kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, между детьми, которая предполагает ряд принципов:

* Принцип уважения к интересам и потребностям ребёнка, предполагающий необходимость активизации самостоятельного экспериментирования и поисковой  активности детей, побуждения их к творческому отношению к выполняемой  деятельности, самовыражению и импровизации в процессе её выполнения;

* Принцип активности в разных видах деятельности, позволяющий побуждать к действиям с новым материалом, провоцирующим возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. 

     Среда развития ребёнка в детском саду – один из механизмов, обеспечивающих желаемый эффект в обучении и развитии воспитанников, а также детей с признаками одарённости. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация  жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал. В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "среда" определяется

 

 

как – окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека. 

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.  Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

     Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ.

   . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности.

    Так, во 2 мл. группе – широко развёрнутый центр игры, оборудование для «взрослой деятельности» - приготовления еды, стирки, глажки белья и т. д; несколько наборов одинаковых игр (игры рядом).

     В средней группе у детей ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, способность уединяться,  обустраивать свой мир, поэтому следует создавать уютные домики, крепости и т. д.

    В старшем дошкольном возрасте оборудование сюжетно-ролевых игр должно быть свёрнуто. Старшему дошкольнику необходимо предоставить возможность самостоятельно проектировать игровое пространство и осуществлять подбор необходимого для деятельности оборудованияСегодня, говоря о развевающей игровой среде, употребляют выражение «Интерактивная среда». Термин «интерактивность» происходит от английского слова interactiоn, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребёнок (дети),ребёнок – ребёнок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Следовательно, игровой материал  должен соответствовать востребованности ребёнка играть как одному, так и в группе сверстников

Требования ФГОС предъявляемые к предметно-развивающей среде:

 

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

 

2. Доступность среды, что предполагает:

 

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс

 

     2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

 

 .  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

     Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими   познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. 

 Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

 Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для

 

 

развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;

мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

   Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

     Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

     В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

  Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

     Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

 

 

 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

К сожалению, не всегда тот материал, который находится в групповых помещениях, используется детьми.

Основные причины  «невостребованности» зон (уголков) у дошкольников:

1. статичность и однообразие материалов. Воспитатель  перестаёт привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных уголках», или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования.

2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать.

3. Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной  самостоятельной деятельности. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов, хранящихся в уголке, приводит к тому, что дети в самостоятельной деятельности пользуются материалами, принесёнными из дома.

4. Эстетически малая привлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования  не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности

 

 Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена  данная среда.

 

.

Просмотр содержимого документа
«создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения »

Консультация для педагогов

«Создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Латванова Марина Ивановна

Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, между детьми, которая предполагает ряд принципов:

* Принцип уважения к интересам и потребностям ребёнка, предполагающий необходимость активизации самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждения их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе её выполнения;

* Принцип активности в разных видах деятельности, позволяющий побуждать к действиям с новым материалом, провоцирующим возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Стратегия и тактика построения предметно-развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.

Изменение образовательной парадигмы, инициирует создание условий, направленных на полноценное развитие каждого ребёнка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для проявления интеллектуального и творческого потенциала, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

Новые задачи по оптимизации содержания дошкольного образования, усиление деятельностного компонента и креативности в организации образовательного процесса являются обязательными для всех педагогических коллективов, работающих с детьми дошкольного возраста. Внимание педагогов должно быть направлено на создание условий для проявления возможностей детей во всех сферах: интеллектуальной, художественно-творческой, продуктивной деятельности и общения.

Среда развития ребёнка в детском саду – один из механизмов, обеспечивающих желаемый эффект в обучении и развитии воспитанников, а также детей с признаками одарённости. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал. В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "среда" определяется





как – окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ.

. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности.

Так, во 2 мл. группе – широко развёрнутый центр игры, оборудование для «взрослой деятельности» - приготовления еды, стирки, глажки белья и т. д; несколько наборов одинаковых игр (игры рядом).

В средней группе у детей ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, способность уединяться, обустраивать свой мир, поэтому следует создавать уютные домики, крепости и т. д.

В старшем дошкольном возрасте оборудование сюжетно-ролевых игр должно быть свёрнуто. Старшему дошкольнику необходимо предоставить возможность самостоятельно проектировать игровое пространство и осуществлять подбор необходимого для деятельности оборудования.

Сегодня, говоря о развевающей игровой среде, употребляют выражение «Интерактивная среда». Термин «интерактивность» происходит от английского слова interactiоn, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребёнок (дети),ребёнок – ребёнок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Следовательно, игровой материал должен соответствовать востребованности ребёнка играть как одному, так и в группе сверстников.

Игрушки, пособия, находящиеся в группе, должны иметь признаки интерактивности: их использование может предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-





распределённые действия ребёнка и его партнёра, организацию деятельности ребёнка как по подражанию, образцу, так и по памяти, по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.

При создании интерактивной предметной среды необходимо наличие автодидактических игрушек и игровых пособий, деятельность с которыми позволит ребёнку самостоятельно оценить самого себя.

Требования ФГОС предъявляемые к предметно-развивающей среде:



1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.



2. Доступность среды, что предполагает:



2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для





развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;

мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.





6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

К сожалению, не всегда тот материал, который находится в групповых помещениях, используется детьми.

Основные причины «невостребованности» зон (уголков) у дошкольников:

1. статичность и однообразие материалов. Воспитатель перестаёт привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных уголках», или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования.

2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать.

3. Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов, хранящихся в уголке, приводит к тому, что дети в самостоятельной деятельности пользуются материалами, принесёнными из дома.

4. Эстетически малая привлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Латванова Марина Ивановна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140369

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства