Задачи: знакомство воспитанников с общим представлением о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения, формулировать и отстаивать свою точку зрения; формирование адекватного поведения в различных ситуациях.
Вводная часть
Упражнение "Приветствие"
Ребята приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» - называется любая буква алфавита и каждый называет пожелание на эту букву детям и психологу.
2. Основная часть
Информационное сообщение с элементами беседы "Конфликты в современном обществе"
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии как конфликт. У каждого в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (высказывания детей)
Каждый по своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни - в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? (высказывания детей).
Ребята в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития отношений.
Басня И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука"
Я хочу вам прочитать басню И.А Крылова, а вы внимательно слушайте
Басня «Лебедь, рак и щука».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак и щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (ответы ребят).
Этот вид конфликта называют межличностным, т.е он возник между отдельными личностями в данной басне - лебедем, раком и щукой. Как, по-вашему, можно ли было разрешить этот спор или нет? (высказывания детей).
Информационное сообщение "Стили разрешения конфликтов"
Психолог К. Томас выделяет 5 основных стилей разрешения конфликта:
Конкуренция - человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
Избегание - когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегая его.
Приспособление - человек действует совместно с партнером по общению и не отстаивает свою точку зрения, свои интересы.
Сотрудничество - человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает интересы партнера.
Компромисс - партнеры по общению сходятся на "золотой середине", т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.
Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне "Лебедь, рак и щука"? (ответы ребят)
Басня "Змея"
А сейчас послушайте басню "Змея".
Басня «Змея».
Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
« А то уж- говорит,- мне жизнь моя постыла.
Куда не покажусь я,
То все меня дичатся,
Кто послабей,
А кто сильней меня,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я больше не снесу;
А если соловьем запела я в лесу,
То возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье,
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, змея на нем засела,
Прекрасным соловьем змея моя запела,
И стая было птиц отовсюду к ней подсела,
Но, воззрятся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Ужли вам голос мой противен? »-
В досаде говорит змея.
«Нет,- отвечал скворец- он звучен, дивен,
Поешь, конечно ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало,
Нам страшно вместе быть с тобой.
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады-
Да только ты от нас подале пой».
Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать такой конфликт? (ответы ребят).
В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, т.е. идет борьба внутри самой личности.
Проигрывание конфликтных ситуаций
Для хорошего усвоения темы давайте проиграем следующие ситуации: нужно разделиться на 2 группы. Одна группа читает предложенную им ситуацию и показывает (проигрывает) способ ее разрешения. А другая группа должна угадать, к какому виду относится конфликт, и какой способ разрешения показала команда.
Примеры конфликтных ситуаций.
Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результат можно будет узнать только через неделю.
Вы с другом нашли щенка и каждый хочет взять его себе.
В магазине вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома.
Когда вы пришли менять, вам отказали.
Ребята, все молодцы. С какими конфликтами мы познакомились на сегодняшнем занятии? (ответы ребят).
Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.
3. Заключительная часть
Рефлексия занятия:
Что нового вы узнали о конфликтах ?
К каким способам разрешения конфликта вы чаще прибегаете?
Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
Упражнение "Я сегодня…"
Каждый из ребят продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Конфликт"»
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних "Гармония"
Психолог: Громова
Светлана Владимировна
Занятие с элементами тренинга "Конфликт"
Цель: развитие коммуникативной сферы.
Задачи: знакомство воспитанников с общим представлением о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения, формулировать и отстаивать свою точку зрения; формирование адекватного поведения в различных ситуациях.
Вводная часть
Упражнение "Приветствие"
Ребята приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» - называется любая буква алфавита и каждый называет пожелание на эту букву детям и психологу.
2. Основная часть
Информационное сообщение с элементами беседы "Конфликты в современном обществе"
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии как конфликт. У каждого в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (высказывания детей)
Каждый по своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни - в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? (высказывания детей).
Ребята в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития отношений.
Басня И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука"
Я хочу вам прочитать басню И.А Крылова, а вы внимательно слушайте
Басня «Лебедь, рак и щука».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак и щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (ответы ребят).
Этот вид конфликта называют межличностным, т.е он возник между отдельными личностями в данной басне - лебедем, раком и щукой. Как, по-вашему, можно ли было разрешить этот спор или нет? (высказывания детей).
Информационное сообщение "Стили разрешения конфликтов"
Психолог К. Томас выделяет 5 основных стилей разрешения конфликта:
Конкуренция - человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
Избегание - когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегая его.
Приспособление - человек действует совместно с партнером по общению и не отстаивает свою точку зрения, свои интересы.
Сотрудничество - человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает интересы партнера.
Компромисс - партнеры по общению сходятся на "золотой середине", т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.
Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне "Лебедь, рак и щука"? (ответы ребят)
Басня "Змея"
А сейчас послушайте басню "Змея".
Басня «Змея».
Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
« А то уж- говорит,- мне жизнь моя постыла.
Куда не покажусь я,
То все меня дичатся,
Кто послабей,
А кто сильней меня,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я больше не снесу;
А если соловьем запела я в лесу,
То возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и , может быть, почтенье,
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, змея на нем засела,
Прекрасным соловьем змея моя запела,
И стая было птиц отовсюду к ней подсела,
Но, воззрятся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Ужли вам голос мой противен? »-
В досаде говорит змея.
«Нет,- отвечал скворец- он звучен, дивен,
Поешь, конечно ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало,
Нам страшно вместе быть с тобой.
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады-
Да только ты от нас подале пой».
Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать такой конфликт? (ответы ребят).
В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, т.е. идет борьба внутри самой личности.
Проигрывание конфликтных ситуаций
Для хорошего усвоения темы давайте проиграем следующие ситуации: нужно разделиться на 2 группы. Одна группа читает предложенную им ситуацию и показывает (проигрывает) способ ее разрешения. А другая группа должна угадать, к какому виду относится конфликт, и какой способ разрешения показала команда.
Примеры конфликтных ситуаций.
Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результат можно будет узнать только через неделю.
Вы с другом нашли щенка и каждый хочет взять его себе.
В магазине вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома.
Когда вы пришли менять, вам отказали.
Ребята, все молодцы. С какими конфликтами мы познакомились на сегодняшнем занятии? (ответы ребят).
Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.
3. Заключительная часть
Рефлексия занятия:
Что нового вы узнали о конфликтах ?
К каким способам разрешения конфликта вы чаще прибегаете?
Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
Упражнение "Я сегодня…"
Каждый из ребят продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.