kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Учитель начальных классов Тарасова О.В.

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.

           Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

          С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

          Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Положительные стороны ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  •  поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
  • развивает инициативность, креативность, активность;

   Еще К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда , когда есть вдохновение , рождающееся от успеха в овладении знаниями . Ребенок , никогда не познавший радости труда в учении , не переживший гордости от того , что трудности преодолены , теряет желание, интерес учиться.  Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои дела.

Для создания ситуации успеха можно использовать следующие технологические операции:

  1. Приём «Снятие страха, тревожности, беспокойности» – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Например, перед началом контрольной работы я говорю, «Этот материал мы с вами изучали, и я уверена, что вы все справитесь с работой»

2. Второй приём является продолжением первого –это установка  на успешный результат  – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.  Добиться установки помогают такие фразы “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. Например, “Выполняя работу, не забудьте о том, что мы говорили на последнем уроке”. Этот приём я использую при настрое учеников на самостоятельную работу, особенно слабоуспевающих.

4.Создание мотивации – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.В первой четверти я столкнулась с тем, что тема «Главные члены предложения» по русскому языку оказалась сложной. Ребята с большим трудом находили подлежащее и сказуемое. Я сказала ученикам , что «если вы не научитесь находить главные члены предложения, то и не будете понимать смысл предложения, а в дальнейшем  и текста», затем  ввела игру «Самый зоркий», (кто быстрее найдет подлежащее и сказуемое) проводила игру как фронтально, так  и по группа : девочки ищут подл., мал.-сказ.)эта игра оживила работу на уроке и повысила результативность обучения по данной теме.

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Этот прием я использовала на уроке окружающего мира. Обычно мы  даём  подготовить дополнительное сообщение к уроку  сильным ученикам, я привлекла к подготовке сообщения слабого ученика, сказав ему: «Не забудь,  от твоей подготовки к следующему уроку зависят знания учеников нашего класса». Ученик  справился со своим заданием на отлично, подготовив полное и содержательное сообщение.

6.Мобилизация активности с помощью создания проблемной ситуации– побуждает к выполнению конкретных действий. При изучении темы «Воздух и его охрана» на уроке окружающего мира я задала ребятам проблемный вопрос: « Ребята, помогите мне ответить на такой вопрос «Ннужно ли строить заводы и фабрики, ведь они загрязняют воздух?» И  в ходе обсуждения данного вопроса мы вывели правила охраны воздуха.

7.Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Данный приём обычно использую при анализе работ учащихся на уроках трудового обучения , изобразительного искусства. “Тебе особенно удалось ровно вырезать круг ”, “Больше всего мне в твоей работе понравилось, как ты составил композицию из цветов».

Надежным путем создания ситуации успеха  считаются   методы дифференцированного обучения. Необходимость дифференцированного подхода к ученикам вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Наша задача состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разно уровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание учебного материала, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разно уровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего «средние» ученики также получают задание. Учитель имеет возможность поработать с группой «слабых»  учеников . Детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Разно уровневый  контроль предполагает  создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается отдельно.

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, даёт возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формами коллективной учебной работы являются: работа в парах, работа в микро группах  ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа). Активно использую деление класса на группы на уроках окружающего мира: группа «ботаников» и группа «экологов». Например, при изучении темы «Вода» группа ботаников рассказывала о свойствах воды, а экологи - об охране воды.

С социально-психологической точки зрения  успех – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.  В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников »

Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников Учитель начальных классов Тарасова О.В.


За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Положительные стороны ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

  • стимулирует к высокой результативности труда;

  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

  • развивает инициативность, креативность, активность;

Еще К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда , когда есть вдохновение , рождающееся от успеха в овладении знаниями . Ребенок , никогда не познавший радости труда в учении , не переживший гордости от того , что трудности преодолены , теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои дела.


Для создания ситуации успеха можно использовать следующие технологические операции:

  1. Приём «Снятие страха, тревожности, беспокойности»

– помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Например, перед началом контрольной работы я говорю, «Этот материал мы с вами изучали, и я уверена, что вы все справитесь с работой»

2. Второй приём является продолжением первого –это установка на успешный результат – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. Добиться установки помогают такие фразы “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. Например, “Выполняя работу, не забудьте о том, что мы говорили на последнем уроке”. Этот приём я использую при настрое учеников на самостоятельную работу, особенно слабоуспевающих.

4.Создание мотивации – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.В первой четверти я столкнулась с тем, что тема «Главные члены предложения» по русскому языку оказалась сложной. Ребята с большим трудом находили подлежащее и сказуемое. Я сказала ученикам , что «если вы не научитесь находить главные члены предложения, то и не будете понимать смысл предложения, а в дальнейшем и текста», затем ввела игру «Самый зоркий», (кто быстрее найдет подлежащее и сказуемое) проводила игру как фронтально, так и по группа : девочки ищут подл., мал.-сказ.)эта игра оживила работу на уроке и повысила результативность обучения по данной теме.

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Этот прием я использовала на уроке окружающего мира. Обычно мы даём подготовить дополнительное сообщение к уроку сильным ученикам, я привлекла к подготовке сообщения слабого ученика, сказав ему: «Не забудь, от твоей подготовки к следующему уроку зависят знания учеников нашего класса». Ученик справился со своим заданием на отлично, подготовив полное и содержательное сообщение.

6.Мобилизация активности с помощью создания проблемной ситуации– побуждает к выполнению конкретных действий. При изучении темы «Воздух и его охрана» на уроке окружающего мира я задала ребятам проблемный вопрос: « Ребята, помогите мне ответить на такой вопрос «Ннужно ли строить заводы и фабрики, ведь они загрязняют воздух?» И в ходе обсуждения данного вопроса мы вывели правила охраны воздуха.

7.Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Данный приём обычно использую при анализе работ учащихся на уроках трудового обучения , изобразительного искусства. “Тебе особенно удалось ровно вырезать круг ”, “Больше всего мне в твоей работе понравилось, как ты составил композицию из цветов».

Надежным путем создания ситуации успеха считаются методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к ученикам вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Наша задача состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

В основе дифференцированного обучения лежит создание разно уровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание учебного материала, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разно уровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего «средние» ученики также получают задание. Учитель имеет возможность поработать с группой «слабых» учеников . Детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Разно уровневый контроль предполагает создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается отдельно.

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, даёт возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формами коллективной учебной работы являются: работа в парах, работа в микро группах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа). Активно использую деление класса на группы на уроках окружающего мира: группа «ботаников» и группа «экологов». Например, при изучении темы «Вода» гр.ботаников рассказывала о свойствах воды, а экологи - об охране воды.

С социально-психологической точки зрения успех – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.



4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Автор: Тарасова Ольга Викторовна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 125011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(78) "portfolio-kak-sriedstvo-otsienki-uchiebnykh-dostizhienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "127070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415268001"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выступление на МО" Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте "Наша новая школа" "
    ["seo_title"] => string(114) "vystuplieniie-na-mo-formirovaniie-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov-k-obuchieniiu-v-kontiekstie-nasha-novaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "222929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436966777"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства