Способности преподавателя и способы педагогической деятельности.
Способности преподавателя и способы педагогической деятельности.
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современном обществе был и остаётся педагог. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности обучающихся.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение преподавателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки преподавателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств преподавателей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.
Существует различное понимание роли преподавателя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности обучающегося. Не секрет, что результативность деятельности колледжа определяется личностью преподавателя, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное — преподаватель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у обучающихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются педагогические способности.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
- педагогический такт;
- наблюдательность;
- любовь к детям;
- потребность в передаче знаний.
Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта.
С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применение при их минимальном разрыве.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности.
Способности всегда проявляются в определенном виде деятельности, точнее они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Выявить уровень их развития можно только на основе анализа этой конкретной деятельности. Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выраженности различное.
Основываясь на анализе общих способностей, можно выделить следующие показатели уровня развития педагогических способностей: успешный результат деятельности; оригинальность, самобытность при выполнении работы; степень преодоления неблагоприятных условий среды; быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).
Целью своей работы считаю не только дать обучающимся определенную сумму знаний, нои научить учиться, развивать интерес к выбранной профессии. Уровень познавательных способностей моих обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию к обучению, а, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей обучающихся.
Здесь я ставлю перед собой несколько задач:
-дать обучающимся качественное образование
-раскрыть интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося;
- использовать новые элементы технологий, способствующие повышению мотивации обучающихся в овладении выбранной специальности, трудовыми навыками на разных ступенях обучения;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- создать благоприятные условия для развития личности.
Совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения способствует лучшему усвоению обучающимися такого понятия, как правильное отношение к труду.
Одной из главных проблем в обучении в настоящее время является проблема, как результативно научить всех, и каждого в отдельности. Главную роль в обучении играет урок. Урок это творчество. Вначале надо увлечь, а затем научить. Интерес к изучаемому теряется, если обучающемуся непонятно то, о чем идет речь. А это бывает в том случае, если новый материал не опирается на крепкий фундамент уже известного. Изучение, апробирование, применение инновационных технологий способствует развитию и закреплению профессиональных качеств, развитию интереса к обучению, повышению успеваемости обучающихся. В своей педагогической деятельности все мы являемся преподавателями, воспитателями, организаторами и научными руководителями. Все наши функции неразрывно связаны. Также неразрывно переплетаются, сочетаются в педагогическом процессе различные педагогические технологии, образуя комплексные технологии.
Своей главной задачей я считаю помочь обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей профессии. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.
Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях ПЦК. Провожу открытые воспитательные мероприятия (кл.час «Трамвай любви», открытый урок «Сверление»). Провожу конкурс «Лучший по профессии». Написала заметку в областную газету «?рлеу – ?останай дауысы» «Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса». Со студентом своей группы Васяниным Владленом подготовили научную работу «Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы».
Также вместе с группой принимает активное участие в спортивных и внеклассных мероприятиях колледжа. Имею благодарственные письма от социальных партнеров и администрации колледжа.
В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. С первых дней совместной работы приглашаю детей на свободный контакт (спрашивайте, интересуйтесь, не стесняйтесь задавать вопросы). Находясь в постоянном взаимодействии со своими обучающимися, я стараюсь вовремя заметить назревающую проблему и помочь в трудной ситуации. Об их проблемах можно узнать, наблюдая за ними, разговаривая с ними, оценивая результаты их деятельности. Я слежу за изменениями в поведении и настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. В беседах с ними стараюсь оценивать не только внешнюю сторону их жизни (поступки, действия и их результаты), но и внутренние сомнения и переживания. Поэтому стараюсь не только говорить сама, но и слушать детей.
Общение с детьми я стараюсь строить на доверии.
При этом учитываю психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. В любых ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим.
Таким образом, для каждого обучающегося я стараюсь стать не только человеком, который передаёт профессиональные знания, но и человеком, который научит преодолевать, разрешать трудные ситуации, поможет поверить в себя, в собственные силы. А это залог успешной самореализации в современном обществе, в собственной жизни и профессиональной деятельности.
В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения. Я тесно контактирую со всеми преподавателями и мастерами производственного обучения.
Во взаимоотношениях с коллегами честна, справедлива, порядочна, доброжелательна, с уважением отношусь к их знаниям и опыту, а также готова передать свой опыт и знания молодым коллегам.
Надо всегда помнить, что взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса, поэтому в нашем педагогическом коллективе они основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.
В период работы отсутствовали жалобы и взыскания со стороны администрации колледжа на мою педагогическую деятельность. Считаю, что педагог должен стремиться к высокой степени организации учебно-воспитательного процесса. И в этом случае к нему никогда не возникнет претензий. В своей работе я пытаюсь этому соответствовать.
Мои требования к самодисциплине педагога.
Педагог должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может требовать того же от других. Его профессиональные качества - это исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские способности. Кроме перечисленного, педагог должен обладать такими качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение, отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Это должен быть человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем профессиональной подготовки. Важной для педагога является положительная эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за дверями колледжа неприятные переживания, плохое настроение. Он должен уметь устанавливать и поддерживать контакты с обучающимися, другими преподавателями, родителями обучающихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Все эти требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способности преподавателя и способы педагогической деятельности.»
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі»
коМмуналдық мемлекеттік Қазыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Рудненский колледж технологии и сервиса»
Управления образования акимата Костанайской области
«Способности преподавателя и способы педагогической деятельности»
Подготовила мастер п/о Горбатенко Т.М.
г. Рудный
2016
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современном обществе был и остаётся педагог. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности обучающихся.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение преподавателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки преподавателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств преподавателей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.
Существует различное понимание роли преподавателя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности обучающегося. Не секрет, что результативность деятельности колледжа определяется личностью преподавателя, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное — преподаватель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у обучающихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются педагогические способности.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
- педагогический такт;
- наблюдательность;
- любовь к детям;
- потребность в передаче знаний.
Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...
С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применение при их минимальном разрыве.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности.
Способности всегда проявляются в определенном виде деятельности, точнее они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Выявить уровень их развития можно только на основе анализа этой конкретной деятельности. Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выраженности различное.
Основываясь на анализе общих способностей, можно выделить следующие показатели уровня развития педагогических способностей: успешный результат деятельности; оригинальность, самобытность при выполнении работы; степень преодоления неблагоприятных условий среды; быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).
Целью своей работы считаю не только дать обучающимся определенную сумму знаний, нои научить учиться, развивать интерес к выбранной профессии. Уровень познавательных способностей моих обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию к обучению, а, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей обучающихся.
Здесь я ставлю перед собой несколько задач:
-дать обучающимся качественное образование
-раскрыть интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося;
- использовать новые элементы технологий, способствующие повышению мотивации обучающихся в овладении выбранной специальности, трудовыми навыками на разных ступенях обучения;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- создать благоприятные условия для развития личности.
Совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения способствует лучшему усвоению обучающимися такого понятия, как правильное отношение к труду.
Одной из главных проблем в обучении в настоящее время является проблема, как результативно научить всех, и каждого в отдельности. Главную роль в обучении играет урок. Урок это творчество. Вначале надо увлечь, а затем научить. Интерес к изучаемому теряется, если обучающемуся непонятно то, о чем идет речь. А это бывает в том случае, если новый материал не опирается на крепкий фундамент уже известного. Изучение, апробирование, применение инновационных технологий способствует развитию и закреплению профессиональных качеств, развитию интереса к обучению, повышению успеваемости обучающихся. В своей педагогической деятельности все мы являемся преподавателями, воспитателями, организаторами и научными руководителями. Все наши функции неразрывно связаны. Также неразрывно переплетаются, сочетаются в педагогическом процессе различные педагогические технологии, образуя комплексные технологии.
Своей главной задачей я считаю помочь обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей профессии. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.
Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях ПЦК. Провожу открытые воспитательные мероприятия (кл.час «Трамвай любви», открытый урок «Сверление»). Провожу конкурс «Лучший по профессии». Написала заметку в областную газету «Өрлеу – Қостанай дауысы» «Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса». Со студентом своей группы Васяниным Владленом подготовили научную работу «Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы».
Также вместе с группой принимает активное участие в спортивных и внеклассных мероприятиях колледжа. Имею благодарственные письма от социальных партнеров и администрации колледжа.
В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. С первых дней совместной работы приглашаю детей на свободный контакт (спрашивайте, интересуйтесь, не стесняйтесь задавать вопросы). Находясь в постоянном взаимодействии со своими обучающимися, я стараюсь вовремя заметить назревающую проблему и помочь в трудной ситуации. Об их проблемах можно узнать, наблюдая за ними, разговаривая с ними, оценивая результаты их деятельности. Я слежу за изменениями в поведении и настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. В беседах с ними стараюсь оценивать не только внешнюю сторону их жизни (поступки, действия и их результаты), но и внутренние сомнения и переживания. Поэтому стараюсь не только говорить сама, но и слушать детей.
Общение с детьми я стараюсь строить на доверии.
При этом учитываю психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. В любых ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим.
Таким образом, для каждого обучающегося я стараюсь стать не только человеком, который передаёт профессиональные знания, но и человеком, который научит преодолевать, разрешать трудные ситуации, поможет поверить в себя, в собственные силы. А это залог успешной самореализации в современном обществе, в собственной жизни и профессиональной деятельности.
В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения. Я тесно контактирую со всеми преподавателями и мастерами производственного обучения.
Во взаимоотношениях с коллегами честна, справедлива, порядочна, доброжелательна, с уважением отношусь к их знаниям и опыту, а также готова передать свой опыт и знания молодым коллегам.
Надо всегда помнить, что взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса, поэтому в нашем педагогическом коллективе они основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.
В период работы отсутствовали жалобы и взыскания со стороны администрации колледжа на мою педагогическую деятельность. Считаю, что педагог должен стремиться к высокой степени организации учебно-воспитательного процесса. И в этом случае к нему никогда не возникнет претензий. В своей работе я пытаюсь этому соответствовать.
Мои требования к самодисциплине педагога.
Педагог должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может требовать того же от других. Его профессиональные качества - это исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские способности. Кроме перечисленного, педагог должен обладать такими качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение, отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Это должен быть человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем профессиональной подготовки. Важной для педагога является положительная эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за дверями колледжа неприятные переживания, плохое настроение. Он должен уметь устанавливать и поддерживать контакты с обучающимися, другими преподавателями, родителями обучающихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Все эти требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности.