Тема: Метод координат
Место данного урока в системе знаний.
В 5 классе на изучение программного материала по теме «Информация вокруг нас» отводится 12 часов. Урок «Метод координат» является третьим в изучении темы и закрепляет сведения о числовом способе кодирования информации. Не все учащиеся легко воспринимают материал, т.к. тема довольно сложная, требующая систематической отработки навыков и умений. Данная тема присутствует в контрольно-измерительных материалах ГИА. Полученные навыки формируют общие сведения о методе координат, который далее будет рассматриваться в курсе математики.
На уроке рассматриваются такие ключевые слова как «код», «кодирование», «способы кодирования», «координата». Устанавливается алгоритм работы с координатами в ходе выполнения практической работы.
Цели и задачи:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
- объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;
- закрепить знания учащихся о методе координат;
- подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный.
- выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Тип урока: урок актуализации и закрепления новых знаний.
Форма обучения: беседа, индивидуальная, практическая работа.
Методы и приемы обучения: частично- поисковый, беседа, практические задания.
Оборудование: рабочее место учителя; презентация;
рабочие места ученика с программой «Метод координат»; карточки с заданием
Определение целей и задач урока, их соответствие целям обучения информатике в 5 классе.
Данный урок по структуре – урок систематизации и обобщения изученного материала, по дидактической цели - урок актуализации и закрепления знаний, формирования навыков. Цели и задачи урока соответствуют целям обучения курса информатики в 5 классе. Поставленные цели и задачи реализовывались на протяжении всего урока, в форме диалога учителя с классом, в форме индивидуальной работы учащихся. С целью закрепления ранее усвоенных знаний была организована самостоятельная практическая работа в программе «Координатная плоскость». Обобщение материала по изученной теме проводились через проблемные вопросы. На уроке осуществлялась деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.
В ходе урока реализованы следующие задачи: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Логическое мышление, творческое воображение развивалось при работе с иллюстративным материалом, ответно-вопросной формой, через самостоятельную формулировку выводов. Учащиеся показали средний уровень усвоения материала, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Взаимоотношения учителя и учащихся доверительные и дружеские.
На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В ходе урока проведена физкультминутка, организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. На заключительном этапе урока, для успешности каждого ребёнка, была проведена рефлексия. Формирование положительного отношения и мотивации к учебе достигается за счет отбора материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся и формы поощрения за хороший результат при выполнении заданий. Таким образом, поставленные цели и задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения: развитию внимания, речи и логического мышления.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесный (беседа, рассуждение, самоанализ (сравнение полученного результата с образцом);
- проблемный (проблемные вопросы на этапе подготовки к представлению материала в вопросно-ответной форме);
- практический (решение заданий по принципу соревнования в процессе закрепления материала);
- иллюстративный (обобщение материала с опорой на слайды);
- частично-поисковый (установление связей при выполнении заданий);
-стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся).
Целесообразность использования ИКТ на уроке информатики:
- . Повышает эффективность обобщения и систематизации материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
2. Увеличивает активность и интерес учащихся в процессе обучения.
3. Воспроизводит связи информатики с другими областями знаний.
4. Меняет характер взаимодействия учителя и ученика, формирует новый стиль общения - сотрудничество.
Мотивация обучения
1. На этапе актуализации опорных знаний задаются вопросы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, внимание учащихся.
2. При подготовке к закреплению и систематизации материала эффективны проблемные вопросы, порождающие познавательную потребность, требующие поиска ответов.
3. На этапе систематизации знаний были использованы различные виды работы: самостоятельная работа в программе «Координатная плоскость», презентация с анимацией, что способствовало прочному усвоению, закреплению и обобщению знаний.
4. На завершающем этапе урока - рефлексия, объективное оценивание самого себя, что способствует активности в подведении итогов.
Оценка деятельности учащихся.
Оценка деятельности учащихся осуществлялась удовлетворение итогами практической работы, словесными методами поощрения и поддержки со стороны других учащихся, позитивным эмоциональным настроем, мотивировалась словом учителя. Выставление оценок осуществлялось на заключительном этапе урока. Самые активные и знающие материал учащиеся, успешно выполнивших практическую работу получили высокую оценку за урок.
Целесообразность и эффективность домашнего задания.
Домашнее задание необходимо, так как оно является продолжением урока. Учащиеся закрепят знания о координатах. Инструктаж необходим для успешного выполнения домашнего задания.