Бюджетное образовательное учреждение города Омска « Начальная общеобразовательная школа № 35»
Разработка программы по внеурочным занятиям
Час общения: «Школа жизни: уроки общения»
1 КЛАСС
Разработал: учитель начальных классов БОУ города Омска «НОШ №35» Розина Т. Г.
Час общения «Школа жизни: уроки общения»
1 класс
Пояснительная записка
Бесценно время продуктивного неформального общения учителя с учениками, когда можно говорить о главном, интересующем тебя и окружающих. Программа час общения по теме «Школа жизни: уроки общения» разработана для учащихся первых классов начальной школы. В современной педагогике специализированный интерес отдаётся комплексу поведенческих навыков, которые создаются у ребёнка в ходе его социализации. Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку плодотворно взаимодействовать с окружающими и благополучно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Занятия данного курса построены на позиции диалогического общения. В основании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог берётся за основу из признания и абсолютного уважения права воспитанника без затруднений выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он считает подлинной. Данная программа предназначена для учащихся первого класса, расчитана на 33 часа (1час в неделю).
Изучаемые разделы:
1.Развитие навыков общения и взаимодействия-12ч.
2.Развитие навыков самооценки и понимания других -11 часов.
3.Развитие навыков управления эмоциями -10ч.
Цель: формировать способность к эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им через жизненно важные навыки общения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
У ученика будут сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности в общении;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Ученик получит возможность для формирования:
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего человека»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии (достижение состояния обоюдной готовности к общению);
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности);
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения коммуникативных задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• адекватно воспринимать оценку партнёров по общению.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Календарно-тематическое планирование
№ п.п.
Тема занятия
Дата
Примечания
Развитие навыков общения и взаимодействия-12ч.
1
Игра «Маленькая страна».
2
Дискуссия – дебаты «Как мы общаемся ».
3
Создаём правила общения .
4
Будь внимателен к окружающим.
5
Взаимодействие людей в быту.
6
Игра «Сад камней»
7
Дискуссия «Алгоритм взаимодействия»
8
Планирование работы.
9
Работа в парах. Обсуждение рассказа Л. Н.Толстого «Косточка»
10
Коллективное творчество, упражнение «Взаимодействие»
11
Мастерская общения (игра )
12
Дискуссия – дебаты « Умение сказать «нет»
Развитие навыков самооценки и понимания других -11 часов.
13
Дискуссия «Что я знаю о себе»
14
Игра «Перевоплощение»
15
Психологический портрет.
16
Дискуссия «Я такой же, как ты»
17
Дискуссия «На что похоже ваше настроение»
18
Работа в парах «Телепатия»
19
Диспут «Если я был тобой»
20
Дискуссия «Я» - одна из самых больших загадок .
21
Игра «Запрещённые вопросы»
22
«Человеку хорошо: если окружающим его людям тоже хорошо»
23
Игра «Знакомые незнакомцы»
Развитие навыков управления эмоциями -10ч.
24
Ролевая игра «Пульс».
25
Практическая работа» Раскрась свои чувства»
26
Игра «Хоровод».
27
Практическая работа. Создаём пиктограммы.
28
Диспут «Наши эмоции».
29
Игра «Лесенка».
30
Конкурс «Самый гневный гнев»
31
Обсуждение отрывка из книги Э.Сетон-Томпсона «Животные-герои».
32
Конкурс «Удивление».
33
Ролевая игра «Лесенка».
Литература:
Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С. М. Шурухт « Обучение жизненно важным навыкам» Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство « Образование – Культура», 2002г.
Е. А. Гальцова « Нравственное воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007. ISBN 978-5-7057-1237-3