1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось
3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.
5-ый вариант: может проводиться как с группой детей, так и индивидуально.
Инструкция для воспитателя: "Усаживайтесь за столы. Сегодня вы будете фотоаппаратами. Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым лучшим. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картинки в стопочке. Сначала по сигналу возьмем первую карточку, взглянем на нее, стараясь запомнить все, что на ней нарисовано. По сигналу вновь переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. Затем по сигналу отберите картинки, которые были нарисованы на большой карте. Приготовились(гонг). Переворачиваем карту. Смотрим на нее 30 секунд (гонг). Переворачиваем карту. Кладем на угол стола - начинаем отбирать картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили.
Возьмите снова первую карту. Положите ее перед собой изображением вверх. Проверьте, правильно ли вы запомнили картинки. Уберите лишние. Сколько картинок вам удалось запомнить? Запомните это число.
А теперь повторим это упражнение с другой картой. Приготовились (гонг). 30 секунд. Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите.
Проверяем себя. Сколько картинок вам удалось запомнить? Это больше, чем в первый раз, или меньше?
Потренируемся в третий раз. Сколько картинок вы запомнили теперь? Молодцы! Вы хорошо потрудились! Пора отдыхать".
Реквизит: 3 карточки с 8 изображениями разных предметов. Предметы одни и те же, но расположение разное. Картинки. 2. Игра "Опиши соседа" - развитие памяти, внимания, наблюдательности. В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь. 3. Игра "Кукловод" - развитие двигательной памяти. Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла". Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д. 4. "Сделай, как я!" (со спичками) - развитие памяти и внимания. Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
Игра «Рассказываем сказку». Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания. Возраст: 5 лет и старше 1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке. 2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают. Упражнение на развитие двигательной памяти Цель: развитие двигательной памяти, координации движений. Возраст: 4 лет и старше Вспомни как прыгает щенок за косточкой? Покажи. Как ходит корова? Покажи. Как бодается бык? Покажи. Как кошка лежит на солнышке? Как бегает по рельсам трамвай? Как ты поднимаешься по лестнице? Как тормозит машина, что на у светофора? Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Как бабушка поправляет очки? Упражнение "Запоминаем слова" Цель: развитие слуховой механической памяти Возраст: с 4 лет и старше Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. Упражнение "10 цифр" Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5 Игра «Гуляем по лесу». Цель: развитие зрительной памяти; Возраст: с 5 лет. Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка. Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры. Игра «Запахи и звуки» Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти. Возраст: с 5 лет. Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем? Игра «Вкус и запах» Цель: развитие обонятельной памяти. Возраст: с 5 лет. Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 2: нарисуй лимон. Задание № 3: представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 4: нарисуй апельсин Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи. Игра «Снежки » Цель: развитие эмоциональной памяти. Возраст: с 4 лет. Мысленно поиграем в снежки. Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день. Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека. Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? Игра «Загадки» Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 5 лет. Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать. Внимание! Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы (заяц) Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца. Задание №2: Вспомни и повтори загадку? Игра «Экран». Цель: развитие зрительной памяти. Возраст: с 4лет. На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет. Игра «Видеоскоп». Цель: развитие произвольной зрительной памяти Возраст: с 5 лет. Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл. Игра «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Возраст: с 5 лет. 1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать. 2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал) Игра «Запомни картинки» Цель: развитие произвольной зрительной памяти Возраст: с 4 лет. Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими Игра «Какой игрушки не хватает? » Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. Возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю. Игра «Пересказ по кругу» Цель: развитие слухового запоминания Возраст: с 5 лет. Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки Игра «Обезьянка» Цель: развитие зрительной памяти Возраст: с 3лет. Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Игра в слова Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 5 лет. Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка. Задание 1: назови слова, которые ты запомнил. Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов. Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее. Игра «Запоминаем вместе». Цель: развитие слуховой памяти. Возраст: с 4 лет. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д. Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно. Игра «Вспомни пару». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары. 1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер. 2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море. Игра «Пары картинок». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны. Варианты рассказов для запоминания. Цель: развитие слуховой памяти. Возраст: с 4 лет. № 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку и она перестала болеть. № 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы. № 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство. Игра «Слушай и исполняй» Цель: развитие двигательной памяти. Возраст: с 4 лет. Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы. Игра «День рождение куклы». Цель: развитие зрительной и слуховой памяти. Возраст: с 3 лет. Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается. Игра «Пара слов». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями. Упражнение «Осень». Цель: развитие смыслового запоминания Возраст: с 5 лет. Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении. Миновало лето Осень наступила, На полях и в рощах Пусто и уныло Птички улетели, Стали дни короче. Солнышко не видно, Темны, темны ночи. После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается. Игра «Магазин» Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 4 лет. Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др. Супермаркет Игра развивает слуховую краткосрочную память ◈ Как играем: предложите поиграть в магазин. Отправьте ребенка за покупками, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. ◈ Меняйтесь ролями. Вы и ребенок можете быть по очереди и дочкой (или сыном), и мамой (папой), и продавцом, который вначале выслушает заказ, а потом принесет его. Можно брать предметные картинки или игрушки. ◈ Закрепляем: можно покупать и молочные продукты, и хлебобулочные, и одежду, и мебель, и игрушки. ◈ А как все запомнить? Например, купить хлеб, печенье, молоко, сметану и творог? Сметану лучше есть с творогом, молоко с печеньем, ну а хлеб? С супом, его любит есть папа... Мы задействуем ассоциативные связи: сметана - творог, молоко - печенье — связь по назначению; хлеб - папа — промежуточная ассоциация. Каждой вещи — своё место Игра развивает долгосрочную память Необходимый инвентарь: вещи, покупки. ◈ Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется. ◈ Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро? Карлсон расшалился Игра развивает зрительную краткосрочную память Необходимый инвентарь: игрушки. ◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале. ◈ Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки. ◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу. Запоминай-ка Игра развивает зрительную краткосрочную память, образное мышление. Необходимый инвентарь: предметные картинки. ◈ Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз. ◈ А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь. ◈ Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов. ◈ Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше. ◈ Предложите ребенку каждую картинку представить, закрыв глаза. Пряталки Игра развивает зрительную память, произвольное внимание. Необходимый инвентарь: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны. ◈ Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой. ◈ Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится. ◈ Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки. ◈ Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет. Повторяй-ка Игра развивает зрительную память, мелкую моторику. Необходимый инвентарь: карандаш, бумага. ◈ Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же. ◈ Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д. ◈ Усложняем: постройте дом из кубиков: основание — куб, стены — кубики разного цвета, призма — крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же. Узор из пуговиц Игра развивает зрительную память, произвольное внимание. Необходимый инвентарь: пуговицы, счетные палочки. ◈ Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему. ◈ Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка. ◈ Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д. Глаза открываем – стихи вспоминаем ◈ Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое: Осень золотая в гости к нам пришла И с собою много красок принесла. Желтый, и зеленый, и бордовый лист, На тропинку нашу, падая, ложись. Дождик-шалунишка к нам стучит в окно. Улетают птицы в небо высоко. Мы с собой корзинки разные возьмем. В лес мы по грибочки дружно все пойдем. ◈ Итак, начинаем. ◈ Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении. ◈ Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д. ◈ Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии. ◈ Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки. ◈ Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака. ◈ Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений, а в дальнейшем — до 10. Припоминалки Игра формирует наглядно — образное мышление Необходимый инвентарь: призы. 1 Вариант ◈ Как играем: в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое. ◈ Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?». 2 Вариант ◈ Вы собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое прогнозированное запоминание. ◈ Закрепляем: в такую игру можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех наберет фишек, тот и победил. ◈ Усложняем: спрашивать ребенка, что было вчера утром, днем, вечером. Узелки на память ◈ Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил. ◈ Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу. ◈ Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге,
|