна из самых важных, в первую очередь потому, что практическое применение навыков, которые мы постараемся с вами усвоить на этом занятии, просто беспредельно. Особенно это касается вашей профессии, поскольку одним из требований к профессиональной пригодности медицинской сестры, как мы уже выяснили, является высокое развитие, прежде всего, коммуникативных навыков, способности к пониманию и сопереживанию. Но даже тогда, когда особенности трудовой деятельности, казалось бы, не требуют непосредственного общения, оно все равно возникает, так как все люди связаны незримыми нитями еще и дружеского общения.

Занимайте, пожалуйста, свои места в «кругу». Этот урок пройдет в несколько необычной для вас форме. Впереди нас ждет совместное общение, творчество, и я искренне надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и полезным, и мы многому сможем друг у друга научиться…

Как мы уже выяснили, все названные вами качества относятся по большей части к сфере эмоций и коммуникации в целом. Ведь профессиональная деятельность медсестры проходит в постоянном взаимодействии с пациентами и их родственниками, а также коллегами. Это большой труд. Все мы разные люди, со своим темпераментом, характером, проблемами и порой нелегко сохранить профессионализм, когда приходится общаться с «трудными» людьми.

Культура поведения любого человека, в том числе и профессиональная, слагается из культуры внешней и культуры внутренней. Что, по вашему мнению, может входить во внешнюю культуру?…ответы учащихся…

Верно. Молодцы. Одной из составляющих внешней культуры является культура речи. Речь человека можно разделить на «чистую», конструктивную, и «грязную», деструктивную. Первая способствует удовлетворению наших просьб, улучшает собственное эмоциональное состояние и других людей. Вторая, наоборот, ухудшает эмоциональное состояние чаще всего другого человека, оскорбляет, унижает, звучит как насмешка или двусмысленна.

Давайте проверим эти утверждения на практике…

Упражнение «Болото и родник»

Вывод: Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, вежливой и эмоциональной. Как вы думаете, это речь «чистая» или «грязная»?.. ответы учащихся…

Правильно, это «чистая речь». В общении с пациентами нельзя использовать уменьшительные эпитеты типа «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик». А иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна. А это какая речь?…ответы учащихся…

Конечно, это «грязная» речь. Такие издержки речевой культуры медработников только отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план его личность, индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию, и он не проникается доверием к медперсоналу. Вы согласны со мной?..

А как вы думаете, эффективное общение заключается только ли в умении «чисто» говорить? Или все же этого недостаточно?.. ответы учащихся…

Вы совершенно правы, не менее важно умение слушать. С раннего детства нас часто учат именно умению говорить и гораздо реже – слушать. Вы согласны?..

Важнейшей составной частью эффективного общения является так называемое рефлексивное слушание, которое включает безоговорочное принятие того, что говорит партнер, его чувств и эмоций и позитивную обратную связь.

В деятельности медицинской сестры это умение играет ведущую роль. И очень жаль, когда вам встречается медицинская сестра, которая не умеет или не желает этого делать. Вам приятно общаться с таким специалистом? Какие эмоции вызывает общение с таким специалистом?.. ответы учащихся…

Каждый из вас со мной согласится, что общение более приятно и результативно, если у собеседника, пациента возникает эмоциональное состояние взаимопонимания, общности и комфорта. Как вы думаете, как этого можно достичь? …ответы учащихся…

Это может быть достигнуто путем вербального (словесного) и невербального (посредством отражения позы, мимики, жестов) эмоционального присоединения к партнеру, посредством обратной связи. Чтобы увидеть, как это можно сделать в диалоге, необходимо 2 желающих. Кто желает?..

Замечательно. Но прежде давайте потренируемся… улыбаться! Ведь нам приятно, когда с нами разговаривают доброжелательные и обаятельные собеседники. Им тоже это нравится. Поэтому надо приучить себя контролировать выражение своего лица, чтобы оно стало теплее и добрее. Посмотрите в глаза вашего соседа как в зеркало, улыбнитесь как будто сами себе искренне, открыто, дружелюбно. А ваш сосед пусть отразит вашу улыбку и вернет ее вам. Пусть это выражение лица станет вашим обычным.

Упражнение «Улыбка».

Упражнение «Говорящий и Слушатель».

Вывод: Я думаю, теперь вы убедились, насколько для человека важно, чтобы его слушали, слышали и понимали. И как порой трудно выслушать человека, не перебивая и не перехватывая инициативу в беседе?! А если это пациент, который помимо физических страданий испытывает еще и психологический, эмоциональный дискомфорт?..

Говорят, что горе разделенное, уменьшается вдвое. Главное, видимо, состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Да?..

Но прежде чем мы переключим свое внимание на чувства, эмоции собеседника, давайте позаботимся о своих собственных. Встаем в круг…

Упражнение «Море» (слайд 11)

Немного переключились? Замечательно. А теперь возвращаемся в реальность.

Способность к сопереживанию в психологии называют эмпатией. Особенностью эмпатического слушания является не поиск и не объяснение скрытых, тайных мотивов поведения партнера, а отражение его чувств.

Давайте попробуем применить это умение на практике. Начнем с того, что попробуем передать свое эмоциональное состояние посредством жестов так, чтобы другие смогли почувствовать его и понять, что чувствуете вы.

Упражнение «Эмоциональное состояние».

Замечательно. А теперь немного усложним задачу. Попробуйте в процессе беседы друг с другом передать не только информацию, но и ваши чувства.

Упражнение «Отражение чувств».

Спасибо всем. Вы все очень старались, и, я думаю, у вас получилось почувствовать переживания, понять эмоции вашего «пациента», а «пациентам» - постараться передать их. Вы убедились в том, что в процессе общения важно не только понять содержание информации, но и чувства, которые испытывает ваш собеседник при этом. Понять, принять и дать обратную связь, которую он ждет. Только тогда между вами возникают отношения доброжелательности, доверия и взаимопонимания.

И последнее упражнение еще раз вернет нас к теме практического занятия. Для этого мы все встаем в круг…

Упражнение «Сито».

Молодцы. Присаживаемся. Прощальным аккордом нашего общения станет притча. Послушайте, пожалуйста, внимательно…

Притча «История о плацебо».

Доктор был вынужден признать, что спокойствие и дружелюбие больных – это результат его собственной доброты и внимательности. Поведение больных изменилось не только от воздействия лекарства, но и от изменения отношения к ним.

И это действительно так. Современная медицинская практика показывает, что выздоровление пациентов – это всегда результат сочетания лекарственной терапии и доброжелательного отношения к пациенту, понимание его страданий. Ведь не даром говорят: «Слово лечит». И часто именно от медицинской сестры, которая большую часть времени проводит в общении с пациентами, нежели врач, требуется понимание, поддержка, умение выслушать, подбодрить.

  1. Заключительная часть

Заключительное слово.

К сожалению, наша встреча подошла к своему логическому завершению, и я предлагаю подвести итоги совместной работы. Удалось ли нам достигнуть поставленную в начале занятия цель?…ответы учащихся…

Не расстраивайтесь, если сегодня у вас не все получилось. Если вы действительно хотите получить профессию медицинского работника, не останавливайтесь на достигнутом. При вашем желании все необходимые ПВК и способности можно развить. И я с удовольствием вам помогу…

Подведение итогов урока.

Я надеюсь, ваше участие в уроке не пройдет для вас бесследно. И результатом его станет понимание того, что умение эффективно общаться, высокие коммуникативные и эмпатийные способности - это не только наличие множества друзей, но и непременный залог эффективности профессиональной деятельности, особенно связанной со сферой контактов с другими людьми, куда входит и избранная вами профессия.

Сегодня мы с вами постарались рассмотреть те необходимые компоненты, которые обеспечивают нам возможность не просто общаться, но и разбираться в людях, быть успешным человеком, как в профессии, так и в жизни. Мы коснулись самого важного компонента профессиональной деятельности медицинской сестры – культуры специалиста, а именно: культуры речи, умения слушать и слышать собеседника, что немаловажно, а также непременного сопровождения общения – эмоций. Ведь часто люди реагируют не на слова, а на эмоции, что выражается в интонации речи, жестах, мимике собеседника. Пациенты – это по большей части люди страдающие, которым нужны, прежде всего, теплота, забота, поддержка в общении и понимание их проблем и состояния, которые вы можете им дать.

Я надеюсь, что полученные вами сегодня умения во многом помогут вам в будущей профессиональной деятельности.

Сообщение домашнего задания.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по всему разделу.

Рефлексия.

Я хочу, чтобы вы уходили с сегодняшнего занятия не с пустыми руками. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы наши встречи получили продолжение, оставьте, пожалуйста, свои пожелания, впечатления на листьях, цветках и плодах «Дерева рефлексии».

Всем спасибо за активное участие! До новых встреч!.. (слайд 12).

Приложение 1.

Все слова в кроссворде расположены вертикально, по горизонтали должно получиться ключевое слово «профессиограмма».

Вопросы к кроссворду:

  1. Профессионально-важное качество медицинской сестры, заключающееся в сопереживании сочувствии другому человеку. Эмпатия

  2. Профессионально-важное качество медицинской сестры, неотъемлемое качество внутренней культуры человека. Доброта

  3. Профессионально-важное качество медицинской сестры, включает в себя доброе отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде. Милосердие

  4. Документ, представляющий собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности медицинской сестры. Кодекс

  5. Фактор воздействия в профессиональной деятельности медицинской сестры, способный привести к профессиональной деформации работника. Стресс (снизу вверх)

  6. Личностное качество, препятствующее эффективной деятельности медсестры. Брезгливость

  7. Область применения профессиональных знаний медицинской сестры. Предприятие

  8. Познавательный процесс, к которому в профессиональной деятельности медицинской сестры предъявляются повышенные требования. Внимание

  9. Профессионально-важное качество медицинской сестры, бывает педагогический. Такт

Приложение 2

Диагностические методики

Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла).

Диагностика способности принимать других.

Приложение 3

Практические упражнения

Упражнение «Профессионал».

Цель: обсуждение требований, предъявляемых к личности профессионала в данной профессии.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход проведения: предлагается объединиться в микрогруппы и составить список ПВК медсестры. После 3 минут представители каждой группы зачитывают свои списки, остальные – дополняют. Ведущий уточняет, при необходимости корректирует, акцентирует некоторые важные моменты. В результате выделяется 7-10 ПВК. На основе чего формируются представления о ПВК профессии «Медицинская сестра».

Обсуждение: производится сравнение представлений участников с профессиограммой медицинской сестры. Акцентируется важность каждого качества.

Упражнение «Улыбка».

Цель: создание доброжелательной атмосферы, групповой сплоченности.

Ход проведения: участники по инструкции ведущего поворачиваются к своему соседу и открыто, искренне, доброжелательно ему улыбаются, тот отражает эту улыбку и возвращает ее источнику.

Обсуждение: какие ощущения, эмоции возникли?

Упражнение «Болото и родник»

Цель: позволяет участникам обратить внимание на свою речь и ее связь с возникающими при этом эмоциями.

Примечание: Болото – «грязная» речь, родник – «чистая» речь.

Инструкция: Один участник начинает с «болота», т.е. обращается к соседу с фразами, словами «грязной» речи, которые он слышал на улице, в школе или где-то еще. Затем переводит это обращение в «чистую» речь, в «родник». Сосед отвечает ему «грязной» речью, затем переводит ее в «чистую». И далее по кругу сам обращается к другому соседу. Ведущий контролирует выполнение упражнения.

Обсуждение: Что вы почувствовали при обращении к вам с «чистой» речью? Что вы испытывали, когда слышали в свой адрес «грязную» речь? Что хотелось сделать и сказать в ответ?

Упражнение «Говорящий и Слушатель».

Цель: развитие умения слушать и давать обратную связь при общении.

Инструкция: Из группы выбираются Говорящий и Слушатель. Говорящий выходит за пределы круга. Слушатель создает условия для беседы, расставляя стулья в центре круга, приглашает Говорящего и устанавливает контакт.

Говорящий выразительно что-то рассказывает, например, о том, что сегодня или вчера произошло с ним или его знакомым, что его занимает или беспокоит. Его партнер внимательно слушает и завершает беседу подтверждением понимания и поддержкой Говорящего. Ведущий контролирует соблюдение инструкции.

Обсуждение: Говорящий рассказывает о своих эмоциях и впечатлениях в процессе рефлексивного слушания. Слушатель рассказывает, как и в каких местах он использовал приемы слушания, свои впечатления. После них остальные участники занятия делятся своими наблюдениями и впечатлениями. Ведущий корректирует используемые приемы и установки в общении.

Упражнение «Море».

Цель: релаксация.

Материалы: клип со звуками моря.

Инструкция: Займите место внутри кольца, которое сделано из ленты. Равномерно распределитесь по окружности, слегка облокотившись на ленту. Руки при этом остаются свободными. Расслабьтесь: круг поддерживается за счет каждого из вас. Постарайтесь найти для себя в круге удобное положение. А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В море волна накатывает и откатывает, накатывает и откатывает. Свежий морской воздух дает бодрость духа, а легкий ветерок надувает паруса кораблика. И «он плывет себе в волнах на раздутых парусах». А теперь мы – водоросли. Волна играет водорослями. Они колышутся и трепещут, колышутся и трепещут.

Ветер стих. Наступил полный штиль. Воздух прозрачен и свеж. Морская гладь навевает спокойствие и умиротворенность.

А теперь займите свои места.

Обсуждение: обмен ощущениями, мыслями, эмоциями.

Упражнение «Эмоциональное состояние».

Цель: развитие способности осознавать, передавать через движения, вербализовывать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей.

Инструкция: Один их участников делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные повторяют его, стараясь почувствовать это состояние. Затем участники дают характеристику эмоциональному состоянию, выраженному этим движением. Следующий участник делает движение, отражающее его эмоциональное состояние, и так далее. Ведущий контролирует выполнение упражнения.

Обсуждение: Какие трудности были у вас во время выполнения упражнения? Какие чувства вы испытывали? Удалось ли почувствовать состояние другого человека? Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Упражнение «Отражение чувств».

Цель: развитие способности к эмпатическому слушанию, которое помогает на собственном опыте сравнить эффект отражения чувств и содержания.

Примечание: упражнение выполняется в парах, где один выступает в роли пациента (ребенок, средний возраст, пожилой), а другой – в роли медицинской сестры.

Инструкция: Первый участник искренне произносит несколько эмоционально окрашенных фраз. Второй последовательно выполняет 2 задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания – нерефлексивное активное слушание), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению, испытывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Ведущий контролирует выполнение инструкции.

Обсуждение: Какие трудности были у вас во время выполнения упражнения? Какие чувства вы испытывали? Что затрудняло или облегчало отражение чувств?

Упражнение «Сито»

Цель: тренировка в отборе необходимого материала из потока информации, умения сконцентрироваться; развитие восприятия и памяти.

Ход проведения: участники встают в круг и в течение 1 минуты называют различные профессиональные качества (положительные, отрицательные). Каждый участник, по очереди, становится в середину круга и с закрытыми глазами вслушивается в проговариваемые характеристики.

Обсуждение: Какие качества услышал участник? Какие из них запомнил? Какие чувства переживал?

Приложение 4

Притча о плацебо.

Плацебо – это таблетка без лекарства. Применяется для того, чтобы отличить действие самого лекарства от психологического эффекта приема таблетки. В Америке в 1953 году проводились испытания нового успокоительного лекарства «Резерпин». Предварительно были получены прекрасные результаты.

Испытания проводились в психиатрической больнице, где содержались очень агрессивные больные. Некоторых постоянно держали в смирительных рубашках. Доктор заходил в палаты только в сопровождении 2-х телохранителей.

При испытании доктор и лица, раздававшие лекарство, не знали, что часть таблеток не содержит лекарства. Так как доктор был уверен, что все его подопечные получают таблетки с лекарством, то ожидал, что все они будут быстро становиться все более смирными. Он стал относиться к больным внимательнее, стал добрее, старался увидеть в их жестах, улыбках и взглядах признаки дружелюбия. Раньше доктор обращал внимание только на признаки враждебности и агрессивности.

Вскоре агрессивность всех больных заметно снизилась, они стали спокойными, и отпала необходимость в смирительных рубашках. По окончании эксперимента доктор очень удивился, узнав, что не во всех таблетках содержалось лекарство. Ведь улучшение наступило у всех больных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект занятия на тему "Профессиограмма медицинской сестры"

Автор: Носова Оксана Викторовна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства