kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся быть здоровыми на уроках... математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся быть здоровыми на уроках. математики

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни — одно из приоритетных направлений современного образования. Причем, для сохранения здоровья (пока оно есть) не требуется каких-то особых усилий. Зачастую сохранить и укрепить здоровье школьника может помочь и двухминутная зарядка в позе «дремлющего кучера». И для этого даже не нужно вставать из-за парты.

             В своей школе мы разработали достаточ­но эффективную, на наш взгляд, систему формирования у младших школьников целостных представлений о здоровом образе жизни. Система включает в себя комплекс мероприя­тий, проводимых как на уроке, так и вне его.

Организация работы на уроках

В ходе урока наши педагоги в целях про­филактики утомляемости реализуют комплекс упражнений, снимающих у учащихся умственное и физическое напряжение. Выполнение упраж­нений помогает восстановить умственную ра­ботоспособность, повысить внимание и эмоцио­нальный тонус, улучшить психоэмоциональное состояние детей.

«Минутки вхождения в день» проводятся для учеников 2-4 классов перед уроком либо в его начале в течение 10 минут (в сентябре и октябре — три раза в неделю, а в последующие месяцы — по понедельникам). «Минутки» — это приветствия, беседы (с музыкальным сопровождением), соз­дающие у учащихся позитивное настроение.

Мимические и пантомимические этюды — это курс упражнений «психогимнастики», направ­ленный на снижение психоэмоционального на пряжения, тревожности, развитие познаватель­ной, эмоционально-личностной сферы ребенка, коррекцию настроения [1]. При их выполнении дети имеют возможность проявить качества свое­го характера и «выплеснуть» эмоции, развивать навыки общения и преодоления страхов.

Упражнения на релаксацию проводятся в те­чение 2-3 минут на любом уроке. Ребята учатся расслаблять мышцы, чтобы снять эмоциональ­ное напряжение. Для этого применяются: метод подражания (имитация) — поза «дремлющего ку­чера»; метод удобного положения; метод смены напряжения и расслабления мышц; метод «дыха­ния по кругу»; словесный метод (рифмованные упражнения) [2].

Ученики принимают «позу покоя»: садят­ся ближе к краю стула, опираясь спиной на его спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Упражнение «Шарик» (расслабление мышц живота). Нужно представить, что мы надуваем воздушный шар, положив руку на живот. Наду­ваем живот, мышцы живота напрягаются. Вы­дохнули воздух — «шарик лопнул», живот рас­слабился.

Упражнение «Любопытная Варвара» (рас­слабление мышц шеи). Голову нужно повернуть налево, затем направо, стараясь увидеть как мож­но дальше. Мышцы шеи при этом напрягаются. Потом нужно посмотреть вперед и расслабить мышцы шеи.

Организация обучения в режиме «дина­мических поз» положительно воздействует на функциональное и физическое развитие учащих­ся, увеличивает их активность, предупреждает возникновение утомляемости [3].

Урок планируется так, чтобы дети в течение 45 минут поочередно меняли положения тела («сидя» и «стоя»). Количество таких изменений зависит от задач и содержания урока, но наиболее благоприятной является схема, в соответствии с которой ученики меняют положение тела через 10-15 минут. Значение имеет не столько сокраще­ние продолжительности нахождения учащегося в той или иной рабочей позе, сколько факт ее систематического изменения.

Гимнастика для глаз и дыхательные упражне­ния. В процессе обучения за счет максимального удаления от глаз учеников дидактического мате­риала создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия на­пряжения с глазных мышц, функционировавших в режиме ближнего зрения (работа с учебником, письмо и т. д.). В работе используется специаль­ная гимнастика для глаз (автор Э. С. Аветисов): упражнения для тренировки мышц век, улучше­ния кровообращения, расслабления, снятия утом­ления глаз. Например, дети «бегают» глазами, об­водя разные изображения («Веселые человечки», «Бабочка»).

Дыхательные упражнения как важное восста­новительно-профилактическое средство направ­лены на развитие у учащихся умения правильно дышать, носят оздоровительный характер, повы­шают умственную активность, способствуют уста­новлению эмоционального равновесия, снятию нервного напряжения.

Физкультурные паузы в группах. Ребятам наиболее интересны игры, стихотворения, в ко­торых поэтическое слово используется для установления ритма движения. После них де­ти становятся более активными, их внима­ние активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмо­циональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.

Динамические перемены — это организован­ная форма активного отдыха (подвижные игры, эстафеты). Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. Поощряются самостоя­тельные, спонтанно возникающие игры детей.

Дидактические игры с использованием фи­зических упражнений.

Особенностью данных игр является выполне­ние школьниками учебных заданий в процессе выполнения физических упражнений: они ведут счет, проводят измерения, проговаривают или за­учивают правила, скороговорки, стихотворения. Игра «Живые построения» предполагает изо­бражение школьниками геометрических фигур, усвоение компонентов сложения и вычитания, умножения и деления, обучение грамоте и т. д. Эффективны дидактические игры, заключающие в себе вопрос, задание, призыв к действию, на­пример: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу!», «Кто правильнее?».

Использование занимательного материа­ла рассчитано на включение в процесс обучения наглядности, занимательных вопросов, задач-шуток и др.

Организация обучения «в зоне ближайшего развития учащихся» предполагает использова­ние групповых форм освоения учебного материала, возможность выбора учащимися заданий различ­ной степени трудности. Групповая работа акти­визирует учение школьников, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными уме­ниями, как целеполагание, планирование, реали­зация плана, контроль и оценка.

Использование заданий творческого ха­рактера (математические сказки, сочинения, иллюстрации к произведениям, составление диафильмов, придумывание загадок) вызывает у школьников интерес к учению, активизирует их деятельность.

На факультативных занятиях -«Здоровый образ жизни» ученики овладевают знаниями о данной проблеме, у них формируется ответ­ственность за свое здоровье, самооценка собствен­ных возможностей, развиваются произвольные и непроизвольные привычки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется становлению мотивационной сферы ребенка, усвоению им пра­вил личной гигиены.

 

Организация работы во внеурочное время

Физкультурно-оздоровительные мероприя­тия, проводимые во внеурочное время, также на­правлены на реализацию идей здорового образа жизни. За I полугодие этого учебного года были проведены:

•  спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;      

  • викторина «Движение — жизнь!»;
  • беседа-обозрение «Откуда берутся гряз­нули?»;
  • оздоровительная прогулка «Природа осенью дышала»;
  • освоены оздоровительные упражнения «Гим­настика до уроков» и т. д.

Работа с семьей

Навыки здорового образа жизни не могут сформироваться без активной поддержки семьи. Используемые формы и методы работы с родите­лями позволяют нам осуществлять неформаль­ные связи, дают объективную информацию об интересах и потребностях семьи (родительские собрания, пропаганда здорового образа жизни, беседы и консультации по предупреждению за­болеваний, сохранению и укреплению эмоцио­нального здоровья, анкетирование, дни откры­тых дверей).

Эффективность проводимых мероприятий и успешность нашего взаимодействия с семьей мы оцениваем степенью внедрения в нее здорового об­раза жизни. В результате работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни у наших детей существенно снизилась общая за­болеваемость, исчезли тревожность и психическое напряжение в процессе обучения. Ученики пра­вильно понимают сущность здоровья и здорового образа жизни, у них развиты навыки гигиениче­ского поведения.

Литература

1.Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе : метод, материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. - 188 с.

2.Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2006. - № 8. - С. 98.

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы /

Н. К.Смирнов. - М.: АПКПРО. - 2002. - 270 с.

4.   Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С. А. Цабы-
бин. — Волгоград : Учитель. — 2008. — 172 с.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Учимся быть здоровыми на уроках... математики »

Учимся быть здоровыми на уроках... математики

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни — одно из приоритетных направлений современного образования. Причем, для сохранения здоровья (пока оно есть) не требуется каких-то особых усилий. Зачастую сохранить и укрепить здоровье школьника может помочь и двухминутная зарядка в позе «дремлющего кучера». И для этого даже не нужно вставать из-за парты.

В своей школе мы разработали достаточ­но эффективную, на наш взгляд, систему формирования у младших школьников целостных представлений о здоровом образе жизни. Система включает в себя комплекс мероприя­тий, проводимых как на уроке, так и вне его.

Организация работы на уроках

В ходе урока наши педагоги в целях про­филактики утомляемости реализуют комплекс упражнений, снимающих у учащихся умственное и физическое напряжение. Выполнение упраж­нений помогает восстановить умственную ра­ботоспособность, повысить внимание и эмоцио­нальный тонус, улучшить психоэмоциональное состояние детей.

«Минутки вхождения в день» проводятся для учеников 2-4 классов перед уроком либо в его начале в течение 10 минут (в сентябре и октябре — три раза в неделю, а в последующие месяцы — по понедельникам). «Минутки» — это приветствия, беседы (с музыкальным сопровождением), соз­дающие у учащихся позитивное настроение.

Мимические и пантомимические этюды — это курс упражнений «психогимнастики», направ­ленный на снижение психоэмоционального на пряжения, тревожности, развитие познаватель­ной, эмоционально-личностной сферы ребенка, коррекцию настроения [1]. При их выполнении дети имеют возможность проявить качества свое­го характера и «выплеснуть» эмоции, развивать навыки общения и преодоления страхов.

Упражнения на релаксацию проводятся в те­чение 2-3 минут на любом уроке. Ребята учатся расслаблять мышцы, чтобы снять эмоциональ­ное напряжение. Для этого применяются: метод подражания (имитация) — поза «дремлющего ку­чера»; метод удобного положения; метод смены напряжения и расслабления мышц; метод «дыха­ния по кругу»; словесный метод (рифмованные упражнения) [2].

Ученики принимают «позу покоя»: садят­ся ближе к краю стула, опираясь спиной на его спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Упражнение «Шарик» (расслабление мышц живота). Нужно представить, что мы надуваем воздушный шар, положив руку на живот. Наду­ваем живот, мышцы живота напрягаются. Вы­дохнули воздух — «шарик лопнул», живот рас­слабился.

Упражнение «Любопытная Варвара» (рас­слабление мышц шеи). Голову нужно повернуть налево, затем направо, стараясь увидеть как мож­но дальше. Мышцы шеи при этом напрягаются. Потом нужно посмотреть вперед и расслабить мышцы шеи.

Организация обучения в режиме «дина­мических поз» положительно воздействует на функциональное и физическое развитие учащих­ся, увеличивает их активность, предупреждает возникновение утомляемости [3].

Урок планируется так, чтобы дети в течение 45 минут поочередно меняли положения тела («сидя» и «стоя»). Количество таких изменений зависит от задач и содержания урока, но наиболее благоприятной является схема, в соответствии с которой ученики меняют положение тела через 10-15 минут. Значение имеет не столько сокраще­ние продолжительности нахождения учащегося в той или иной рабочей позе, сколько факт ее систематического изменения.

Гимнастика для глаз и дыхательные упражне­ния. В процессе обучения за счет максимального удаления от глаз учеников дидактического мате­риала создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия на­пряжения с глазных мышц, функционировавших в режиме ближнего зрения (работа с учебником, письмо и т. д.). В работе используется специаль­ная гимнастика для глаз (автор Э. С. Аветисов): упражнения для тренировки мышц век, улучше­ния кровообращения, расслабления, снятия утом­ления глаз. Например, дети «бегают» глазами, об­водя разные изображения («Веселые человечки», «Бабочка»).

Дыхательные упражнения как важное восста­новительно-профилактическое средство направ­лены на развитие у учащихся умения правильно дышать, носят оздоровительный характер, повы­шают умственную активность, способствуют уста­новлению эмоционального равновесия, снятию нервного напряжения.

Физкультурные паузы в группах. Ребятам наиболее интересны игры, стихотворения, в ко­торых поэтическое слово используется для установления ритма движения. После них де­ти становятся более активными, их внима­ние активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмо­циональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.

Динамические перемены — это организован­ная форма активного отдыха (подвижные игры, эстафеты). Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. Поощряются самостоя­тельные, спонтанно возникающие игры детей.

Дидактические игры с использованием фи­зических упражнений.

Особенностью данных игр является выполне­ние школьниками учебных заданий в процессе выполнения физических упражнений: они ведут счет, проводят измерения, проговаривают или за­учивают правила, скороговорки, стихотворения. Игра «Живые построения» предполагает изо­бражение школьниками геометрических фигур, усвоение компонентов сложения и вычитания, умножения и деления, обучение грамоте и т. д. Эффективны дидактические игры, заключающие в себе вопрос, задание, призыв к действию, на­пример: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу!», «Кто правильнее?».

Использование занимательного материа­ла рассчитано на включение в процесс обучения наглядности, занимательных вопросов, задач-шуток и др.

Организация обучения «в зоне ближайшего развития учащихся» предполагает использова­ние групповых форм освоения учебного материала, возможность выбора учащимися заданий различ­ной степени трудности. Групповая работа акти­визирует учение школьников, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными уме­ниями, как целеполагание, планирование, реали­зация плана, контроль и оценка.

Использование заданий творческого ха­рактера (математические сказки, сочинения, иллюстрации к произведениям, составление диафильмов, придумывание загадок) вызывает у школьников интерес к учению, активизирует их деятельность.

На факультативных занятиях -«Здоровый образ жизни» ученики овладевают знаниями о данной проблеме, у них формируется ответ­ственность за свое здоровье, самооценка собствен­ных возможностей, развиваются произвольные и непроизвольные привычки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется становлению мотивационной сферы ребенка, усвоению им пра­вил личной гигиены.


Организация работы во внеурочное время

Физкультурно-оздоровительные мероприя­тия, проводимые во внеурочное время, также на­правлены на реализацию идей здорового образа жизни. За I полугодие этого учебного года были проведены:

• спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;

  • викторина «Движение — жизнь!»;

  • беседа-обозрение «Откуда берутся гряз­нули?»;

  • оздоровительная прогулка «Природа осенью дышала»;

  • освоены оздоровительные упражнения «Гим­настика до уроков» и т. д.


Работа с семьей

Навыки здорового образа жизни не могут сформироваться без активной поддержки семьи. Используемые формы и методы работы с родите­лями позволяют нам осуществлять неформаль­ные связи, дают объективную информацию об интересах и потребностях семьи (родительские собрания, пропаганда здорового образа жизни, беседы и консультации по предупреждению за­болеваний, сохранению и укреплению эмоцио­нального здоровья, анкетирование, дни откры­тых дверей).

Эффективность проводимых мероприятий и успешность нашего взаимодействия с семьей мы оцениваем степенью внедрения в нее здорового об­раза жизни. В результате работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни у наших детей существенно снизилась общая за­болеваемость, исчезли тревожность и психическое напряжение в процессе обучения. Ученики пра­вильно понимают сущность здоровья и здорового образа жизни, у них развиты навыки гигиениче­ского поведения.


Литература

  1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе : метод, материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. - 188 с.

  2. Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2006. - № 8. - С. 98.

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы /

Н. К.Смирнов. - М.: АПКПРО. - 2002. - 270 с.

4. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С. А. Цабы-
бин. — Волгоград : Учитель. — 2008. — 172 с.








Таблица. Система работы по формированию у младших школьников здорового

образа жизни



п/п



Факультативные



Организация работы на уроках

занятия

«Здоровый

Организация работы во внеурочное время



образ жизни»




Направления

Комплекс мероприятий

Содержание курса

Внеклассная работа

Работа с семьей


деятельности





1

Снятие

1. «Минутки вхождения в день» (адаптация

1. «Природа и здоровье»

1. Физкультурно-

1. Проведение тематических


умственного

первоклассников к обучению).

(1 класс).

оздоровительные

родительских собраний,


и физического

2. Психогимнастика.

2.«Питание и здоровье»

мероприятия

индивидуальных


напряжения

3. Упражнения на релаксацию.

(2 класс).

(занятия в бассейне,

консультаций, круглых



4. Организация обучения в режиме

3.«Помоги себе сам»

спортландии,

столов, анкетирования



«динамических поз» (поочередная смена

(3 класс).

Дни здоровья,

родителей по



положения позы детей на уроке).

4. «Все о конфликтах

оздоровительные

предупреждению



5. Проведение гимнастики для глаз

и стрессах» (4 класс)

прогулки, экскурсии).

заболеваний, сохранению



(тренировка зрения и профилактика


2. Проведение

и укреплению



близорукости) дыхательные упражнения.


походов выходного

эмоционального



6. Проведение физкультминуток.


дня

и физического здоровья



7. Проведение динамических перемен



детей.

2

Активизация познаватель­ной деятель­ности учащихся

1. Дидактические игры с использованием
физических упражнений.

2. Использование занимательного материала.

3. Групповые формы работы.

4. Организация работы «в зоне ближайшего
развития учащихся».

5. Использование заданий творческого
характера



2. Проведение семейных спортивных праздников







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Учимся быть здоровыми на уроках... математики

Автор: Никифорова Оксана Николаевна, Любинская Светлана Васильевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Закрепление вычислительных приемов умножения и деления. Составление формулы здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_matiematiki_i_okruzhaiushchiegho_mira_v_3_klassie_zakriep"
    ["file_id"] => string(6) "361653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479849154"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок математики  в совмещённых классах (2 и 4 ) "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-matiematiki-v-sovmieshchionnykh-klassakh-2-i-4"
    ["file_id"] => string(6) "196024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427991684"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок математики  по теме " Умножение десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-matiematiki-po-tiemie-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "109776"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405011788"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221504"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435338194"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства