Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, между детьми, которая предполагает ряд принципов:
* Принцип уважения к интересам и потребностям ребёнка, предполагающий необходимость активизации самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждения их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе её выполнения;
* Принцип активности в разных видах деятельности, позволяющий побуждать к действиям с новым материалом, провоцирующим возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Среда развития ребёнка в детском саду – один из механизмов, обеспечивающих желаемый эффект в обучении и развитии воспитанников, а также детей с признаками одарённости. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал. В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "среда" определяется
как – окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ.
. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности.
Так, во 2 мл. группе – широко развёрнутый центр игры, оборудование для «взрослой деятельности» - приготовления еды, стирки, глажки белья и т. д; несколько наборов одинаковых игр (игры рядом).
В средней группе у детей ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, способность уединяться, обустраивать свой мир, поэтому следует создавать уютные домики, крепости и т. д.
В старшем дошкольном возрасте оборудование сюжетно-ролевых игр должно быть свёрнуто. Старшему дошкольнику необходимо предоставить возможность самостоятельно проектировать игровое пространство и осуществлять подбор необходимого для деятельности оборудованияСегодня, говоря о развевающей игровой среде, употребляют выражение «Интерактивная среда». Термин «интерактивность» происходит от английского слова interactiоn, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребёнок (дети),ребёнок – ребёнок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Следовательно, игровой материал должен соответствовать востребованности ребёнка играть как одному, так и в группе сверстников
Требования ФГОС предъявляемые к предметно-развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для
развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;
мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
К сожалению, не всегда тот материал, который находится в групповых помещениях, используется детьми.
Основные причины «невостребованности» зон (уголков) у дошкольников:
1. статичность и однообразие материалов. Воспитатель перестаёт привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных уголках», или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования.
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать.
3. Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов, хранящихся в уголке, приводит к тому, что дети в самостоятельной деятельности пользуются материалами, принесёнными из дома.
4. Эстетически малая привлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
.