Тема: «Конфликты в школьной жизни» 6 а класс
Цель: Научить ребят предотвращать и разрешать конфликты.
Задачи:
1. Формировать представление о понятии «Конфликт»
2. Выяснить причины возникновения конфликтов
3. Познакомить со способами предотвращения конфликтных ситуаций.
4.Способствовать общению, через организацию совместной деятельности.
Форма групповое занятие
Методы приёмы: упражнения, тесты, моделирования ситуаций.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Здравствуйте ребята!
Встаньте прямо, подтянитесь.
Сейчас сядут те, у кого голубые глаза.
Теперь те, у кого тёмные волосы.
-Почему вы сели не одновременно? ( Да, потому, что вы все разные )
-Сегодня для работы нам понадобится: белый лист бумаги, карандаш, лист самооценки
-Поднимите руки у кого всё это есть?
2. Введение в тему.
-Для того, чтобы определить тему занятия, послушайте стихотворение
Кто сказал, что мы
подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть
кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
Кто сказал, что это драка?
Правда, он мне руку стиснул,
Правда, я чуть-чуть заплакал,
Правда, он немного взвизгнул.
И расстались мы, поссорясь.
И так сердце громко билось.
Но сначала мы боролись–
Драка после получилась.
-Что произошло в стихотворении с ребятами? Что они делали?
(подрались, щипались, кусались, ссорились)
- Как можно назвать одним словом?
-Что произошло между ними? Между ними произошёл (Конфликт)
-Поднимите руку, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
-Тема нашего занятия «Конфликты в школьной жизни»
(вывешивается на доску)
Давайте все вместе повторим тему занятия.
-Как вы думаете, чему мы будем учиться?
-Сегодня на занятии мы будем учиться предотвращать и разрешать конфликты
Вы узнаете:
1. Что такое «Конфликт»
2.Какие бывают причины возникновения конфликтов.
3.Познакомитесь со способами предотвращения конфликтов.
Критерии.
Свою работу вы будите оценивать по листам самооценки, которые находятся у вас на столах
( Если справились с заданием ставите себе бал. Нет прочерк. В конце занятия мы подведём итог.
Набрали 4 балла - молодец, отлично работал
3 балла -хорошо работал
1-2 балла -надо постараться
Работать мы будем в парах и в группах.
-Ребята скажите, зачем нужно учиться предотвращать конфликты?
Умение обходить конфликты служит залогом крепкой дружбы.
-Поднимите руку те, кто ни разу не попадал в конфликтные ситуации?
(просмотр картинок, где дети ссорятся) (слайд 1)
Посмотрите на слайд и скажите, что происходит с ребятами?
(дерутся, ссорятся, не поделили мяч, дразнят девочку, одним словом конфликтуют)
- А что такое конфликт?
Задание №1 Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выбрать
правильный ответ «Что такое конфликт» (слайд на экране)
1.Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.
2.Конфликт – это сотрудничество, избегание, приспособление. (компромисс)
3.Конфликт-это случай, происшествие, недоразумение. (инцидент)
(индивидуальное задание Олегу и Виталию)
Выбрать слова, которые относятся к конфликту
– Ссора, драка, размолвка,, понимание, дружба, страх, ненависть, смех, агрессия, нападение.
И так, давайте проверим. Что такое конфликт?, Какой вариант вы выбрали?
1,2,3, Ребята зачитывают. -Почему вы так думаете?
(взаимопроверка, поменяйтесь карточками, а теперь давайте посмотрим, какое верное определение конфликта даётся в словаре Ожегова)
-Зачитывается правильный ответ.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, серьёзное разногласие, спор.
Лист самооценки
Если вы ответили правильно ставите себе бал. Если неправильно прочерк.
-Олег, Виталий, вам было задание выбрать слова, относящиеся к конфликту.
Зачитайте их.
-Могут ли ребята поставить себе бал? (да)
- А можно ли жить без конфликтов? (Ответы детей)
Нет, но мы должны научиться находить выход из конфликтной ситуации.
-Почему возникают конфликты?
Чтобы понять природу конфликтов. Я хочу предложить вам упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам;
- Оторвите правый верхний уголок;
- Опять сложите лист пополам;
- Снова оторвите правый верхний уголок;
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свои снежинки. Посмотрите у всех они одинаковые? (нет).
А почему? Как вы думаете? (нет одинаковых людей, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая)
Вот так и в жизни. Все вы по – разному, реагируют и по - разному ведёте себя в конфликтных ситуациях.
Задание № 2
Сейчас ребята мы поработаем в группах. Как нужно работать в группах? Один читает, вместе обсуждают.
Я предлагаю вам проблемные ситуации обсудив которые вы попробуете определить причину конфликта. (анализ ситуаций)
Задание 1 группа
Проблемные ситуации.
- Вова, я сломал твою ручку тихо и робко сказал Максим, что ты наделал? И вообще ты мне не друг – закричал Вова и убежал. А Максим даже не успел сказать, что взамен сломанной, он купил новую и хотел отдать другу. (Проанализируйте и определите по какой причине возникла конфликтная ситуация. Ответ: неумение слушать)
Задание 2 группа.
- На соревнованиях мальчики проигравшей команды, стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему здесь возник конфликт? (Ответ: невоспитанность)
Задание для 3 группы индивидуальное ( Олег, Виталий)
Выбрать слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов.
( уступать друг другу, уважать друг друга, сочувствовать, договариваться, драться, ссорится, спорить, кричать друг на друга. (проверка ответов)
Оценка. Оцените себя за это задание
Лист самооценки
Задание | Название задания | Баллы |
№ 1 | «Понятие конфликт» |
|
№ 2 | «Причина конфликта» |
|
№ 3 | «Мягкое противостояние» |
|
№ 4 | «Конструктивное предложение» |
|
Если набрали 4 балла-молодец, отлично работал.
3 балла- хорошо работал
1-2 балла- надо постараться
№ 2 Причины возникновения конфликта. (слайд)
-Так из-за чего возникают конфликты?
Причины конфликтов:
• несовпадение целей и желаний;
• неуважение к другим людям;
• неумение общаться;
• борьба за авторитет;
• незнания правил и норм поведения.
Физминутка
(Предлагаю выйти и выполнить упражнения)
Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги.
А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать?
(Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
Задание № 3
Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
1. Мягкое противостояние- это решительное возражение высказанное в мягкой форме.
Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
- не хочется ссориться
-не обижайся
-может быть ты со мной согласишься
2. Конструктивное предложение- это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех.
-мне кажется несправедливым
-я понимаю -давай договоримся
Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Задание №3 Разбор ситуаций. Работа в группах. Учиться избегать конфликтов.
Группа №1.
Оказать
МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это.
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
Группа №2 Та же самая проблемная ситуация.
Оказать
КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, я понимаю, что портфель очень тяжёлый, но давай будем это делать по очереди.
Группа№ 3.
Подчеркните качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем».
Лист самооценки. Оцените себя за это задание.
Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке.
Наше занятие подходит к концу.
- Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Какая тема занятия? Что мы сегодня узнали?
- Так что же такое конфликт?
- Назовите причины возникновения конфликтов?
- С какими двумя способами мы познакомились?
- Какое задание для тебя было сложным?
- Где понадобятся знания этой темы?
(В жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье, на улице )
На следующем занятии мы продолжим знакомство со способами предотвращения конфликтов.
Итог.
Посмотрите на свои листы самооценки. Посчитайте балы.
Сколько у тебя баллов?
-Как ты сегодня работала? (у меня 4 балла я работала отлично)
Мне сегодня понравилось как работали: Арина, Кристина и т.д.
Спасибо вам за работу.
Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни, как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное – чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да)