проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста"
КОРРЕКЦИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ
У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагог-психолог Кочнева Е.С.
Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.
Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.
В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали различные трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы и внимания. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя и наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок недополучает так необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания.
Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны близких людей. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации. Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений психологического здоровья детей и своевременную коррекцию уже имеющихся отклонений.
В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей старшей и подготовительной групп, которая включала в себя ряд методик:
- Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)
- Беседа о страхах с детьми
- Диагностика самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн)
- Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной сфере детей
- Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным состоянием.
По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и подготовительной групп имели различные виды страхов:
- медицинские - 33% детей,
- пространственные - 28%,
- связанные с причинением физического ущерба – 56%,
- социально-опосредованные – 33%,
- страх животных и сказочных персонажей – 33%,
- кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.
Надо отметить, что в детском возрасте большая часть страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 18 лет) считается нормальным явлением, эти страхи со временем проходят. Например, страх Бабы Яги обычно проходит к 6 – 7, а страх чужих людей – к 5 годам.
Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно пребывают в состоянии напряженности, ожидая неприятностей, имеют слабую познавательную активность и низкий уровень умственной работоспособности
По результатам диагностики было выявлено 6 детей с повышенным уровнем тревожности (2 – из старшей группы и 5 – из подготовительной, уровень тревожности 50%), сформирована коррекционная группа и поставлены следующие задачи:
1. Снизить тревожность
2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания
3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения
4. Расширять эмоциональный опыт
5. Повысить уверенность в себе
6. Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по март 2015г. и включал в себя два направления работы:
1) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического здоровья у детей. Оно предусматривало следующие формы работы:
- Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как работать с такими детьми»;
- Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с такими детьми»;
- Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;
- Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как научить детей быть счастливыми»;
- Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по запросам).
2) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:
1. Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).
2. Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи и поддержки всеми близкими взрослыми).
3. Осуществление единства диагностики и коррекции.
4. Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, выступают игровая, изобразительная деятельность и восприятие художественных произведений и музыки).
5. Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.
Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Использовались формы и методы, направленные как на осознанное обесценивание страхов, так и на их бессознательное устранение:
1. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект специально подобранных проблемноориентированных сказок, которые побуждали сосредоточиться на проблеме, но не давали жестких рекомендаций. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок.
Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории или наделяли отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Совместное со взрослым сочинение сказок и историй помогало детям выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывали их не себе, а вымышленному герою, это способствовало снижению эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокаивало ребенка.
Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Главное их назначение – сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Как правило, тревожные дети не любят говорить о своих проблемах. В этом случае помогает прием рисования.
2. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает эмоциональное напряжение и состояние волнения от тревожного ожидания разрушительного воздействия устрашающего фактора. Во время рисования происходит актуализация страхов (не надо бояться оживления боли и страхов, так как это одно из условий полного их устранения; гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике ребенка, готовые вспыхнуть в любой момент), повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) - т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.
3. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения были направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.
4. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним, и мог самостоятельно предложить объяснение своих страхов и найти выход из стрессовой ситуации.
Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие ситуации и, погрузив в них детей, сформировать новые эмоционально-адекватные способы поведения. Тематика игровых ситуаций подбиралась в зависимости от доминирующих страхов: «На приеме у врача», «Меня оставили одного», «Мне приснилась Баба яга». При их проведении учитывались условия:
- принятие ребенка таким, какой он есть,
- нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,
- игра не комментируется взрослым,
- в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я люблю себя за…» - эти игры, направленные на повышение самооценки, помогли детям узнать много приятного о себе и товарищах, взглянуть на себя глазами других детей.
Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».
5. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.
6. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3.Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.
5.Метод телесной терапии способствовал снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.
Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные результаты и одновременно помогла выявить детей с повышенной агрессивностью и отклоняющейся самооценкой.
Таким образом, результатом работы по проекту стало:
1. Повышение уверенности детей в себе.
2. Снижение тревожности.
3. Снижение количества страхов.
4. Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.
5. Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь детям полностью избавиться от страхов и неврозов, снизить уровень тревожности можно, для этого нужно внимательно относиться к проблемам наших детей и принимать активное участие в их жизни. Но главное, дети всегда должны чувствовать, что они хорошие, талантливые и любимые.
Литература:
1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.
5. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
6. Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95
7. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста"»
КОРРЕКЦИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ
У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагог-психолог Кочнева Е.С.
Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.
Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.
В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали различные трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы и внимания. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя и наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок недополучает так необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания.
Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны близких людей. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации. Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений психологического здоровья детей и своевременную коррекцию уже имеющихся отклонений.
В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей старшей и подготовительной групп, которая включала в себя ряд методик:
- Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)
- Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной сфере детей
- Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным состоянием.
По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и подготовительной групп имели различные виды страхов:
- медицинские - 33% детей,
- пространственные - 28%,
- связанные с причинением физического ущерба – 56%,
- социально-опосредованные – 33%,
- страх животных и сказочных персонажей – 33%,
- кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.
Надо отметить, что в детском возрасте большая часть страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 18 лет) считается нормальным явлением, эти страхи со временем проходят. Например, страх Бабы Яги обычно проходит к 6 – 7, а страх чужих людей – к 5 годам.
Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно пребывают в состоянии напряженности, ожидая неприятностей, имеют слабую познавательную активность и низкий уровень умственной работоспособности
По результатам диагностики было выявлено 6 детей с повышенным уровнем тревожности (2 – из старшей группы и 5 – из подготовительной, уровень тревожности 50%), сформирована коррекционная группа и поставлены следующие задачи:
Снизить тревожность
Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания
Формировать навыки общения, контроля своего поведения
Расширять эмоциональный опыт
Повысить уверенность в себе
Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по март 2015г. и включал в себя два направления работы:
1) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического здоровья у детей. Оно предусматривало следующие формы работы:
- Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как работать с такими детьми»;
- Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с такими детьми»;
- Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;
- Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как научить детей быть счастливыми»;
- Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по запросам).
2) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:
Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).
Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи и поддержки всеми близкими взрослыми) .
Осуществление единства диагностики и коррекции.
Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, выступают игровая, изобразительная деятельность и восприятие художественных произведений и музыки).
Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.
Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Использовались формы и методы, направленные как на осознанное обесценивание страхов, так и на их бессознательное устранение:
1. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект специально подобранных проблемноориентированных сказок, которые побуждали сосредоточиться на проблеме, но не давали жестких рекомендаций. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок.
Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории или наделяли отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Совместное со взрослым сочинение сказок и историй помогало детям выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывали их не себе, а вымышленному герою, это способствовало снижению эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокаивало ребенка.
Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Главное их назначение – сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Как правило, тревожные дети не любят говорить о своих проблемах. В этом случае помогает прием рисования.
2. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает эмоциональное напряжение и состояние волнения от тревожного ожидания разрушительного воздействия устрашающего фактора. Во время рисования происходит актуализация страхов (не надо бояться оживления боли и страхов, так как это одно из условий полного их устранения; гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике ребенка, готовые вспыхнуть в любой момент), повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) - т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.
3. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения были направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.
4. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним, и мог самостоятельно предложить объяснение своих страхов и найти выход из стрессовой ситуации.
Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие ситуации и, погрузив в них детей, сформировать новые эмоционально-адекватные способы поведения. Тематика игровых ситуаций подбиралась в зависимости от доминирующих страхов: «На приеме у врача», «Меня оставили одного», «Мне приснилась Баба яга». При их проведении учитывались условия:
- принятие ребенка таким, какой он есть,
- нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,
- игра не комментируется взрослым,
- в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я люблю себя за…» - эти игры, направленные на повышение самооценки, помогли детям узнать много приятного о себе и товарищах, взглянуть на себя глазами других детей.
Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».
5. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.
6. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3.Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.
На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.
Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные результаты и одновременно помогла выявить детей с повышенной агрессивностью и отклоняющейся самооценкой.
Таким образом, результатом работы по проекту стало:
Повышение уверенности детей в себе.
Снижение тревожности.
Снижение количества страхов.
Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.
Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь детям полностью избавиться от страхов и неврозов, снизить уровень тревожности можно, для этого нужно внимательно относиться к проблемам наших детей и принимать активное участие в их жизни. Но главное, дети всегда должны чувствовать, что они хорошие, талантливые и любимые.
Литература:
Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.
Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.
Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95
Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.