В настоящий момент сложилось противоречивое отношение ученых и практиков к вопросу о профильной подготовке учащихся и переходу от профильной подготовки к профессиональному образованию молодежи. С одной стороны, изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это привело к появлению вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися. С другой стороны, в условиях усиливающиеся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства с помощью вариативного образования. Обсуждение этих проблем позволило выделить в новых социально-экономических условиях ряд противоречий. А именно между содержанием общего среднего образования и потребностями общества в трудовых резервах; между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и спектром существующих в образовательных учреждениях образовательных услуг; между требованиями к качеству подготовки абитуриентов, предъявляемыми вузами, и итоговой подготовки выпускников средних учебных заведений.
В связи с этим повышается актуальность проблемы функциональной грамотности учащихся в непрерывности профильного образования.
Сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся. При этом одной из главных проблем современного образования остается недостаточная социальная ориентированность выпускников школ. С этой проблемой тесно связана проблема социальной адаптации выпускников. Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сознательность ценностей и основных социально значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности и т.д. На решение этой задачи и направлена работа республиканского ресурсного центра профильного обучения № 5 города Караганды.
Основная идея профильного обучения и развития функциональной грамотности:
- привитие ученикам навыков практической деятельности (первичность практики, вторичность теории);
- формирование профессионального образа мира учеников в творческих мастерских, технологических мастерских, профильных мастерских;
- предпрофильная подготовка учеников, начиная с 8 класса;
- переход от педагогики знаний, умений, навыков к педагогике развития личностного и деятельностного потенциала учеников;
- раскрытие базовых (общепрофессиональных) способностей (рефлексивные, коммуникативные, реализационные). И, как следствие, самоопределение и самореализация выпускников в новых рыночных условиях.
Образование, которое мы имеем сейчас, не отвечает реальным потребностям развития нашего государства, общества, потребностям людей. Функциональная грамотность является сегодня социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом. Закономерно, что с середины XX века проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, ООН объявила 2003-2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия. Условно уровень функциональной грамотности отмечается в утверждении: «Современный европеец (гражданин) должен знать и уметь » и определяется для каждой страны с учетом культурной и региональной специфики.
Вследствие расширения хронологических границ приобретения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному увеличению. Формирование функциональной грамотности слушателей курса РЦПО-5 выступает основой для дальнейшего развития компетентности будущих химиков. Таким образом, актуальность исследования определяется объективной необходимостью подготовки высокообразованного специалиста, осознающего потребность в повышении уровня функциональной грамотности, то есть повышении уровня умений пользоваться информацией, самостоятельно устанавливать обобщённые цели и задачи деятельности и быстро адаптироваться к уже сложившейся системе отношений.
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы, развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности ученика являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются не только в условиях школы, но и в рамках программы «Химия и современное производство» РЦПО-5.
Принцип профессиональной направленности в обучении, когда учащиеся получают интегративные знания, развивают умения и навыки которые будут необходимы им в будущем, особенно реализуется при изучении тем курса: Получение в промышленности, нахождение в природе и применение удобрений. Получение и применение аммиака, азотной кислоты.
Угольное производство. Углерод, его соединения и применение. Силикатная промышленность. Производство ЖБИ. Чёрная, цветная металлургия. Нефтехимия. Резинотехническое производство. Творческая проектная деятельность и др.
Функциональная грамотность слушателей определяется как уровень образованности. Она является необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющая совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом.
Приобретают доминирующее значение такие методы, как самостоятельное изучение различных источников информации, в том числе с использованием компьютерной техники; обзорные и установочные лекции; лабораторно-исследовательские практикумы; семинары, дискуссии, творческие встречи; проведение творческих конкурсов, публичной защиты проектов и т.д.
Таким образом, профильное обучение в настоящее время позволяет школе расширить возможности поиска уменьшения учебной нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образовательной подготовки, профессиональную ориентацию учащихся, предоставить каждому ученику право выбора профиля обучения, усилить самостоятельность работы учащихся; формировать целеустремленную предрасположенность к какой-либо профессии; учитывать региональные особенности.
Выпускник должен адаптироваться к окружающей социально-природной среде, к выполнению общих для общества социальных функций, к самообразованию и самореализации своей личности. У него должна быть выработана своя система ценностей, адекватная общим и лично избранным сферам социально полезной деятельности, индивидуальным особенностям, готовность к самореализации.
Важнейшим средством самореализации человеком своих сил и способностей является культура самоопределения человека. Научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, понять себя, других, сформулировать задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий по ее воплощению.
Сегодня главной задачей образования является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать инновационный, рациональный способ, обосновав своё решение. «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве.
Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» - «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства».
В условиях ресурсного центра и социального партнерства с инновационно-образовательным консорциумом «Корпоративный Университет», АО «Арселор Миттал Темиртау», ТОО «Евразийская промышленная химическая группа», «Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева», ТОО «Keratek», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Жайремский горно- обогатительный комбинат», ТОО «Абсолют Казахстан», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (АО «ССГПО»), КарГТУ на профессионально-ориентированных курсах химико-биологического профиля используются психолого-педагогические методы развития функциональной грамотности учащихся. На базе Ресурсного центра КГУ СОШ № 5 г. Караганды учителями-новаторами