УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ С ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
1 слайд. Педколлектив гимназии провёлв исследовательскую работу в рамках РИП по теме «Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой как средство развития познавательной мотивации школьников». Тема выбрана не случайно. Современное обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность школьников. Стресс вызывает у них желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе связана с появлением ряда проблем, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной.
2 слайд. Объект исследования. Познавательная мотивация школьников.
Предмет исследования. Учебные ситуации на эмоционально-образной основе, обеспечивающие развитие познавательной мотивации школьников.
Гипотеза. Если учителем будут целенаправленно формироваться учебные ситуации, обеспечивающие образно- эмоциональную основу обучения, то развитие познавательной мотивации школьников может осуществляться с выраженной положительной динамикой.
Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся?
Эффективность обучения повышается, если меняется форма подачи учебного материала. Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. В этом случае интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний.
3 слайд. Образы выступают «полем потенциальных действий», а эмоции, «окрашивая» в образе значимое содержание, выявляют личностный смысл для субъекта и побуждают его к определенной деятельности.
4 слайд. Классификация эмоций.
5 слайд. «Познание начинается с удивления» Аристотель.
6 слайд. Этапы развития мотивации.
7 слайд. Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации.
8 слайд. Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, может пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся.
9 слайд. Структура учебной ситуации.
1. Актуализация эмоционального образа .
2. Стимулирование ведущих учебных мотивов (удивление, любопытство, любознательность, увлечение).
3. Проблематизация изучаемого материала и организация последующей поисковой деятельности.
4. Рефлексия эмоционального отношения и личностного изученного материала.
Учебные ситуации с образно-эмоциональной' основой выполняют следующие функции: познавательную (воздействует на умственную работу школьников, на осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний), мотивационную (воздействует на эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха), развивающую (развивает психические процессы, свойства и качества личности, умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности), регулирующую ('состоит в том, что деятельность носит разносторонний характер), информационную (подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач), воспитательную (приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения).
10 слайд. Актуализация эмоционального образа на уроке может быть достигнута с помощью различных средств:
художественные (образы скульптуры, живописи, архитектуры), музыкальные (образы, созданные различными музыкальными произведениями),
литературные (образы литературных персонажей, легенды, описания),когнитивные (образы исторических, политических и научных деятелей),
цветовые (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний), символические (диаграммы, графики, видеоклипы, мультимедийные презентации).
Слайды 11-19. Примеры дидактических средств.
Слайд 20. Критерии развития познавательной мотивации.
Слайд 21. Ожидаемые результаты.
- Повышение мотивации учащихся.
- Устойчивость внимания на протяжении всего урока.
- Учащиеся быстро сосредотачиваются на выполнении заданий, более ответственно и сознательно их выполняют.
- Эмоциональное включение в урок способствует поддержанию положительного эмоционального фона.
- Рост активности учащихся на уроке и стремление к самостоятельному поиску новой информации.