Презентация "ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА"
Презентация "ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА"
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников— вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное
поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства
самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к
собственной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА"»
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯПЕДАГОГА
Педагог-психолог ГККП «Детский – сад №39»
Акишева Н.Е.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
Профессиональное выгорание —
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников— вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное
поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства
самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к
собственной жизни.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учениками и коллегами.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным
физическим недомоганиям — гастриту, мигрени,
повышенному артериальному давлению, синдрому
хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
( симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
-ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические
симптомы
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Таким образом, выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозироватьи экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.
У педагогов, как правило, нет специальных навыков профессиональной коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в процессе общения с детьми, родителями, администрацией. Педагогов не учили тому, чему учат менеджеров, а интуитивно найденные способы могут быть очень затратными и с психологической и с материальной точки зрения.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ СПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
— удовольствие (релаксация, игра);
— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными убеждениями;
— создание сообщества.
3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.
4. Саморегуляция.
ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ
Саморегуляция —
это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Эффекты саморегуляции:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Способы саморегуляции:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных
лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто
так.
В заключение хочется призвать педагогов принять свой страх и закончить цитатой из сочинения Н. Рериха:
«...Мы изгоним всякий страх, мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные перья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними все тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз».