Аннотация проекта.
Многие ученики, закончив среднюю общеобразовательную школу, стремятся поступить в ВУЗ. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Поэтому необходимо помочь ученику в преодолении этого барьера. Для этого нужно создать такие условия обучения на старшей ступени школы, которые были бы приближены к вузовской системе. Вузы и средние общеобразовательные школы заинтересованы в подготовке к поступлению школьников старшей ступени обучения и должны проводить большую подготовительную работу. Очень важно помочь выпускникам сделать правильный выбор для дальнейшего обучения, подготовиться к продолжению образования в высшей школе, а так же важно способствовать конструированию ценностных ориентиров каждого школьника Так возникло направление нашей работы, отражающее преемственность средней и высшей школы.
Актуальность проекта.
В ХХI веке, веке высоких технологий, проблемы образования становятся приоритетными как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом. И это не случайно, так как именно от образования зависит, каким будет развитие, прогресс, благосостояние и в итоге, будущее страны.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, нацелена на модернизацию образования. Сейчас для человека важны такие качества, как умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, осознание необходимости постоянного профессионального роста, быть функционально грамотным и мобильным. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать результат. Этот социальный заказ обращён ко всем звеньям образования и, прежде всего к общему среднему и вузовскому, то есть к тем его ступеням, где в основном и происходит становление личности молодого человека.
Этот новый аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его к поступлению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.
В связи с такими значительными переменами взаимодействие "Вуз - школа" будет активно развиваться.
Проблема: Отсутствие преемственности средней и высшей школы для обучения учеников и студентов, соответствующих требованиям нового социального заказа.
Цель проекта:
Создание условий для преемственности в обучении и успешного взаимодействия "Школа- ВУЗ"
Задача проекта:
Разработать систему взаимодействия высшей и средней школы
Гипотеза : Создание системы взаимодействия с ВУЗами обеспечит преемственность
и успешную адаптацию выпускников общеобразовательной школы.
Сроки реализации:
Два года (в процессе обучения в 10–11-х классах).
Партнёры
Доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии информатизации и Российской академии естественных наук, Генеральный директор Международного института интеграции социогуманитарных исследований «Интеллект-орда» Мажитов Саттар Фазылович
Преподаватели КУАМ, кафедра истории ОмГПУ, студенты – выпускники школы.
Содержание проекта.
№
Направление деятельности
Содержание деятельности
1.
учебно-методическое.
-деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией;
-подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся и учителей, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях;
-руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам;
-личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом;
2.
научно-методическое
-работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений;
-совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;
-разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;
-осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;
-совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов;
-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;
3.
кадровое
-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении;
-прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;
-направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;
-обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин;
4.
профориентационное
создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения;
-информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;
-демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях;
-выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы;
-обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующих вузов;
-проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов;
-беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем;
-проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе;
-проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях;
-участие в общегородских и международных выставках.
Этапы и сроки:
1.Подготовительный этап -2014г
2.Организационный- 2015 сентябрь-декабрь
3.Основной 2016 январь-декабрь
4.Аналитический- 2017 г январь
Наз Название этапа
Задачи
Мероприятия
Результаты
Подготовительный
Цель: Определение уровня профильной подготовки учащихся и профориентационная диагностика
1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками
Совещание с участниками
проекта, анкетирование и тестирование учащихся
Мониторинг, диагностичес
кая карта
2 Сформировать банк диагностических материалов для изучения профессионально личностного развития учащихся
3. руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам
Формирование «карты развития » учащихся
Организационный
Цель: Организация системы взаимодействия "Школа-ВУЗ"
Наладить связи с ВУЗами
Составление и подписание договоров о сотрудничестве с КУАМ, ОмГПУ
Создание сетевого профессионального сообщества
совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;
-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;
-работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений с учетом профилизации
Наличие договора о сотрудничестве с ВУЗами, план работы
Основной
Цель: Организовать интерактивные формы работы с ВУЗами по обучениюучеников и студентов, профессиональному взаимодействию преподавателей
-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном
прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;
обеспечить дистанционное обучение профильных дисциплин преподавателями ВУЗов
Он- лайн лекции
Вебинары
Экскурсии в ВУЗы
Семинары
НПК
Олимпиады по профильным дисциплинам подготовительных курсов
Планы коучингов,
менторинга
информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;
демонстрация фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях
разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;
Семинар
Круглый стол
Конкурс программ профильного обучения
Образовательная программа профильного обучения
осуществление экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;
Консультации
менторинг
Дневник наблюдения
Аналитический
Цель: Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития
Проанализировать выполнение целей и задач проекта
Анализ проведенных работ
2 Анализ руководителем и учителем нового опыта
3 Проектирование дальнейших действий
Аналитическая справка
Презентация и творческий отчет по реализации проекта
Мониторинг результативности проекта.
? подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена в форме ЕНТ по профильным предметам
? углубленное изучение школьных предметов;
? ориентация учащихся на остродефицитные специальности нуждающихся в высококвалифицированных кадрах;
? обучение учащихся дистанционным методом путем внедрения в учебный процесс активных методов и технических средств обучения электронной техники, мультимедиа продуктов;
? проведение агитационно-профориентационной работы среди учащихся.
4 Динамика участия и результативности учащихся и учителей в конкурсах, фестивалях,конференциях,олимпиадах.
5 Реализация программ профильного обучения.
Перспектива развития
Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития школы с ВУЗом на более высоком уровне. Создав модель инновационной школы, посредством сотрудничества учителей высшей и средней школы, мы перейдем от экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и расширять свою профессиональную деятельность в масштабах района, области, Республики.