Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
Подборка песен о добре, презентация, компьютер; сундук (ларец, коробка).
Ход занятия:
1 слайд
Звучит песня о добре.
Психолог: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания.
— Желаю здоровья и добра
Всем вам сегодня и всегда!
А что пожелаете вы своим одноклассникам?
2 слайд
Дети (варианты ответов):
— Я желаю всем здоровья.
— Я желаю всем радости.
— Я желаю всем солнечного дня.
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…
3 слайд
Психолог: Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово?
(Дети называют: солнце, добросердечие, улыбка, мама, друг, цветы, дом)
Сегодня мы постараемся понять, как можно отличить добро от зла.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Психолог: послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова:
ДОБРОТА
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет, будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик, светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.
Психолог: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
4 слайд
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее .
Психолог: Ребята, а как вы думаете, где живет доброта?
Дети отвечают: доброта живет в сердце человека.
5 слайд
Психолог: Давайте вспомним слова, в которых встречается слово «добро».
Доброжелательный
Добросердечие
Добросовестность
Добродетель
Добрый день
Доброго здоровья
6 слайд
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
7 слайд
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает».
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
8 слайд
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
9 слайд
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты», - сказал продавец.
Психолог: Понравилась ли вам притча? Скажите, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
Дети отвечают на вопросы.
На самом деле, не так важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
10 слайд
Психолог: А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.
Физминутка. ( Психолог называет детям имена сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой герой – закрывают глаза руками).
Игра «Сказочный герой – добрый и злой».
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло ).
Психолог: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.
11 слайд
Психолог: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»
Психолог: Это ларец Феи Добра с ее дарами. Как вы думаете, что в нем?
(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)
Открывают ларец, а он пустой. Очень удивлены: В ларце ничего нет!
Психолог: Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
12 слайд
Ответы детей Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность.
13 слайд
Психолог: - А кто хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?
Дети: Не хотим!
14 слайд
Солнышко
Психолог: Очень важно научиться различать Добро и Зло.
Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце? Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.
15 слайд
Психолог: А теперь разделимся на команды и кажддаяя команда получает индивидуальное задание.
-1 команда составляет синквейн по теме «Доброта»
-2 команда рисует добрых персонажей сказок и книг
-3 команда вспоминает и записывает имена добрых персонажей сказок и книг.
(Фломастеры, бумага, фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).
Выступление команд.
Психолог: Молодцы!
16слайд
Психолог: Ребята, о чем заставило вас задуматься наше сегодняшнее занятие, что вам понравилось больше всего?
Какие из даров Феи Добра вы оставите в своем сердце? Нужна ли доброта? Смогли мы ее измерить?
Ответы детей.
17 слайд
Психолог: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
18 слайд
Упражнение «Добрые птицы».Звучит песня о добре дети выполняют задание.(выставка)
19 слайд
Спасибо за внимание!
Учитель: А сейчас мы познакомимся с притчей Светланы Копыловой «Калека». Притча рассказывает о художнике без рук и ног- Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.
Показ притчи «Калека» .(Приложение).
Учитель комментирует видеофильм, рассказывающий о человеке необыкновенной судьбы, огромной силы воли и доброты к людям.
Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?
Ответы детей: Сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей- вот отличительные черты характера этого замечательного человека.