Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников
Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни — одно из приоритетных направлений современного образования. Причем, для сохранения здоровья (пока оно есть) не требуется каких-то особых усилий. Зачастую сохранить и укрепить здоровье школьника может помочь и двухминутная зарядка в позе «дремлющего кучера». И для этого даже не нужно вставать из-за парты.
В своей школе мы разработали достаточно эффективную, на наш взгляд, систему формирования у младших школьников целостных представлений о здоровом образе жизни. Система включает в себя комплекс мероприятий, проводимых как на уроке, так и вне его.
Организация работы на уроках
В ходе урока наши педагоги в целях профилактики утомляемости реализуют комплекс упражнений, снимающих у учащихся умственное и физическое напряжение. Выполнение упражнений помогает восстановить умственную работоспособность, повысить внимание и эмоциональный тонус, улучшить психоэмоциональное состояние детей.
«Минутки вхождения в день» проводятся для учеников 2-4 классов перед уроком либо в его начале в течение 10 минут (в сентябре и октябре — три раза в неделю, а в последующие месяцы — по понедельникам). «Минутки» — это приветствия, беседы (с музыкальным сопровождением), создающие у учащихся позитивное настроение.
Мимические и пантомимические этюды — это курс упражнений «психогимнастики», направленный на снижение психоэмоционального на пряжения, тревожности, развитие познавательной, эмоционально-личностной сферы ребенка, коррекцию настроения [1]. При их выполнении дети имеют возможность проявить качества своего характера и «выплеснуть» эмоции, развивать навыки общения и преодоления страхов.
Упражнения на релаксацию проводятся в течение 2-3 минут на любом уроке. Ребята учатся расслаблять мышцы, чтобы снять эмоциональное напряжение. Для этого применяются: метод подражания (имитация) — поза «дремлющего кучера»; метод удобного положения; метод смены напряжения и расслабления мышц; метод «дыхания по кругу»; словесный метод (рифмованные упражнения) [2].
Ученики принимают «позу покоя»: садятся ближе к краю стула, опираясь спиной на его спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Упражнение «Шарик» (расслабление мышц живота). Нужно представить, что мы надуваем воздушный шар, положив руку на живот. Надуваем живот, мышцы живота напрягаются. Выдохнули воздух — «шарик лопнул», живот расслабился.
Упражнение «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи). Голову нужно повернуть налево, затем направо, стараясь увидеть как можно дальше. Мышцы шеи при этом напрягаются. Потом нужно посмотреть вперед и расслабить мышцы шеи.
Организация обучения в режиме «динамических поз» положительно воздействует на функциональное и физическое развитие учащихся, увеличивает их активность, предупреждает возникновение утомляемости [3].
Урок планируется так, чтобы дети в течение 45 минут поочередно меняли положения тела («сидя» и «стоя»). Количество таких изменений зависит от задач и содержания урока, но наиболее благоприятной является схема, в соответствии с которой ученики меняют положение тела через 10-15 минут. Значение имеет не столько сокращение продолжительности нахождения учащегося в той или иной рабочей позе, сколько факт ее систематического изменения.
Гимнастика для глаз и дыхательные упражнения. В процессе обучения за счет максимального удаления от глаз учеников дидактического материала создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, функционировавших в режиме ближнего зрения (работа с учебником, письмо и т. д.). В работе используется специальная гимнастика для глаз (автор Э. С. Аветисов): упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения, расслабления, снятия утомления глаз. Например, дети «бегают» глазами, обводя разные изображения («Веселые человечки», «Бабочка»).
Дыхательные упражнения как важное восстановительно-профилактическое средство направлены на развитие у учащихся умения правильно дышать, носят оздоровительный характер, повышают умственную активность, способствуют установлению эмоционального равновесия, снятию нервного напряжения.
Физкультурные паузы в группах. Ребятам наиболее интересны игры, стихотворения, в которых поэтическое слово используется для установления ритма движения. После них дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.
Динамические перемены — это организованная форма активного отдыха (подвижные игры, эстафеты). Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. Поощряются самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей.
Дидактические игры с использованием физических упражнений.
Особенностью данных игр является выполнение школьниками учебных заданий в процессе выполнения физических упражнений: они ведут счет, проводят измерения, проговаривают или заучивают правила, скороговорки, стихотворения. Игра «Живые построения» предполагает изображение школьниками геометрических фигур, усвоение компонентов сложения и вычитания, умножения и деления, обучение грамоте и т. д. Эффективны дидактические игры, заключающие в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу!», «Кто правильнее?».
Использование занимательного материала рассчитано на включение в процесс обучения наглядности, занимательных вопросов, задач-шуток и др.
Организация обучения «в зоне ближайшего развития учащихся» предполагает использование групповых форм освоения учебного материала, возможность выбора учащимися заданий различной степени трудности. Групповая работа активизирует учение школьников, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, планирование, реализация плана, контроль и оценка.
Использование заданий творческого характера (математические сказки, сочинения, иллюстрации к произведениям, составление диафильмов, придумывание загадок) вызывает у школьников интерес к учению, активизирует их деятельность.
На факультативных занятиях -«Здоровый образ жизни» ученики овладевают знаниями о данной проблеме, у них формируется ответственность за свое здоровье, самооценка собственных возможностей, развиваются произвольные и непроизвольные привычки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется становлению мотивационной сферы ребенка, усвоению им правил личной гигиены.
Организация работы во внеурочное время
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые во внеурочное время, также направлены на реализацию идей здорового образа жизни. За I полугодие этого учебного года были проведены:
• спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
викторина «Движение — жизнь!»;
беседа-обозрение «Откуда берутся грязнули?»;
оздоровительная прогулка «Природа осенью дышала»;
освоены оздоровительные упражнения «Гимнастика до уроков» и т. д.
Работа с семьей
Навыки здорового образа жизни не могут сформироваться без активной поддержки семьи. Используемые формы и методы работы с родителями позволяют нам осуществлять неформальные связи, дают объективную информацию об интересах и потребностях семьи (родительские собрания, пропаганда здорового образа жизни, беседы и консультации по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению эмоционального здоровья, анкетирование, дни открытых дверей).
Эффективность проводимых мероприятий и успешность нашего взаимодействия с семьей мы оцениваем степенью внедрения в нее здорового образа жизни. В результате работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни у наших детей существенно снизилась общая заболеваемость, исчезли тревожность и психическое напряжение в процессе обучения. Ученики правильно понимают сущность здоровья и здорового образа жизни, у них развиты навыки гигиенического поведения.
Литература
1.Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе : метод, материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. - 188 с.
2.Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2006. - № 8. - С. 98.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы /
Н. К.Смирнов. - М.: АПКПРО. - 2002. - 270 с.
4. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С. А. Цабы-
бин. — Волгоград : Учитель. — 2008. — 172 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся быть здоровыми на уроках... математики »
Учимся быть здоровыми на уроках... математики
Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников
Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни — одно из приоритетных направлений современного образования. Причем, для сохранения здоровья (пока оно есть) не требуется каких-то особых усилий. Зачастую сохранить и укрепить здоровье школьника может помочь и двухминутная зарядка в позе «дремлющего кучера». И для этого даже не нужно вставать из-за парты.
В своей школе мы разработали достаточно эффективную, на наш взгляд, систему формирования у младших школьников целостных представлений о здоровом образе жизни. Система включает в себя комплекс мероприятий, проводимых как на уроке, так и вне его.
Организация работы на уроках
В ходе урока наши педагоги в целях профилактики утомляемости реализуют комплекс упражнений, снимающих у учащихся умственное и физическое напряжение. Выполнение упражнений помогает восстановить умственную работоспособность, повысить внимание и эмоциональный тонус, улучшить психоэмоциональное состояние детей.
«Минутки вхождения в день»проводятся для учеников 2-4 классов перед уроком либо в его начале в течение 10 минут (в сентябре и октябре — три раза в неделю, а в последующие месяцы — по понедельникам). «Минутки» — это приветствия, беседы (с музыкальным сопровождением), создающие у учащихся позитивное настроение.
Мимические и пантомимические этюды— это курс упражнений «психогимнастики», направленный на снижение психоэмоционального на пряжения, тревожности, развитие познавательной, эмоционально-личностной сферы ребенка, коррекцию настроения [1]. При их выполнении дети имеют возможность проявить качества своего характера и «выплеснуть» эмоции, развивать навыки общения и преодоления страхов.
Упражнения на релаксациюпроводятся в течение 2-3 минут на любом уроке. Ребята учатся расслаблять мышцы, чтобы снять эмоциональное напряжение. Для этого применяются: метод подражания (имитация) — поза «дремлющего кучера»; метод удобного положения; метод смены напряжения и расслабления мышц; метод «дыхания по кругу»; словесный метод (рифмованные упражнения) [2].
Ученики принимают «позу покоя»: садятся ближе к краю стула, опираясь спиной на его спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Упражнение «Шарик»(расслабление мышц живота). Нужно представить, что мы надуваем воздушный шар, положив руку на живот. Надуваем живот, мышцы живота напрягаются. Выдохнули воздух — «шарик лопнул», живот расслабился.
Упражнение «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи). Голову нужно повернуть налево, затем направо, стараясь увидеть как можно дальше. Мышцы шеи при этом напрягаются. Потом нужно посмотреть вперед и расслабить мышцы шеи.
Организация обучения в режиме «динамических поз» положительно воздействует на функциональное и физическое развитие учащихся, увеличивает их активность, предупреждает возникновение утомляемости [3].
Урок планируется так, чтобы дети в течение 45 минут поочередно меняли положения тела («сидя» и «стоя»). Количество таких изменений зависит от задач и содержания урока, но наиболее благоприятной является схема, в соответствии с которой ученики меняют положение тела через 10-15 минут. Значение имеет не столько сокращение продолжительности нахождения учащегося в той или иной рабочей позе, сколько факт ее систематического изменения.
Гимнастика для глаз и дыхательные упражнения.В процессе обучения за счет максимального удаления от глаз учеников дидактического материала создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, функционировавших в режиме ближнего зрения (работа с учебником, письмо и т. д.). В работе используется специальная гимнастика для глаз (автор Э. С. Аветисов): упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения, расслабления, снятия утомления глаз. Например, дети «бегают» глазами, обводя разные изображения («Веселые человечки», «Бабочка»).
Дыхательные упражнения как важное восстановительно-профилактическое средство направлены на развитие у учащихся умения правильно дышать, носят оздоровительный характер, повышают умственную активность, способствуют установлению эмоционального равновесия, снятию нервного напряжения.
Физкультурные паузы в группах. Ребятам наиболее интересны игры, стихотворения, в которых поэтическое слово используется для установления ритма движения. После них дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.
Динамические перемены— это организованная форма активного отдыха (подвижные игры, эстафеты). Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. Поощряются самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей.
Дидактические игры с использованием физических упражнений.
Особенностью данных игр является выполнение школьниками учебных заданий в процессе выполнения физических упражнений: они ведут счет, проводят измерения, проговаривают или заучивают правила, скороговорки, стихотворения. Игра «Живые построения» предполагает изображение школьниками геометрических фигур, усвоение компонентов сложения и вычитания, умножения и деления, обучение грамоте и т. д. Эффективны дидактические игры, заключающие в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу!», «Кто правильнее?».
Использование занимательного материала рассчитано на включение в процесс обучения наглядности, занимательных вопросов, задач-шуток и др.
Организация обучения «в зоне ближайшего развития учащихся» предполагает использование групповых форм освоения учебного материала, возможность выбора учащимися заданий различной степени трудности. Групповая работа активизирует учение школьников, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, планирование, реализация плана, контроль и оценка.
Использование заданий творческого характера (математические сказки, сочинения, иллюстрации к произведениям, составление диафильмов, придумывание загадок) вызывает у школьников интерес к учению, активизирует их деятельность.
На факультативных занятиях -«Здоровый образ жизни» ученики овладевают знаниями о данной проблеме, у них формируется ответственность за свое здоровье, самооценка собственных возможностей, развиваются произвольные и непроизвольные привычки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется становлению мотивационной сферы ребенка, усвоению им правил личной гигиены.
Организация работы во внеурочное время
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые во внеурочное время, также направлены на реализацию идей здорового образа жизни. За I полугодие этого учебного года были проведены:
• спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
викторина «Движение — жизнь!»;
беседа-обозрение «Откуда берутся грязнули?»;
оздоровительная прогулка «Природа осенью дышала»;
освоены оздоровительные упражнения «Гимнастика до уроков» и т. д.
Работа с семьей
Навыки здорового образа жизни не могут сформироваться без активной поддержки семьи. Используемые формы и методы работы с родителями позволяют нам осуществлять неформальные связи, дают объективную информацию об интересах и потребностях семьи (родительские собрания, пропаганда здорового образа жизни, беседы и консультации по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению эмоционального здоровья, анкетирование, дни открытых дверей).
Эффективность проводимых мероприятий и успешность нашего взаимодействия с семьей мы оцениваем степенью внедрения в нее здорового образа жизни. В результате работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни у наших детей существенно снизилась общая заболеваемость, исчезли тревожность и психическое напряжение в процессе обучения. Ученики правильно понимают сущность здоровья и здорового образа жизни, у них развиты навыки гигиенического поведения.
Литература
Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе : метод, материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. - 188 с.
Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2006. - № 8. - С. 98.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы /
Н. К.Смирнов. - М.: АПКПРО. - 2002. - 270 с.
4. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С. А. Цабы- бин. — Волгоград : Учитель. — 2008. — 172 с.
Таблица. Система работы по формированию у младших школьников здорового