kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект психопрофилактического занятия "Что такое конфликт?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Что такое конфликт? Причины его возникновения»

 

Подготовила и провела

педагог-психолог Чернякова М.Ю.

2014-2015уч.г

Цель: Сформировать представление о природе конфликтов

Инструменты: Бумага, фломастеры, планшеты для бумаги, стикеры, белые листы для снежинки, маленькая корзинка

Организационный момент

Приветствие. Сведения о себе.

«Я - …, я люблю…»

Участникам предлагается рассказать о себе и своих увлечениях.

Основная часть

1. «Что такое конфликт»

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий по очереди достаёт листочки и зачитывает написанное, закрепляя листочки на доске. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Если конфликт – это еда, то какая?

А если транспорт, то какой?

Конфликт – животное это…

Растение, похожее на конфликт - …

Если конфликт можно раскрасить, то в какой цвет?

У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.

2. Определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.

Итог: - итак, что приводит к конфликту? (неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. )

3. « Пословицы о дружбе» продолжите фразу и подумайте, согласны ли вы с утверждением: если «да» - встаньте у карточки со словом «ДА», если «нет» - соответственно у карточки со словом «НЕТ».  Если затрудняетесь с ответом – у карточки со знаком «?!», но использовать эту карточку можно не более 2-х раз!:

-Не имей 100 рублей, а…
-Старый друг лучше…
-Нет друга – ищи, а…
-Друг познаётся…

-Тот друг тебе, кто беду с тобой разделит, а не тот, … (кто только празднует с тобой)

- Дружба дружбой, а табачок… (врозь)

Какая из пословиц не является утверждением об истинной дружбе?

4.  Конфликтная ситуация, а тем более с другом, всегда вызывает неблагоприятные эмоции, плохое настроение. и это, к сожалению, может привести к другим конфликтам. Давайте вспомним утверждение «Если хочешь разрешить проблему – измени своё отношение к ней». Итак…

«Смена акцентов»

Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и начисто перепишите предложение.

Прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)

Вопрос: Что изменилось?

«А или Б»

Разбейтесь на пары, займите места, сидя напротив друг друга, и решите, кто будет А, а кто Б в каждой паре.

Придумайте одно длинное слово или словосочетание из двух слов. Теперь А на счёт три начинают быстро и громко повторять свои придуманные слова…  А теперь тоже самое проделывает группа Б… Прошу вас ответить на вопросы:

-легко было понять, что говорят ваши товарищи?

-какие чувства вызвало у вас это многоголосье?

5. Анализ ситуаций.

Повседневная ситуация для всех:

в) Вам продали бракованный товар. Брак вы заметили дома. Как вы поступите? 

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в одной и той же  ситуации, наша реакция может быть разной.

6. Упражнение “Ответ с улыбкой”.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Разыграем ситуацию, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация :  В автобусе ты нечаянно наступил (а)  на ногу рядом стоящему человеку. Твои действия?

7. Упражнение “Снежинки”. Его алгоритм:

  1. Молча возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите ещё раз пополам.
  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
  6. Ещё раз сложите пополам.
  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).

А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.

8. Сочините синквейн на тему «Конфликт»:

1 строка – определяющее слово  КОНФЛИКТ

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – высказывание (фраза из четырёх слов)

5 строка – синоним определяющего слова.

9. Подведение итогов занятия, рефлексия:

Сегодня мы говорили о том, что сопровождает нас всю нашу жизнь, с момента рождения и до глубокой старости – мы говорили о конфликте. А то, какие изменения внесёт он в нашу жизнь, как он может на неё повлиять зависит только от нас. И об этом мы сегодня тоже немного поговорили. Если вас заинтересовала данная тема и вы хотите научиться правильно разрешать возникшие спорные ситуации, я приглашаю вас на дальнейшие занятия и буду очень рада вас видеть!

Если для вас данная тема актуальна и сегодня вы узнали много нового, вы поднимите по команде «три-четыре» - большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три - четыре»

ВОЗМОЖНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ:

Тест “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений.

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

1

2

3

4

5

6

А

1

3

1

1

2

2

Б

3

2

3

2

1

3

В

2

1

2

3

3

1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект психопрофилактического занятия "Что такое конфликт?"»







«Что такое конфликт? Причины его возникновения»




Подготовила и провела

педагог-психолог Чернякова М.Ю.






2014-2015уч.г

Цель: Сформировать представление о природе конфликтов

Инструменты: Бумага, фломастеры, планшеты для бумаги, стикеры, белые листы для снежинки, маленькая корзинка

Организационный момент

Приветствие. Сведения о себе.

«Я - …, я люблю…»

Участникам предлагается рассказать о себе и своих увлечениях.

Основная часть

1. «Что такое конфликт»

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий по очереди достаёт листочки и зачитывает написанное, закрепляя листочки на доске. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Если конфликт – это еда, то какая?

А если транспорт, то какой?

Конфликт – животное это…

Растение, похожее на конфликт - …

Если конфликт можно раскрасить, то в какой цвет?

У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.

2. Определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.

Итог: - итак, что приводит к конфликту? (неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. )



3. « Пословицы о дружбе» продолжите фразу и подумайте, согласны ли вы с утверждением: если «да» - встаньте у карточки со словом «ДА», если «нет» - соответственно у карточки со словом «НЕТ». Если затрудняетесь с ответом – у карточки со знаком «?!», но использовать эту карточку можно не более 2-х раз!:

-Не имей 100 рублей, а…
-Старый друг лучше…
-Нет друга – ищи, а…
-Друг познаётся…

-Тот друг тебе, кто беду с тобой разделит, а не тот, … (кто только празднует с тобой)

- Дружба дружбой, а табачок… (врозь)

Какая из пословиц не является утверждением об истинной дружбе?


4. Конфликтная ситуация, а тем более с другом, всегда вызывает неблагоприятные эмоции, плохое настроение... и это, к сожалению, может привести к другим конфликтам. Давайте вспомним утверждение «Если хочешь разрешить проблему – измени своё отношение к ней». Итак…

«Смена акцентов»

Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и начисто перепишите предложение.

Прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)

Вопрос: Что изменилось?


«А или Б»

Разбейтесь на пары, займите места, сидя напротив друг друга, и решите, кто будет А, а кто Б в каждой паре.

Придумайте одно длинное слово или словосочетание из двух слов. Теперь А на счёт три начинают быстро и громко повторять свои придуманные слова… А теперь тоже самое проделывает группа Б… Прошу вас ответить на вопросы:

-легко было понять, что говорят ваши товарищи?

-какие чувства вызвало у вас это многоголосье?

5. Анализ ситуаций.

Повседневная ситуация для всех:

в) Вам продали бракованный товар. Брак вы заметили дома. Как вы поступите?

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в одной и той же ситуации, наша реакция может быть разной.

6. Упражнение “Ответ с улыбкой”.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Разыграем ситуацию, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация : В автобусе ты нечаянно наступил (а) на ногу рядом стоящему человеку. Твои действия?

7. Упражнение “Снежинки”. Его алгоритм:

  1. Молча возьмите листок.

  2. Сложите его пополам.

  3. Оторвите правый верхний угол.

  4. Сложите ещё раз пополам.

  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

  6. Ещё раз сложите пополам.

  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).

А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.

8. Сочините синквейн на тему «Конфликт»:

1 строка – определяющее слово КОНФЛИКТ

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – высказывание (фраза из четырёх слов)

5 строка – синоним определяющего слова.

9. Подведение итогов занятия, рефлексия:

Сегодня мы говорили о том, что сопровождает нас всю нашу жизнь, с момента рождения и до глубокой старости – мы говорили о конфликте. А то, какие изменения внесёт он в нашу жизнь, как он может на неё повлиять зависит только от нас. И об этом мы сегодня тоже немного поговорили. Если вас заинтересовала данная тема и вы хотите научиться правильно разрешать возникшие спорные ситуации, я приглашаю вас на дальнейшие занятия и буду очень рада вас видеть!

Если для вас данная тема актуальна и сегодня вы узнали много нового, вы поднимите по команде «три-четыре» - большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три - четыре»



ВОЗМОЖНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ:

Тест “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

 

1

2

3

4

5

6

А

1

3

1

1

2

2

Б

3

2

3

2

1

3

В

2

1

2

3

3

1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект психопрофилактического занятия "Что такое конфликт?"

Автор: Чернякова Марина Юрьевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315868

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства