«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности ».
«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности ».
Данная разработка поможет педагогам ДОУ в организации предметно-развивающей среды по опытно-экспериментальному направлению. Это поможет в интеллектуальном, познавательном развитии воспитанников.
«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности ».
Создание в дошкольном учреждении пространственно - предметной среды развития и саморазвития ребёнка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических и химических закономерностей. Она способствует познавательному развитию ребёнка (создание условий для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами), эколого - эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, предпочтение объектов природы их имитации), оздоровлению ребёнка (занятия на свежем воздухе), формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувств ответственности), формированию экологически грамотного поведения (навыков ухода за растениями, животными, грамотного поведения в природе), экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности). Грамотно организованная предметно - развивающая среда позволяет ребёнку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.
Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей. Природное пространство включает следующие мини - среды :
ландшафты с объектами природы : река, поле, лес, горы в определённый сезон, соответствующие реальному.
Вокруг этих стабильных мини - сред композиционно увязываются остальные интегрированные природно - культурные мини - среды :
1. Уголок озеленения - куда входят :
а) цветы в соответствии с возрастными требованиями со схематическим указанием обозначений - теневыносливые, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, умеренный полив и др. ; клеёнчатые фартуки, палочки для рыхления, пульверизатор, кисточки, тряпки, губки, щётки ;
в) альпийская горка - в небольшой ёмкости размещаются цветы, декорированные камнями, природным материалом и др. ;
г) коллекции : «Семена», «Каменная сказка», «Ракушки», «Кора» и др. ;
д) гербарии ;
е) поделки из природного материала ;
ж) альбомы : «Рекорды Земли», «Леса России», «Живые барометры» и др. ;
з) сундучок времён года ;
и) паспорт лекарственных растений ;
к) выносные кормушки ;
л) папка с рисунками детей - впечатления от экскурсий, наблюдений и др. ;
м) картотека стихотворений, загадок, пословиц о временах года, природе, копилка примет ;
н) календарь природы ;
о) набор для рисования им фиксации наблюдений ;
п) в старшем возрасте - русский земледельческий календарь ;
р) дидактическая кукла : I младшая группа - образная, в других - дидактическая, из бумаги, с атрибутами : одежда по сезонам, солнечные очки, зонтик.
2. Научная лаборатория экспериментирования :
здесь должны размещаться : стеллажи или полки, или ширма с отделениями для оборудования и материалов, столы для работы, портреты известных учёных. Материалы и оборудование должны быть в достаточном для исследовательской деятельности подгруппы детей количестве, безопасны для работы и эстетичны. Всё стеклянное и другое представляющее опасность оборудование хранится отдельно и вносится для работы непосредственно перед экспериментом. В лаборатории необходимо иметь :
а) приборы - помощники : увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, термометры водяные, воздушные, бинокли, наборы для игр с водой ;
б) разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, металл, пластмасса) разного объёма им формы, прозрачные и непрозрачные. Бросовые, упаковочные материалы : стаканчики из - под йогуртов, сметаны, мороженого, коробки из - под тортов, пластмассовые ложки, палочки, трубочки для коктейлей, бумага для фильтрования, пластиковые бутылки, ёмкости, ковши, ведёрки ;
в) природный материал : камешки разного цвета и формы, глина, песок, ракушки, перья, семена и др. ;
г) утилизованный или бросовый материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, поролона, пробки, катушки от ниток ;
е) разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная, калька и др. ;
ж) различные безопасные красители : пищевые (ягодный сироп) и непищевые ( зелёнка, гуашь) ;
з) медицинские материалы : пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, пробирки, воронки, марля, вата и др. ;
и) прочие материалы : зеркала, воздушные шары, свечи, цветные мелки, крупы, пуговицы, крахмал, формочки, линейки, спички и др. ;
к) дополнительное оборудование : халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, карточки - схемы проведения экспериментов, журнал исследований, картотека опытов, опытническое хозяйство - огород на окне, пророщенные ветки, лук, семена.
д) карта звёздного неба, мини - обсерватория со схемами созвездий, макеты планет ;
е) динозавры ;
ж) дидактические игры ;
з) альбомы, тематические папки «Дети разных народов», «По странам и континентам» и др. ;
и) литература для детей по данной тематике ;
4. Нестандартное оборудование :
а) «Дом для червей» - прозрачная ёмкость с почвой, где должны быть перегнивающие листья - пища червей. Через стенки сосуда ведётся наблюдение. Почву периодически увлажняют, а червей через некоторое время выпускают на
в) «исследовательская лаборатория - аквариум» - для детей 1 младшей группы. Насыпать на дно чистый песок, залить на 2/3 водой и лаборатория готова. Исследуем, как меняется цвет камешков, какие предметы тонут, а какие нет ;
г) стол для экспериментов с водой, песком, глиной.
Материал детских игр должен позволять ставить постепенно более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности.Играя таким материалом, ребёнок ставит себе всё более отдалённые, сложные интеллектуально - познавательные задачи для разрешения, познавая природные закономерности.
Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини - сред, где и осуществляется развитие экспериментальных способностей ребёнка - дошкольника. Педагог создаёт условия для того, чтобы в процессе экспериментально - познавательной деятельности ребёнок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, строил новый тип делового партнёрства со сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности ».»
«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности » .
Создание в дошкольном учреждении пространственно - предметной среды развития и саморазвития ребёнка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических и химических закономерностей . Она способствует познавательному развитию ребёнка (создание условий для экспериментирования , систематических наблюдений за объектами) , эколого - эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам , предпочтение объектов природы их имитации) , оздоровлению ребёнка (занятия на свежем воздухе) , формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними , воспитания чувств ответственности), формированию экологически грамотного поведения (навыков ухода за растениями , животными , грамотного поведения в природе) , экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для игр с природным материалом , использование его на занятиях по изодеятельности) . Грамотно организованная предметно - развивающая среда позволяет ребёнку почувствовать свою внутреннюю , глубинную связь с природой , которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека , осознания своей гармоничности в мире природы .
Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей . Природное пространство включает следующие мини - среды :
ландшафты с объектами природы : река , поле , лес , горы в определённый сезон , соответствующие реальному .
Вокруг этих стабильных мини - сред композиционно увязываются остальные интегрированные природно - культурные мини - среды :
1. Уголок озеленения - куда входят :
а) цветы в соответствии с возрастными требованиями со схематическим указанием обозначений - теневыносливые , светолюбивые , влаголюбивые , засухоустойчивые , умеренный полив и др. ; клеёнчатые фартуки , палочки для рыхления , пульверизатор , кисточки , тряпки , губки , щётки ;
в) альпийская горка - в небольшой ёмкости размещаются цветы , декорированные камнями , природным материалом и др. ;
г) коллекции : «Семена» , «Каменная сказка» , «Ракушки» , «Кора» и др. ;
д) гербарии ;
е) поделки из природного материала ;
ж) альбомы : «Рекорды Земли» , «Леса России» , «Живые барометры» и др. ;
з) сундучок времён года ;
и) паспорт лекарственных растений ;
к) выносные кормушки ;
л) папка с рисунками детей - впечатления от экскурсий , наблюдений и др. ;
м) картотека стихотворений , загадок , пословиц о временах года , природе , копилка примет ;
н) календарь природы ;
о) набор для рисования им фиксации наблюдений ;
п) в старшем возрасте - русский земледельческий календарь ;
р) дидактическая кукла : I младшая группа - образная , в других - дидактическая , из бумаги , с атрибутами : одежда по сезонам , солнечные очки , зонтик .
2. Научная лаборатория экспериментирования :
здесь должны размещаться : стеллажи или полки , или ширма с отделениями для оборудования и материалов , столы для работы , портреты известных учёных . Материалы и оборудование должны быть в достаточном для исследовательской деятельности подгруппы детей количестве , безопасны для работы и эстетичны . Всё стеклянное и другое представляющее опасность оборудование хранится отдельно и вносится для работы непосредственно перед экспериментом . В лаборатории необходимо иметь :
а) приборы - помощники : увеличительные стёкла , весы , песочные часы , компас , магниты , термометры водяные , воздушные , бинокли , наборы для игр с водой ;
б) разнообразные сосуды из различных материалов (стекло , металл , пластмасса) разного объёма им формы , прозрачные и непрозрачные . Бросовые , упаковочные материалы : стаканчики из - под йогуртов , сметаны , мороженого , коробки из - под тортов , пластмассовые ложки , палочки , трубочки для коктейлей , бумага для фильтрования , пластиковые бутылки , ёмкости , ковши , ведёрки ;
в) природный материал : камешки разного цвета и формы , глина , песок , ракушки , перья , семена и др. ;
г) утилизованный или бросовый материал : проволока , кусочки кожи , меха , ткани, дерева , поролона , пробки , катушки от ниток ;
е) разные виды бумаги : обычная , картон , наждачная , копировальная , калька и др. ;
ж) различные безопасные красители : пищевые (ягодный сироп) и непищевые ( зелёнка , гуашь) ;
з) медицинские материалы : пипетки , колбы , мерные ложки , резиновые груши , пробирки , воронки , марля , вата и др. ;
и) прочие материалы : зеркала , воздушные шары , свечи , цветные мелки , крупы , пуговицы , крахмал , формочки , линейки , спички и др. ;
к) дополнительное оборудование : халаты , фартуки , полотенца , контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов , карточки - схемы проведения экспериментов , журнал исследований , картотека опытов , опытническое хозяйство - огород на окне , пророщенные ветки , лук , семена .
д) карта звёздного неба , мини - обсерватория со схемами созвездий , макеты планет ;
е) динозавры ;
ж) дидактические игры ;
з) альбомы , тематические папки «Дети разных народов» , «По странам и континентам» и др. ;
и) литература для детей по данной тематике ;
4. Нестандартное оборудование :
а) «Дом для червей» - прозрачная ёмкость с почвой , где должны быть перегнивающие листья - пища червей . Через стенки сосуда ведётся наблюдение . Почву периодически увлажняют , а червей через некоторое время выпускают на
в) «исследовательская лаборатория - аквариум» - для детей 1 младшей группы . Насыпать на дно чистый песок , залить на 2/3 водой и лаборатория готова . Исследуем , как меняется цвет камешков , какие предметы тонут , а какие нет ;
г) стол для экспериментов с водой , песком , глиной .
Материал детских игр должен позволять ставить постепенно более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности .Играя таким материалом , ребёнок ставит себе всё более отдалённые , сложные интеллектуально - познавательные задачи для разрешения , познавая природные закономерности .
Таким образом , развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини - сред , где и осуществляется развитие экспериментальных способностей ребёнка - дошкольника . Педагог создаёт условия для того , чтобы в процессе экспериментально - познавательной деятельности ребёнок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов , или конструировал новые способы , строил новый тип делового партнёрства со сверстниками .