Конспект открытого мероприятия на тему
«Час общения с психологом».
Место проведения мероприятия: МБОУ СОШ города Иркутска с углубленным изучением отдельных предметов № 14.
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет (третий год обучения)
Дата: 22.02.2013 год
Автор: педагог – психолог: Егорова Екатерина Александровна
Актуальность выбранной темы: общение взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Цель мероприятия: научить взаимодействовать.
Задачи:
Личностные: научиться анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и
чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
Регулятивные: уметь проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
Познавательные: овладение понятиями, отражающими связи и отношения между людьми;
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом заданий.
Необходимое оснащение занятий:
Оформление: презентация, музыкальное сопровождение, сердце с кармашком, ромашка на доске.
Раздаточный материал: лепестки ромашки, фломастеры, «ладошки», памятка «Основные законы дружбы».
Этапы:
- Организационный момент (1 минут)
- Сообщение темы занятия (2 минут)
- Основная часть. Выполнение заданий (35 минут)
- Беседа по понятию «Дружба»
- Обсуждение законов дружбы
- Игра «Собери пословицу»
- Игра «Приятное другу»
- Упражнение «Розовый стул»
- Упражнение «Я выбираю тебя…»
- Игра «Встаньте те…»
- Игра «Ромашка»
- Упражнение «Ладошки»
- Игра «Тропинка. Команда. Кочка»
- Игра «Море волнуется раз»
4. Подведение итогов (2 минут)
- Рефлексия
В результате занятия участники смогут:
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Ход мероприятия
Организационный момент: (звучит музыка)
Доброе утро, дорогие ребята и наши уважаемые гости. Сегодня я пришла к вам не случайно, а для того, чтобы мы поучились общаться, лучше понимать друг друга, слушать и слышать друг друга. У нас с вами урок общения, мы будем общаться, улыбаться. Тема нашего урока очень близка каждому и очень – очень интересна и подскажет нам ее замечательное стихотворение (читает ученица):
Слово это серьёзное
Главное важное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,
На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это? Конечно, дружба!
Кто догадался? Как называется наш урок? Нам нужно всем сегодня понять, дружный ли вы класс?
Основная часть:
Беседа по понятию дружба:
Кто готов мне помочь ответить на вопрос, что такое дружба. Мы говорим слово дружба, а ведь за этим словом прячутся много других слов. Скажите, пожалуйста, дружба – это (одним словом) это может быть чувства человека…
И так, продолжаем общаться.
Обсуждение законов дружбы:
А как вы думаете, какие законы дружбы существуют (как нужно общаться). Всегда ли мы живем по этим законам?
Игра «Собери пословицу»:
Сейчас я хочу предложить вам народную мудрость. Это пословицы о дружбе, в них тоже есть законы дружбы, по которым мы общаемся. Я сейчас буду зачитывать начало пословицы, а вы хором будете дополнять.
- Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
- Один за всех и ……………(все за одного)
- Друг познаётся……………(в беде)
Игра «Приятное другу»:
Продолжаем общаться…Не нарушая законов дружбы, повернитесь друг к другу, посмотрите внимательно друг на друга и скажите что – нибудь приятное. Поднимите руку те, кто был приятно удивлен, очарован сказанными словами. А кто обиделся?
Упражнение «Розовый стул»:
Сейчас мы сделаем одно упражнение, оно называется «Розовый стул», в психологии есть розовый (хвалят) и черный стул (ругают). Участник выходит и садится на стул. Ребята, давайте скажем что – нибудь приятное, доброе слово этому человеку.
Продолжаем узнавать друг друга больше.
Упражнение «Я выбираю тебя»:
Давайте посмотрим, у кого из нас одинаковые интересы, может кто рядом живет и похож на кого - то. Начнем с меня…я выбираю тебя, потому что… …(человек пять). Посмотрите какие мы все разные, но нас объединяет что то общее, ведь не зря мы здесь оказались. Если бы у нас больше времени, мы бы смогли выйти все, и вы бы посмотрели, какие мы все – таки дружные.
Продолжаем знакомится и искать друзей.
Игра «Встаньте те…»:
А теперь встаньте те…
У кого хорошее настроение?
Кто любит и уважает свою учительницу?
У кого есть домашнее животное?
Кто считает, что ваш класс дружный?
У кого есть друг?
А сейчас посмотрим, каким бы вы хотели видеть друга? Какой он должен быть?
Игру «Ромашка»:
Вспоминаем правила работы в группах и так, сейчас, не нарушая законов дружбы и правил работы в группе, мы будем работать (по рядам – три группы).
Для начала, нужно выполнить первое задание
- Именно в группе выбираем человека, который придет за 2 заданием ко мне.
- Выдаются лепестки ромашки и фломастеры (на листочках пишем по одному слову – каким бы вы хотели видеть своего друга? Какой он должен быть?)
- Кто справился с заданием, представитель выходит и прикрепляет лепестки к серединке от цветка.
Замечательно! Вы показали, что вы такие и есть и нарушений законов я не увидела.
Теперь, когда вы знаете законы дружбы, берегите дружбу, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
Посмотрите еще раз на эти законы.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет.
- Не обманывай друга.
- Не предавай друга.
- Относись к другу как к себе.
- Умей признавать свои ошибки.
Чтобы эти правила всегда были у вас перед глазами, я дарю вам вот эти памятки. Упражнение «Ладошки»:
И так, мы уже знаем правила дружбы, каким должен быть друг. И теперь посмотрите, какое красивое в руках у меня сердце. Это наше общее сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В этом сердце, есть кармашек. Сейчас вы опустите в него свою «ладошку», которую мы с вами заранее нарисовали. Напишите на ней свои пожелания своим друзьям. Мы соберем ваши пожелания вот в эту сумочку и прочитаем их только на вашем школьном выпускном из начальной школы. Они будут храниться у вашей первой учительницы.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется очень интересно. Но для начала вы должны узнать условия игры.
Игра «Тропинка. Команда. Кочка.»:
1 основное условие – Тишина
2 условие – Бережное отношение друг к другу
3 условие – Скорость выполнения
Мне нужны помощники: ученик с секундомером, который будет засекать время и скажет нам потом, какая же команда справилась с ним быстрее.
Учитель будет ждать вас в коридоре, она отвечает за тишину. И тоже скажет нам, какая же команда быстрее, бережнее и соблюдает тишину.
На счет раз, два, три – выходит 1 ряд в коридор, 2 ряд и 3 ряд.
Как ребята справились?
Сейчас у вас экзамен на умение взаимодействовать друг с другом.
Тропинка – встаем в шеренгу, друг за другом.
Команда – Все в круг и обнимаем за плечи.
Кочки – садимся на корточки и прижимаемся все ближе друг к другу.
По моей команде, тропинка, команда, кочки.
Молодцы, вы умеете общаться и умеете дружить. У вас дружный класс. Это здорово.
А теперь заходим все в класс, только мы уже одна большая команда. Также быстро, тихо и аккуратно.
Игра «Море волнуется раз…»:
Какие чувства вы испытывали на уроке. Здорово. А сейчас мы все попробуем применить эти чувства. Поиграем в игру – море волнуется раз. Но вместо морской фигуры будем показывать эмоцию.
Удивление
Восхищение
Радость
Подведение итогов:
Рефлексия:
Ну а теперь я включаю музыку, и мы подумаем о своем друге, может, где то я обидел его, но не хотел. Может я готов извинится и сделаю это после урока. Может я, нарушаю законы дружбы. У меня есть возможность все исправить. А я желаю вам всем, чтобы вы стали дружнее. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я хочу поблагодарить вас за урок, и пожелать вам всего доброго и хороших, верных друзей. Наш урок окончен.
Спасибо большое всем.