"Формирование у детей и молодежи личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе."
"Формирование у детей и молодежи личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе."
Стратегия социально-экономического подъема в стране требует от школы более активного участия в процессе социализации молодежи, подготовки творчески мыслящих и воспитанных будущих участников производства. Выполнение этих требований определяется прежде всего стратегией молодежной политики в стране и возможностями человеческого фактора - творческим потенциалом личности, уровнем ее гражданской позиции, умением достойно строить свои отношения в социуме и в трудовом коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование у детей и молодежи личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе."»
Северо – Казахстанская область, Жамбылский район
КГУ «Новорыбинская ОШ»
психолог Сазонова Людмила Александровна
Формирование у детей и молодежи личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
«Молодежь - основа нашего будущего…»
Н.А.Назарбаев.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Формирование нравственных и духовных ценностей детей и молодежи должно основываться на благоприятной среде, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к окружающим.
Главная задача системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья. Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования Республики Казахстан. Актуальность данной проблемы обусловлена коренной перестройкой социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, связанной с переходом к рыночной экономике, формированием свободного, демократического и динамично развивающегося общества на основе общечеловеческих ценностей.
Необходимость повышения уровня личностного и профессионального развития учащихся и молодежи на основе общего среднего образования диктуется динамикой социально-экономических процессов в нашей стране , связанных рядом серьезных негативных явлений в обществе: безработицей, неуверенности в завтрашнем дне, проявление экстремизма в молодежной среде, детская безнадзорность, наркомания, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т.п. Стратегия социально-экономического подъема в стране требует от школы более активного участия в процессе социализации молодежи, подготовки творчески мыслящих и воспитанных будущих участников производства. Выполнение этих требований определяется прежде всего стратегией молодежной политики в стране и возможностями человеческого фактора - творческим потенциалом личности, уровнем ее гражданской позиции, умением достойно строить свои отношения в социуме и в трудовом коллективе. Решение этой задачи тесно связано с созданием условий для профессионального развития молодежи, состоящего в развитии личности в процессе до профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. При этом очень важным психолого-педагогическим аспектом является оптимальное соотношение личностного и профессионального развития будущих специалистов. В связи с этим, целесообразно формирование профессионально важных личностных качеств молодежи начинать на дальних подступах к профессиональному учебному заведению, то есть в средней общеобразовательной школе. Реализации этой идеи благоприятствует начавшаяся гуманизация образования, которая направлена на создание таких условий в процессе обучения и воспитания, при которых происходит наиболее полное раскрепощение интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, формирование общественно и профессионально значимых качеств личности. Развитие общественных и производственных отношений, а также социально-экономического развития общества и средней школы показывают, что новые социальные условия, рыночная экономика предъявляют к качествам выпускников повышенные требования. Этому способствуют такие личностные качества как: - высокий уровень общего образования; - широкая общеобразовательная, политехническая, гуманитарная подготовка; - способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою учебную и трудовую деятельность, особенно с использованием современной вычислительной и информационной техники; - умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности; - готовность к переучиванию, самообразованию, умение работать с литературой; - умение работать в группе, в условиях коллективных форм организации труда; - мобильность, коммуникабельность; - умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены и т.д. Опыт педагогической науки показывает, что решение проблемы формирования профессионально важных личностных качеств, успешной социализации подрастающего поколения, интеграции в общество молодежи, склонной к правонарушениям, агрессии, насилию лежит на путях как можно более раннего включения молодых людей в разнообразные виды деятельности с предоставлением им большей самостоятельности, повышением ответственности, созданием условий для апробации и проявления своих возможностей. Успешность процесса социализации нового поколения, повышение кадрового потенциала страны в значительной степени зависит от создания условий для личностного развития учащихся, реализации их потенциальных возможностей. Создание этих условий в значительной степени связано с гуманизацией учебно-воспитательного процесса в школе. Начало гуманизация в образовании связана с активизацией внутренних сил и творческих возможностей обучаемых, предоставлением им интеллектуальной свободы. Там, где существует такая направленность, в учебно-воспитательной деятельности педагогов присутствует вера в развитие способностей детей, царит атмосфера уважения, доброже-лательности, сотрудничества, в таких условиях ученик чувствует себя увереннее и, в конечном счете, становится субъектом собственного образования, воспитания и личностного развития, активной социализации. Курс на гуманизацию образования отвечает таким важнейшим международным правовым документам, как Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка , Конвенция о правах ребенка. Таким образом, в процессе обучения и воспитания возникают потенциальные возможности для формирования профессионально важных личностных качеств детей и молодежи. Актуальность определяется: • насущной необходимостью повышения уровня общего и личностного развития учащихся, их культуры, готовности к профессиональному обучению, формирования защитных реакций от негативных влияний среды: курение, наркомания, проституция, пренебрежение общепринятыми нормами поведения, экстремизм и т.п. • социальным заказом современного общества, ориентирующим систему образования на раскрепощение творческих сил учащихся, их всестороннее развитие; • востребованностью реализации личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании (как объективной необходимости); • потребностью создания психолого-педагогических условий, направленных на социализацию, развитие творческого потенциала учащихся, проявление их самостоятельности и саморазвития в процессе учебной и трудовой деятельности; • необходимостью предоставления каждому ученику возможности для наиболее полной реализации своих внутренних сил и способностей. Актуальность определяется также необходимостью уточнения научных основ не только обучения, но и воспитательных отношений в школе.
В плане воспитания требует прежде всего развития педагогических идей сотрудничества, создания условий доверительности и взаимной требовательности. Здесь речь идет об изменении позиции преподавателя - из положения, когда он стоит "над обучаемым", в положение - "впереди обучаемого". Это — глубокая индивидуализация обучения путем использования разнообразных творческих работ, проведения диспутов и т.п. Это насыщение каждого занятия большим эмоциональным содержанием, переход от монолога педагога к развернутому диалогу - общению с обучающимися. Ведь " самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Повысить качество готовности учащихся к профессиональному обучению путем проектирования и реализации системы повышения уровня их личностного развития на основе общего среднего образования.
Для развития личностно и профессионально значимых качеств необходимо учитывать возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 8–10 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
С учащимися начального звена, мною, как психологом, проводятся занятия: «Профессия моих родителей» «Кем я стану когда вырасту» «Я хочу быть….», работы оформляются в виде рисунков , мини- сочинений и просто бесед . Самое интересное что из класса в класс у детей возникают желания стать ни лётчиками, космонавтами, учителями и продавцами, а учитывая требования современности дети желают быть дизайнерами, военными врачами, танцовщицами, программистами .
11 – 15 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков.
В среднем звене темы для бесед и тренингов: « Мои увлечения», «В будущем я стану…», «Почему я хочу быть….», «Если б я был волшебником» - на данных занятиях дети рассуждают о необходимости той или иной профессии в наше время.
Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
В работе со старшим звеном используются занятия - знакомство с новыми видами профессий , тренинги, анкетирование. Проводятся такие занятия и тренинги как: « Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», «Я и мир профессий» на данном занятии учащиеся «попадают» на необитаемый остров, что бы выжить на нем учащиеся делятся на группы выбирают карточки, на которых указан перечень профессий и пытаются определить только самые нужные и важные в данной ситуации, тем самым учатся учитывать требования места и времени. «Багаж» (здесь учащиеся собирают багаж, который он возьмут с собой во взрослую жизнь) и другие. Учащимся предоставляется материал в виде презентаций о востребованных профессиях в нашей Республике. Так же готовится стендовый и папочный материал помогающий ознакомится учащимся с требованиями к той или иной профессии, сделать правильный выбор.
Работа школьного психолога по профориентации учащихся включает следующие моменты: а) раннюю диагностику интересов и способностей школьников (I-IV классы), разработку и проведение в жизнь программ по развитию интересов и способностей, б) диагностику способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программ их развития, в) формирование профессиональных намерений учащихся VII-VIII классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой ими профессии, г) консультационную работу со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией, д) диагностику и коррекцию профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.
Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нём. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нём и самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те личностно и профессиональные качества, которые формируются в школе.
Ресурс:
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Январь, 2012 г. 2. Сластаненин В., Исаев И., Педагогика //file://localhost/F:/МО/71_slas4.html 3. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». 4. Подласый И.П. Педагогика, М., «Владос», 1999 г., т.1, 2
5. Журнал «Вопросы педагогики», №1, 2006 г.
6. Столяренко Л.Д. Педагогика, Ростов–на–Дону, «Феникс», 2000 г.