Не стыдно
чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.
Сократ
Слово “мотивация” происходит
от латинского глагола “movere” , двигать.
Под мотивом учения мы понимаем то,
ради чего учится ребенок, что побуждает
его учиться”.
5 уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий
(У таких детей есть
познавательный мотив,
стремление наиболее успешно
выполнять все
предъявляемые школьные требования).
Ученики четко следуют
всем указаниям учителя,
добросовестны и ответственны,
сильно переживают,
если получают
неудовлетворительные отметки
Второй уровень – хорошая
школьная мотивация.
(Учащиеся успешно справляются
с учебной деятельностью).
Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень – положительное
отношение к школе,
но школа привлекает
таких детей внеучебной
деятельностью. Такие
дети достаточно благополучно
чувствуют себя в школе,
чтобы общаться с друзьями,
с учителями. Им нравиться
ощущать себя учениками,
иметь красивый портфель,
ручки, пенал, тетради.
Познавательные мотивы у
таких детей сформированы
в меньшей степени, и учебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая
школьная мотивация. Эти дети
посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия.
На уроках часто занимаются
посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное
отношение к школе. Такие дети
испытывают серьезные трудности
в обучение: они не справляются
с учебной деятельностью,
испытывают проблемы в общении
с одноклассниками, во взаимоотношениях
с учителем. Школа нередко
воспринимается ими как враждебная
среда, пребывание в ней для них
невыносимо. В других случаях ученики
могут проявлять агрессию, отказываться
выполнять задания, следовать тем или
иным нормам и правилам. Часто у
подобных школьников отмечаются
нервно – психические нарушения.
Результаты диагностики
уровня мотивации и эмоционального отношения к учению
учащихся
Вывод: при переходе из младшего звена в среднее,
из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается
Причины снижения интереса к учению
1. Пробелы в знаниях,
2. Отсутствие приемов и навыков учебного труда
3. Подростковый “гормональный взрыв”
и нечетко сформированное чувство будущего.
4. Отношение ученика к учителю, нарушение
взаимоотношений (смысловые барьеры)
5 . Сниженная возрастная восприимчивость
к учебной деятельности в связи
с интенсивным биологическим процессом
полового созревания у девочек 7-8-го класса.
6. Личная значимость предмета
7. Сильные внеучебные интересы
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Высокий уровень мотивации значим
для достижения успеха в учебе также,
как и когнитивные способности ученика
Иногда менее способный ученик, но
имеющий высокий уровень мотивации
может достичь более высоких результатов
в учебе, потому что стремится к этому
и уделяет учению больше времени и
внимания.
В то же время у ученика
недостаточно мотивированного
успехи в учебе могут быть
незначительными,
даже, несмотря на
его способности.
Формирование положительной мотивации учения –
не стихийный процесс,
и рассчитывать здесь только на природные задатки детей
было бы опрометчиво.
Мотивы учения надо специально
воспитывать, развивать, стимулировать.
Динамика мотивов учения:
При поступлении в школу идет преобладание
интереса к внешней стороне пребывания в школе:
сидение за партой ношение портфеля и т.д.
Далее возникает интерес к первым результатам учебного
труда: к первым написанным буквам и цифрам
к первым отметкам
Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.
В среднем школьном возрасте главную роль приобретает
стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,
В старшем школьном возрасте доминируют
зрелые познавательные
мотивы самообразования, формируются социальные мотивы
подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения
в общественную практику
Внутренняя учебная мотивация
Складывается
из трех
основных
компонентов –
это:
+ ощущение самостоятельности
процесса поиска знаний
+ ощущение свободы выбора
+ ощущение успешности
(компетентности).
Вопросы, которые можно применять в самых разных
учебных ситуациях
Что случится, если…?
Приведите пример…
В чем сильные и слабые стороны?
На что похоже…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом… можно
использовать для…?
Чем похожи … и…?
Каким образом … влияет на …?
Какой … является лучшим и
почему?
Когда такого рода вопросы ложатся
в основу учебного процесса,
к ребенку приходит понимание истинного
назначения учения — научиться думать,
применять знания на практике,
ориентироваться в жизненных ситуациях.
Важно!
Поощрять детей, задающих
вопросы. Особенно
следует хвалить за хорошие
вопросы, отражающие
желание думать, больше
узнавать.
Критика ставит под сомнение
компетентность ребенка
и заставляет его прекращать
усилия в данном направлении.
Чем меньше будет фраз:
«Вы должны, вам следует, вы обязаны…»
и больше
«Вы можете, у вас есть такие-то
варианты, да, вы это верно подметили», —
тем больше будет интерес детей к учебному
процессу и тем выше их собственная
инициатива и активность.
Важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным,
ребенок, должен верить, что он может учиться,
почувствовать себя успешным.
Для поддержания положительного
эмоционального климата на уроке учителю важно
постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности,
не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске,
стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени,
стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости.
Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы
(в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей),
воспитывать адекватные критические установки
учащихся на свою работу,
каждому ученику и классу показывать перспективы,
резервы их развития.
Древняя мудрость гласит:
Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты,
добиться идеальной дисциплины.
Но без пробуждения интереса,
без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.
Это будет лишь видимость учебной
деятельности.
Взрослым необходимо грамотно
сочетать все возможные
способы побуждения ребёнка
к учебной активности,
вовремя переходить от
одного способа к другому,
подбирая к каждому
отдельному ребёнку его личную,
индивидуальную «кнопочку»
это хороший шанс для
поддержания учебной
мотивации и для получения
хорошего результата.
Видеть результат своей работы — это лучшая мотивация.
Презентацию подготовила
психолог Ридингер Е.Н.