Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников.
Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться нашим небольшим опытом работы по развитию коллекционирования в детском саду.
В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей мы использовали такую форму как коллекционирование. Уже раньше в «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой стояла задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Приведены примерные тематики коллекций (открытки, марки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства и т. д.)
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса в разделе «Культурно-досуговая деятельность» стоит задача:
- создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдение, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.)
- поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции, рассказывать об их содержании.
Коллекцию и отдельные объекты не только решают ряд педагогических задач, но имеют большую возможность использовать в разных видах детской деятельности.
Использование коллекций в разных видах детской деятельности
Познавательная
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация,
- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация
представлений детей по темам коллекций
Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи)
Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций.)
Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)
Художественно-эстетическая изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.)
Дети дошкольного возраста не способны справиться коллекционировать что-то целенаправленно, самостоятельно. И перед нами встала задача увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Родители – активные участники образовательного процесса:
- беседы с детьми по интересам;
- помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;
- оказание помощи в создании самой коллекции,
В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам. Собранные экспонаты разложили по альбомам, футлярам и контейнерам. Выделили полочку для коллекций, все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами. Если предметы коллекции не будут доступны детям, то она перестанет быть интересной.
Коллекция «Ракушки»
После летних отпусков в группе появляются ракушки, дети с огромным интересом обследуют, сравнивая их по размеру и рисунку; считают
количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Учит любить и беречь окружающую природу.
Огромный интерес вызовет коллекция «Камни». Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций.
Еще в нашей группе живет коллекция «Пуговичка»
Цель- развить интерес к предметному миру
Конструирование: Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Если пуговки наклеить на подготовленную поверхность (картон, холст, ДВП) в определенном порядке, получится замечательное панно или картина, похожая на аппликацию, мозаику из круглых элементов.
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи»
Придумывание сказок и историй Сравнение по размеру (больше или меньше, счет, выкладывание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, сравнение по количеству и т. д. Экспериментально-поисковая деятельность: Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Коллекция Магнитов
В ней можно встретить магниты «Города России», при создании такой коллекции, расширяем кругозор детей, дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; составят творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; организуют сюжетную игру «Путешествие» и т.д.
(Слайд Открытки) Раритетные открытки.
С помощью коллекции поздравительных открыток дети знакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. Появляются книжки-малышки.
Коллекция «Ткани» и «Бумага»
Для развития тактильного ощущения я использую коллекцию тканей.
Цели: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из шифона, джинсы, ситца, фланели, бархата, плюши, шелка, меха, габардины); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность их стирать, гладить, мять). Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать и активизировать речь детей.
Коллекция открыток
Раритетные открытки.(1970)
С помощью коллекции поздравительных открыток дети знакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. Появляются книжки-малышки.
Узнаем историю возникновения и традиции отмечать праздники в России, через рассматривание открыток
Наборы тематических открыток…Благодаря рассматриванию, бесед по ним дети знают названия некоторых картин Третьяковской галлереи, имена художников. Узнают и называют лекарственные травы, каким образом их применить(но не все). Могут узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы. С набором «У моря» еще не очень хорошо знакомы, но все сразу.
Большое внимание хочу рассказать вам о возникновении коллекции игрушки «Киндер- сюрприз»
Дети часто приносят с собой игрушки «Киндер-Сюрприз» в детский сад, но не знали что с ней делать. Возникла ситуативная проблема, «что делать?». Решили эту проблему: оставлять игрушки в детском саду. Так и пришла идея создания «Мини- музея» игрушки «Киндер-Сюрприза», где дети могли играть со своими игрушками и ставить их на место.
С ними можно придумывать самые разные игры - игрушки маленькие, с ними удобно располагаться на столе, строить им домики из кубиков, и т. п.
Увлекшись этим занятием, малыш будет тренировать память, внимание, логическое мышление. Он учится аккуратно относиться к своей коллекции, беречь ее. Если его заинтересует коллекционирование, ему будет интересно узнать, из чего делают эти фигурки, что они изображают, то есть он будет стремиться к исследовательской деятельности.
Игрушки из «Киндер-сюрпризов» могу сами стать отличным тренажером для малыша. Придумали новый способ «ловли» игрушек. Например, есть игрушки с петельками, можно «ловить» игрушки сачком, аккуратно поднимаем сачком и снимаем их с крючка. Таким образом, ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, наблюдательность. Мелкие игрушки развивают детскую память и мышление. У нас популярны такие игры: «Отгадай какой игрушки не стало?» (убираем любую игрушку). «Классификация игрушек-животные (домашние, дикие, люди, цветы и д. р.
Развиваем у детей творческие способности, создавая сказки с героями-игрушками. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой.
Театральное представление:
С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его новым героем, придумав его историю. Вместе с ребенком создаем картонные декорации: теремок, деревья, озеро и так далее.
Вспоминаем все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж. Например, возьмем фигурку зайчика и называем все сказки, где появляется этот персонаж. Стараемся не ограничиваться на сказках: вспоминаем мультики, стихи, песенки и так далее.
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста, а также эффективным средством для развития познавательной деятельности дошкольников.
Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции, расширяются его познания об окружающем мире. Во -вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников.»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться нашим небольшим опытом работы по развитию коллекционирования в детском саду.
В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей мы использовали такую форму как коллекционирование. Уже раньше в «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой стояла задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Приведены примерные тематики коллекций (открытки, марки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства и т. д.)
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса в разделе «Культурно-досуговая деятельность» стоит задача:
- создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдение, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.)
- поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции, рассказывать об их содержании.
Коллекцию и отдельные объекты не только решают ряд педагогических задач, но имеют большую возможность использовать в разных видах детской деятельности.
Использование коллекций в разных видах детской деятельности
Познавательная
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация,
- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация
представлений детей по темам коллекций
Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи)
Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций.)
Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)
Художественно-эстетическая изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.)
Дети дошкольного возраста не способны справиться коллекционировать что-то целенаправленно, самостоятельно. И перед нами встала задача увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Родители – активные участники образовательного процесса:
- беседы с детьми по интересам;
- помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;
- оказание помощи в создании самой коллекции,
В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам. Собранные экспонаты разложили по альбомам, футлярам и контейнерам. Выделили полочку для коллекций, все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами. Если предметы коллекции не будут доступны детям, то она перестанет быть интересной.
Коллекция «Ракушки»
После летних отпусков в группе появляются ракушки, дети с огромным интересом обследуют, сравнивая их по размеру и рисунку; считают
количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Учит любить и беречь окружающую природу.
Огромный интерес вызовет коллекция «Камни». Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций.
Еще в нашей группе живет коллекция «Пуговичка»
Цель- развить интерес к предметному миру
Конструирование: Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Если пуговки наклеить на подготовленную поверхность (картон, холст, ДВП) в определенном порядке, получится замечательное панно или картина, похожая на аппликацию, мозаику из круглых элементов.
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи»
Придумывание сказок и историй Сравнение по размеру (больше или меньше, счет, выкладывание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, сравнение по количеству и т. д. Экспериментально-поисковая деятельность: Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Коллекция Магнитов
В ней можно встретить магниты «Города России», при создании такой коллекции , расширяем кругозор детей , дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; составят творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; организуют сюжетную игру «Путешествие» и т.д.
(Слайд Открытки) Раритетные открытки.
С помощью коллекции поздравительных открыток дети знакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. Появляются книжки-малышки.
Коллекция «Ткани» и «Бумага»
Для развития тактильного ощущения я использую коллекцию тканей.
Цели: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из шифона, джинсы, ситца, фланели, бархата, плюши, шелка, меха, габардины); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность их стирать, гладить, мять). Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать и активизировать речь детей.
Коллекция открыток
Раритетные открытки.(1970)
С помощью коллекции поздравительных открыток дети знакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. Появляются книжки-малышки.
Узнаем историю возникновения и традиции отмечать праздники в России, через рассматривание открыток
Наборы тематических открыток…Благодаря рассматриванию, бесед по ним дети знают названия некоторых картин Третьяковской галлереи, имена художников. Узнают и называют лекарственные травы, каким образом их применить(но не все). Могут узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы. С набором «У моря» еще не очень хорошо знакомы, но все сразу.
Большое внимание хочу рассказать вам о возникновении коллекции игрушки «Киндер- сюрприз»
Дети часто приносят с собой игрушки «Киндер-Сюрприз» в детский сад, но не знали что с ней делать. Возникла ситуативная проблема, «что делать?». Решили эту проблему: оставлять игрушки в детском саду. Так и пришла идея создания «Мини- музея» игрушки «Киндер-Сюрприза», где дети могли играть со своими игрушками и ставить их на место.
С ними можно придумывать самые разные игры - игрушки маленькие, с ними удобно располагаться на столе, строить им домики из кубиков, и т. п.
Увлекшись этим занятием, малыш будет тренировать память, внимание, логическое мышление. Он учится аккуратно относиться к своей коллекции, беречь ее. Если его заинтересует коллекционирование, ему будет интересно узнать, из чего делают эти фигурки, что они изображают, то есть он будет стремиться к исследовательской деятельности.
Игрушки из «Киндер-сюрпризов» могу сами стать отличным тренажером для малыша. Придумали новый способ «ловли» игрушек. Например, есть игрушки с петельками, можно «ловить» игрушки сачком, аккуратно поднимаем сачком и снимаем их с крючка. Таким образом, ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, наблюдательность. Мелкие игрушки развивают детскую память и мышление. У нас популярны такие игры: «Отгадай какой игрушки не стало?» (убираем любую игрушку). «Классификация игрушек-животные (домашние, дикие, люди, цветы и д. р.
Развиваем у детей творческие способности, создавая сказки с героями-игрушками. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой.
Театральное представление:
С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его новым героем, придумав его историю. Вместе с ребенком создаем картонные декорации: теремок, деревья, озеро и так далее.
Вспоминаем все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж. Например, возьмем фигурку зайчика и называем все сказки, где появляется этот персонаж. Стараемся не ограничиваться на сказках: вспоминаем мультики, стихи, песенки и так далее.
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста, а также эффективным средством для развития познавательной деятельности дошкольников.
Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции, расширяются его познания об окружающем мире. Во -вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее