kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеопрезентация подготовлена на основе многолетней совместной деятельности педагога-психолога и завуча по НМР по внедрению в школе профильного обучения, обобщен опыт работы. Данная презентация будет полезна, как начинающему педагогу, так и специалисту.Данная работа заняла не один год и предваряла создание экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Ахметова Н.»

Ахметова Надежда Сергеевна,  зам.директора по НМР МАОУ лицей № 46 г.Уфы e-mail:nadia12/ahmetova@yandex.ru; Султанова Наиля Замилевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г.Уфы e-mail:nailyasultanova@yandex.ru

Ахметова Надежда Сергеевна,

зам.директора по НМР МАОУ лицей № 46 г.Уфы

e-mail:nadia12/[email protected];

Султанова Наиля Замилевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г.Уфы

e-mail:[email protected]

Определение профориентации

Определение профориентации

  • Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
  • Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности . выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Цель профориентационной работы в школе:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности .
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профоориентационной работы: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Задачи профоориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Принципы профориентационной работы в школе

Принципы профориентационной работы в школе

  • Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы :
  • Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежны х организаций.
  • Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников:

Система профессиональной ориентации школьников:

Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская)

Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская)

  • информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
  • умение принимать решения;
  • умение планировать свою профессиональную жизнь;
  • эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Направления и формы профориентационной работы в школе: Организационно-методическая деятельность

Направления и формы профориентационной работы в школе:

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Направления и формы работы: Работа с учащимися:

Направления и формы работы:

Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы: Работа с родителями

Направления и формы работы:

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Примерные планируемые мероприятия: Оформление кабинета, уголка по профориентации:

Примерные планируемые мероприятия:

Оформление кабинета, уголка по профориентации:

  • “ Твоя профессиональная карьера”
  • “ В мире профессий”
  • “ Слагаемые выбора профессии”
  • Оформление стенда (общешкольный).
  • “ Образовательная карта г.Уфы ”. (учебные заведения)
  • “ В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.
Примерные планируемые мероприятия:

Примерные планируемые мероприятия:

  • Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
  • Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных;
  • Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов по теме: «Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии»;
Примеры организационной работы по профориентации в школе:

Примеры организационной работы по профориентации в школе:

  • Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть«;
  • Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, профориентационными центрами округа;
  • Оформление и обновление общешкольного стенда "Профессии, которые нам предлагают".
  • Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:  10-11 классы:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

10-11 классы:

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Учебный план  8-11 классы Завершение общеобразовательной подготовки Выполнение предметных стандартов Подготовка обучающихся к ЕГЭ Базовые общеобразовательные предметы  Предметы школьного компонента     Краткосрочные элективные курсы  Факультативы  (внеурочная, внеклассная работа) Предметы федерального компонента Русский язык Математика Предметы по выбору Усиление предметной подготовки Решение текстовых задач Анализ текста: теория и практика Нанотехнологии в строительстве Дизайн одежды Химия в быту Теория решения изобретательских задач Развитие познавательных интересов и склонностей обучающихся Предпрофильная подготовка

Учебный план

8-11 классы

Завершение общеобразовательной подготовки

Выполнение предметных стандартов

Подготовка обучающихся к ЕГЭ

Базовые общеобразовательные предметы

Предметы школьного компонента

Краткосрочные

элективные курсы

Факультативы

(внеурочная, внеклассная работа)

Предметы

федерального

компонента

Русский язык

Математика

Предметы по выбору

Усиление предметной подготовки

Решение текстовых задач

Анализ текста: теория и практика

Нанотехнологии в строительстве

Дизайн одежды

Химия в быту

Теория решения изобретательских задач

Развитие познавательных интересов и склонностей обучающихся

Предпрофильная подготовка

Профориентационная работа с учащимися:

Профориентационная работа с учащимися:

  • Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
  • Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности.
  • Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации.
  • Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений.
  • Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.
  • Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным” .Кл. час “Есть такая профессия – Родину защищать”,»Защита профессий». Конкурс рисунков “Моя будущая профессия” ; «Мама, папа на работе”,“Фестиваль профессий”. Олимпиады по технологии.Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”, “Транспорт”, “Военные профессии”, “Информационные технологии”.
Профориентационная работа с учащимися:

Профориентационная работа с учащимися:

  • Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.
  • Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) “Сто дорог – одна твоя” “Как претворить мечты в реальность” “Легко ли быть молодым” “К чему люди стремятся в жизни”
  • Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
  • Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости”.Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
  • Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
  • Создание портфолио учащегося.
  • Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Профориентационная работа педагога-психолога в школе:

Профориентационная работа педагога-психолога в школе:

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

  • 1. Человек- Техника (Ч-Т).
  • 2. Человек - Человек (Ч-Ч).
  • 3. Человек - Знаковая система (Ч-З).
  • 4. Человек - Природа (Ч-П).
  • 5. Человек - Художественный образ (Ч-Х).
Моя будущая профессия

Моя будущая профессия

Экскурсии в учебные заведения  Встречи с представителями профессий

Экскурсии в учебные заведения Встречи с представителями профессий

Тест «Карта интересов»  Для определения вида профессиональной деятельности.  Профиль ваших интересов: 1-сервис 2-ухаживать, лечить 3-ремонт, монтаж 4-измерять, конструировать 5-водить машины 6-растениеводство, животноводство 7-преподавать 8-цифры, компьютер 9-охрана, защита 10-кулинария

Тест «Карта интересов»

Для определения вида профессиональной деятельности.

Профиль ваших интересов:

1-сервис

2-ухаживать, лечить

3-ремонт, монтаж

4-измерять, конструировать

5-водить машины

6-растениеводство, животноводство

7-преподавать

8-цифры, компьютер

9-охрана, защита

10-кулинария

Что ты знаешь о своей будущей профессии?

Что ты знаешь о своей будущей профессии?

Почему выбрана именно эта профессия?

Почему выбрана именно эта профессия?

Российские Вузы ежегодно выпускают тысячи выпускников, из которых около половины испытывают проблемы при трудоустройстве Наиболее востребованными в ближайшие годы станут профессии токаря, электрика, электрогазосварщика, повара
  • Российские Вузы ежегодно выпускают тысячи выпускников, из которых около половины испытывают проблемы при трудоустройстве
  • Наиболее востребованными в ближайшие годы станут профессии токаря, электрика, электрогазосварщика, повара
Примеры работы с педагогическим коллективом школы по профориентации:

Примеры работы с педагогическим коллективом школы по профориентации:

Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации:

Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации:

Работа с родителями:

Работа с родителями:

Работа с родителями:

Работа с родителями:

За круглым столом Рейд по проверке внешнего вида учащихся Аскинская ледяная пещера Осенняя ярмарка

За круглым столом

Рейд по проверке внешнего вида учащихся

Аскинская ледяная пещера

Осенняя ярмарка

В лицее работают кружки и спортив- ные секции. Оборудованы 2 спортзала, универсальная спортивная площадка с тренажерами

В лицее работают

кружки и спортив-

ные секции.

Оборудованы

2 спортзала,

универсальная

спортивная

площадка с

тренажерами

Защита социальных проектов : «Швейная мастерская», «Детская площадка», «Интерьер школы», «Имидж школьника» Традиции семьи «Ратный подвиг дедов и отцов » Город, в котором мы живём Истории предприятий города и микрорайона Работа с родителями

Защита социальных проектов :

«Швейная мастерская»,

«Детская площадка»,

«Интерьер школы»,

«Имидж школьника»

Традиции семьи

«Ратный подвиг дедов и отцов »

Город, в котором мы живём

Истории предприятий города и микрорайона

Работа

с

родителями

Сегодня лицей № 46- это современное учреждение с эффективной системой обучения и воспитания, со своими традициями и устоями, сложившимися на протяжении многолетней истории, со стабильным высокопрофессиональным педагогическим коллективом, обеспечивающим высокое  качество результатов обучения

Сегодня лицей

№ 46- это современное

учреждение с эффективной

системой обучения

и воспитания,

со своими традициями

и устоями, сложившимися

на протяжении

многолетней истории, со

стабильным

высокопрофессиональным

педагогическим коллективом,

обеспечивающим высокое

качество результатов

обучения

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет  С. Маршак Творческих успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения!

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет:

Пусть будет добрым ум у Вас,

А сердце мудрым будет

С. Маршак

Творческих успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование

Автор: Султанова Наиля Замилевна, Ахметова Надежда Сергеевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Проект "Сотрудничество школы и ВУЗА""
    ["seo_title"] => string(38) "proiekt-sotrudnichiestvo-shkoly-i-vuza"
    ["file_id"] => string(6) "277821"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452975394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(29) "analiz_vospitatiel_noi_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "368339"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461507"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(31) "analiz_vospitatiel_noi_raboty_1"
    ["file_id"] => string(6) "368340"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461510"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План воспитательной работы в 1 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-1-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228364"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441271325"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства