Занятия психолога с элементами тренинга. Направлены на знакомство детей и с детьми, сплочение гуппы или класса. Упражнения разработаны так, чтобы вовлечь в работу всех участников без исключения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
Упражнение 2. «Разминка – погружение»(2 мин.) Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения,выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
Упражнение 3. «Встаньте с мест» (5 мин.)
Цель: сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому числу.
Упражнение 4. «Цвет моего настроения» (5 мин.)
Цель: рефлексия эмоционального состояния, снятие зажимов и напряжения.
Сидя в кругу, каждому участнику предлагается рассказать о своем настроении. Участники передают друг другу мяч, называя цвет своего настроения в данный момент.
Упражнение 5. «Пожелания» (10 мин.)
Цель: стабилизация эмоционального фона, поднятие настроения, развитие доброжелательности.
Участникам раздаются листочки, на которых каждый должен написать пожелания. Затем пожелания складываются в коробочку, перемешиваются и раздаются каждому. Каждый читает их вслух. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Упражнение 6. Завершение работы в группе (2 мин.)
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов.
Участники отвечают на вопрос, что было интересно, что – сложно, что – понравилось, а что – нет.
Час общения «Давайте познакомимся»
(для учащихся 7 класса)
Цель: формирование сплоченности классного коллектива.
Задачи:
снятие эмоционального напряжения, зажимов;
повышение настроения и самооценки;
обучение управлению состоянием мышечного напряжения и расслабления;
сближение участников, повышение степени доверия;
развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека;
Группе предлагается очень быстро выстроиться в алфавитном порядке у доски согласно первым буквам имени каждого участника. На выполнение задания дается одна минута.
Упражнение 2. «Аплодисменты»(5 мин.)
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Ведущий просит встать тех участников, кто обладает каким-то определенным качеством или умением. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Примеры: кто умеет кататься на велосипеде, кто хорошо поет, у кого светлые волосы, кто пришел в школу в джинсах, кто умеет решать задачки по математике, кто знаком с компьютером, кто любит смотреть комедии, кто любит музыку, кто пришел в рубашке.
Упражнение 3. «Лимон» (5 мин.) Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на парту (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон лежит в левой руке. Медленно сжимайте его, пока не «вытечет» весь сок из него. Опять расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем сожмите оба лимона обеими руками. Расслабьтесь. Почувствуйте и запомните состояние покоя.
Упражнение 4. «Карниз» (5 мин.)
Цель: раскрепощение участников, снятие мышечных зажимов, сближение участников, повышение степени доверия.
На полу перед доской расстилается узкая полоска газеты. Участникам требуется пройти по узкому карнизу навстречу друг другу, не оступившись, и занять места напротив друг друга. Разрешается придерживаться руками друг за друга. Для начала проходить будут по двое, затем можно усложнить задачу: разделить группу на две команды и попробовать пройти командами, не оступившись и не навредив другому.
Упражнение 5. «Порадуй меня» (10 мин.)
Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.
К доске приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить – вещь или событие. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду рукопожатие от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник.
Упражнение 6. «Цвет моего настроения» (5 мин.)
Цель: рефлексия эмоционального состояния, снятие зажимов и напряжения.
Ведущий кидает по очереди каждому участнику мяч, посылая ему свое хорошее настроение, свои положительные эмоции. Участники кидают мяч обратно, сообщая о своем настроении.
Группе предлагается очень быстро выстроиться у доски согласно месяцу рождения каждого участника, начиная с января. На выполнение задания дается одна минута.
Упражнение 2. «Добрые слова»(5 мин.)
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Упражнение выполняется с клубком ниток. Ведущий наматывает на палец нитку, продолжая фразу: «Я люблю себя за то, что…», затем передает клубок другому участнику. Каждый следующий продолжает данную фразу и передает клубок дальше. Когда все участники окажутся связанными, клубок катится в обратном направлении. Участник, распутывающий клубок, говорит что-то хорошее, некий комплимент тому, кому он передает клубок. Так происходит до тех пор, пока клубок не вернется к ведущему.
Упражнение 3. «Чем мы похожи» (5 мин.) Цель: сплочение участников, развитие взаимопонимания, социальной интуиции.
Ведущий приглашает к доске одного из участников на основании какого-то реального или воображаемого сходства с собой. Участник выходит и приглашает выйти кого – то другого таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Ведущий обращает внимание на то, сколько общего может быть даже между совершенно разными людьми.
Упражнение 4. «Пожелания» (5 мин.)
Цель: получение обратной связи от группы, развитие позитивного отношения участников друг к другу.
Упражнение выполняется с мячом. Ведущий кидает мяч участнику с каким-либо добрым пожеланием. Участник дальше передает мяч и свои пожелания тому, кого выберет. Все участники обязательно должны получить добрые пожелания.
Упражнение 5. «Ладошка» (10 мин.)
Цель: повышение самооценки, самопознание.
Участники рисуют каждый на своих листах свою ладонь (обводят ее). В каждом из пальчиков участник пишет свое привлекательное качество, умение. Листы с ладошками подписываются. Затем ведущий собирает листы, перемешивает и зачитывает получившиеся психологические портреты. Участники внимательно слушают и пытаются угадать, кто автор ладошки.
Участникам предлагается поделиться на две команды. Командам раздаются газетные листы, из которых участники делают хорошие, достаточно плотные мячики, комкая газету. Обозначается разделительная линия между командами. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. Каждая команда выстраивается в линию. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника.
Услышав команду «Стоп!», игроки прекращают игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
Упражнение 7. Завершение работы в группе (2 мин.)
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов.
Участники отвечают на вопрос, что было интересно, что – сложно, что – понравилось, а что – нет.