- Ребята, сегодня наш час общения необычный. Давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся.
- Сегодня у нас с вами состоится очень важный разговор. Какой, вы узнаете, разгадав шифровку.
А вот и шифровка. (Ребята работают по группам.)
«Спешите творить добро»
Тема нашего сегодняшнего разговора должна стать девизом жизни каждого человека.
«Спешите творить добро» Эти красивые меткие слова принадлежат главному врачу Московской больницы Гаазу Фёдору Петровичу.
Это призыв, который высечен на постаменте памятника, поставленному доктору в 1909 году в Москве.
-Ребята, а как вы понимаете смысл словосочетания «творить добро»?
( При произнесении последних слов начинает звучать сигнал «SOS»)
-Внимание.
-Что означает этот сигнал?
-О спасении души просит нас наша планета Земля.
-Я, планета Земля, вы – мои дети. Я вас люблю и желаю добра, но и мне нужна доброта. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Я вижу, что никогда так сильно люди не ощущали дефицита доброты и милосердия, как сейчас.
Может всё дело в том, что вы стали жёстче друг к другу?
Или стали ранимее?
Вы терзаетесь от обид и не замечаете, когда кого – то раните сами.
А я из весёлой, разноцветной, радующей глаз планеты превратилась в печальную, серую, плачущую, страдающую о судьбах моих детей – землян.
Ребята, вы должны вернуть мне счастье и спокойствие.
Я должна быть уверена в том, что вы уже сейчас спешите творить добро. Убедите меня в этом своими поступками, действиями на сегодняшнем занятии. Я внимательно буду слушать вас. (Исчезает)
-Ребята, неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете?
-Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.
-Так что же такое – доброта? Попробуйте дать определение, а помощниками вам будут высказывания и афоризмы великих людей, которые предложены вам в папках, лежащих на столах.(работа группами)
-У каждого человека своё понимание доброты и каждое из них имеет право на существование.
А теперь послушайте определение слова доброта, которое даётся в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
-А, в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы».
Доброта включает в себя гораздо больше качеств, понятий. Добро – это то, что делается для блага людей, во имя людей.
Вы только начинаете жить и каждому из вас важно научиться различать слова, действия, поступки добрые и не очень.
Давайте попробуем поработать в группах и дать оценку некоторым поступкам. На партах лежит алгоритм построения вашего ответа. (Дети работают в группах.)
Задание для первой группы:
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Задание для второй группы.
Школьные частушки.
Задание третьей группе.
Стихи Григория Остера: «Вредные советы»
Вывод:
-Да, ребята. В этих поступках есть действия, которые нельзя назвать добрыми. Поэтому и советы так и называются «Вредные» Собраны они в большой книге Григория Остера. Я советую вам прочитать эту книгу, но советы, данные в книге выполнять с точностью до наоборот.
-Научиться быть добрым, чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим добро.
Итак, давайте вместе подумаем, какие качества необходимо развивать нам, чтобы совершать добрые поступки?
Ответы детей:
внимательность, чуткость, вежливость, уважение, порядочность.
-Некоторые ребята приготовили свои рассказы о своих добрых делах. Давайте их послушаем?
-Готовясь к нашему классному часу, мы с вами завели копилку добрых дел. Давайте её откроем и посмотрим, живут ли добрые дела среди нас?
Вот их сколько. Замечательно.
Презентации детей.
Подумайте, какие добрые дела, и поступки вы можете совершить
- в классе;
- в школе;
- в семье.
Физминутка:
«Дорогою добра» с детскими фотографиями.
(Звучит голос Земли)
-Молодцы, ребята. Вы порадовали меня своими ответами. Я вижу, что вы знаете, какие поступки являются добрыми и что вы готовы совершать их повсюду.
-Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий.
А в наши дни создано международное движение «Добрые дети мира», основная цель которого -воспитание духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
А в феврале есть такой день, День Спонтанного Проявления Доброты – 17 февраля.
Всё это делается для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом и это общение приносило радость.
Так надо жить каждому из нас!
-Вспомните, а часто вы употребляете добрые слова, эти слова еще называют «волшебными»?
-Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях.
Назовите их.
-Как много хороших слов образовано от этого слова – добро!
Подберите однокоренные слова к этому слову.(Ответы детей.)
А теперь давайте посмотрим слайд. Многие слова вы уже назвали. Вот как много однокоренных слов у слова «добро».
А сейчас я опишу качество человека, а вы должны догадаться, как можно назвать такого человека. (Работаем в группах)
-Человека, на которого всегда можно положиться, называют - (добропорядочный)
-Человека, у которого доброе сердце, называют - (добросердечный)
-Человек, который желает другим только добра, называют - (доброжелательный)
-Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют - (добродушный)
-Человека, который всегда все делает по совести - (добросовестный)
-Молодцы!
Все эти качества и присущи доброму человеку!
(Звучит голос Земли)
- Ребята, большое Вам спасибо! У меня улучшилось настроение благодаря вашим словам и поступкам. Запомните, чем больше в вас будет доброты, тем больше у вас будет друзей.
-Героиня нашего сегодняшнего разговора заулыбалась, ей понравились ваши добрые поступки, слова, действия.
(Звучит голос Земли)
- Я услышала, что вы понимаете, что доброта невозможна без добрых слов, и прошу вас сделать так, чтобы плохих слов вообще не стало.
Я приготовила вам лепестки от цветов, на которых с обратной стороны записаны плохие слова. Вы должны на яркой стороне лепестка записать антоним, заменить плохое слово на хорошее, доброе и ласковое.
1группа Грубость
Зло
2 группа Горе
Вражда
Жадность
3 группа Грусть
Обман
Жестокость
Работа группами.
-А теперь из разноцветных лепестков давайте соберём красивый веночек нашей Земле, чтобы она радовала глаз каждого жителя нашей планеты.
(на планете, по щелчку, появляются цветы, которые складываются в венок)
-Ребята, посмотрите, в ваших силах сделать так, чтобы наша планета Земля была всегда прекрасной, радующей глаз и душу.
Не забывайте, доброта - это как сказочные цветы, которые должны расцветать в душе каждого из вас и украшать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей.
Ребята называют антонимы.
Звучит мелодия песни о доброте.
Б
-Наш сегодняшний разговор был достаточно долгим, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глаза. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня на занятии.
Откройте глаза.
Спасибо вам за сотрудничество.
Спешите творить добро!!!