kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на снятие тревожности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка игр на доверие и снятие тревожности, а так же снятие агрессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на снятие тревожности у младших школьников»

5. «Скажи мне мой секрет». (10 минут)

Ведущий: «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача — отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».
Примерный набор слов: ворона, вор, йога, аквариум, кисель, мультфильм, адрес, водка, восход, вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.




Кстати, знаете ли вы, что «техники эффективного знакомства» – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. Если перенести это на нашу с вами жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения. [4;73]

(детям раздаются листочки с напечатанными правилами знакомства, на которых они могут делать свои пометки и разъяснения).


Правила знакомства

        Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.

        Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.

        Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

        Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)

        Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)

        Ваш настрой должен быть позитивным.

        Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте «переливания из пустого в порожнее» или повторять одно и тоже).

        Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)

        Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)

        Спросите: «Чем вам помочь?»

        Идите на совместные действия. (Прогуляйтесь вместе до магазина, заварите вместе чай и т.д.)

        Используйте юмор.

        Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).

        Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, было приятно с вами познакомиться, надеюсь, это не последняя наша встреча).[2;95]

 - Может у вас возникли вопросы? Задавайте. Давайте обсудим правила знакомства. Как вы их поняли? Давайте обсудим их по кругу (обсуждение с детьми).

- Теперь вы знаете как правильно заводить знакомства. Давайте попробуем применить наши новые знания на практике.

Упражнение № 3 Диалог

- « Давайте для начала разделимся на пары. Теперь представьте, что вы не знакомы, но вам очень надо познакомиться с этим человеком. Глядя на правила знакомства придумайте диалог для знакомства и попробуйте заинтересовать собеседника, чтобы завязать с ним долгие дружеские отношения».

 Сначала подходит знакомиться первый участник, затем пара меняется местами.

Это упражнение длится 30-40 минут.

По окончанию обязательное обсуждение: что получилось, что нет? Было ли легко? Удалось ли использовать все пункты правил? Удалось ли добиться результата и подружиться? Что узнали нового о своем собеседнике?


Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

— Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

— Кто выбрал тебя художником?

— Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

— Ты доволен своим портретом?

— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

— Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?



Упр. «Молекулы»

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция.

Представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может разным, оно определяется цифрой, которую я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предлечьями.

Игра «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. грузят баржу:

Например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы и т.д.).

«Игра без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Ребята садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

«Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в цент круга в виде колокола. Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторяется несколько раз.

Занятие 2. Мир детства.

Упр. «Связующая нить» (см. выше занятие 1)

Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я хочу... полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей». и т. д.

Упр. «Гусеница»

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

• подняться и сойти со стула;

• проползти под столами;

• обогнуть «широкое озеро»

• пробраться через «дремучий лес»;

• спрятаться от «диких животных».

На протяжение всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Упр. «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия

• Что чувствовали?

• Какое сейчас настроение?

Упр. «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — зеркало. Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Упр. Игра «Баржа» (см. выше занятие 1)

Произносятся все слова на -ок (например, носок, кузовок, пирожок и т. д.)

Упр. «Игра без правил» (см. выше занятие 1)

Дети говорят друг другу о том, что они любят «Я думаю, что ты любишь...»

Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...

Упражнение на принятие себя: «да — нет»

Цель: формирование чувства близости между подростками, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Сидят на ковре, опираясь на спину друг друга, при этом доверительно произносится: «да — нет, «нет — да».

После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

Рефлексия.

Упр. «Колокол» (см. выше занятие 1)

Занятие З. Все мы чем-то похожи

Упр. «Связующая нить»

Передавая клубок, участники говорят о том, кем бы они хотели быть: «Я бы хотел(а) быть..»

Упр. «Имя»

Цель: развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя — жизнерадостный, Лена — ласковая, Таня —тихая и т.д.

После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.

Упр. «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары. Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек — «путник», другой— его «тень». Путник идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень»: «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, «проскакать» на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т. д.

После игры — обсуждение.

Игра «Баржа»

Дети называют все, что может объединять людей: например, семья, дружба, беда, праздник, поход ит.д.

«Игра без правил»

Важно, чтобы в игре подростки с помощью фразы «Я думаю, мы с тобой похожи ...»

Упр. «На поляне сорок мух»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Развитие саморегуляции.

Выбирается «паук»-водящий, он отходит в сторону и отворачивается. Остальные участники под слова «На поляне сорок мух польку танцевали, увидали паука -в обморок упали», на последних словах все замирают, «паук» пытается спровоцировать их. Кто зашевелился -выходит из игры

Рефлексия.

Упр. «Колокол»


Занятие 4. «Почувствуй себя любимым»

Упр. Связующая нить

Тема упражнения: «Я люблю...»

Упр. «Ласковое имя»

Цель: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы дарят их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить «подарок».

«Игра-танец»

Цель: раскрепощение участников группы, развитие внимания, способности к самовыражению, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Все участники становятся в круг. Под ритмичную музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, а остальные в течение минуты повторяют его. Так, по очереди, группа исполняет различные танцы.

Упр. «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать следующего. Таким образом. игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Нужно не просто услышать овации, важно, чтобы они прозвучали в душе.

Упр. «Паровозик»

Цель: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом. Первый человек — «паровозик», все остальные — вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, и чтобы вагончикам было комфортно перемещаться. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».

После игры обязательно обсуждение по вопросам:

- Какая роль понравилась больше и почему?

- Какой паровоз был заботливым и осторожным?

«Мы тебя любим»

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».

Игра «Баржа»

Дети называют круглые предметы, например яблоко, солнце, часы, пуговица и т. д.

Рефлексия.

Упр. «Колокол»


Занятие 5. Путь Доверия

Связующая нить

Тема упражнения: «Я могу...»

Упр. «Передай сигнал»

Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.) Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип испорченного телефона..

Повторяется несколько раз

Упр. «Слепой и поводырь»

Цель: формирование чувства близости между детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

Упражнение проводится в парах . Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель — столы, стулья, препятствием также могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель »поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи »слепыми» и «поводырями», было ли им комфортно, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

Упр. «Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

Из группы выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «Отряд». В зале стулья расставлены хаотично.

«Разведчик» проходит между стульями с разных сторон.

«Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.

Упр. «Кошки-Мышки»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.

Выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные образуют круг, взявшись за руки, — это «домик» «мышки». Задача «кошки» — поймать «мышку». Стоящие в кругу защищают, прячут «мышку» от «кошки».

Игра «Баржа».

Участники называют все красное: например, бант, щеки, клубника и т. д.

Рефлексия.

Упр. «Колокол»

Занятие 6. Агрессия и гнев

Упр. «Связующая нить»

Тема упражнения: «Я злюсь, когда...»

Упр. «Представь себя....»

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы. развитие наблюдательности, внутренней свободы и скованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет придуманное заранее имя героя фильма, сказки, литературного произведения, от лица которого он будет действовать. Например:«Я— Золушка», «Я Робин Гуд».. При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа.

После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, двигаясь в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.

Упр. «Танец свободы и победы»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Это древний танец: образующие хоровод участники группы убивают воображаемым копьем представляемого в центре круга дракона (змея, противника и т. л). При этом благодаря эффекту групповой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины, который распределяется между всеми участниками.

Профилактике возникновения и усиления чувства вины за проявленную агрессию служит другой повторяющийся элемент танца: танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что у6или Дракона. Каждый выражает радость свободно, как хочет и как может.

Упр. «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять собственные силы, отработка навыков самоконтроля и игры по правилам, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

«Игра Баржа»

Участники называют все, что может чувствовать и переживать человек. Например: радость, грусть, злость, счастье.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры на снятие тревожности у младших школьников

Автор: Голондарева Маргарита Александровна

Дата: 04.09.2024

Номер свидетельства: 655818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Арт-фантазия", как способ психо-эмоциональной коррекции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "art_fantaziia_kak_sposob_psikho_emotsionalnoi_korrektsii_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592112538"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ispol-zovaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414864668"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Учимся быть здоровыми на уроках... математики "
    ["seo_title"] => string(45) "uchimsia-byt-zdorovymi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "238922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства