Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между людьми становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие: Конфликты в нашей жизни»
Занятие: "Конфликты в нашей жизни".
Педагог-психолог: Колотько Т.Н.
Цель:
• познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
• способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Краткое описание:
Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между людьми становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Форма проведения: час общения.
Психолог. Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема нашего занятия: «Конфликты в нашей жизни» ( слайд 1).
Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" ( слайд 2).
Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.
Психолог. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Дети:, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
Психолог.Кто такие несговорчивые?
Дети:
Те, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Психолог. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения и ссоры.
Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время занятия.
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Психолог. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам,
А что же такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми (слайд 3).
В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека (слайд 4). Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук (слайд 5). В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды (слайд 6). Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта? Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух и более человек, наличия двух или несколько точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Например:
Психолог. 3. Индийская сказка
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.
2)Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Психолог. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации (слайд 7). Для этого существует множество способов. Общение — основа разрешения конфликтов (слайд 8). Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации найти выход, из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.
Разбор ситуаций: 1. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.) 2. Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.
1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. Ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
Психолог. Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Пожелания (слайд 9)
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Психолог. Наше занятие мне хочется закончить такими словами: