kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт"

Нажмите, чтобы узнать подробности


 

Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт"

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Оборудование:     презентация «Конфликты в нашей жизни»;

     инструментальная музыка;

     карточки с описанием конфликтных ситуаций;

     эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;

     квадратики черного, красного, зеленого цвета;

     Памятки.

 Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в

семье, при общении со сверстниками, помочь участникам научиться понимать позицию другого. Выявить особенности  поведения человека в конфликте и способы его

разрешения.Дать определение понятия конфликт.

           Учить анализировать собственное поведение в конфликтной ситуации

Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в конфликте, которого нельзя избежать. Генри Тейлор

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт"»




Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт"

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Оборудование:

 

     презентация «Конфликты в нашей жизни»;

     инструментальная музыка;

     карточки с описанием конфликтных ситуаций;

     эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;

     квадратики черного, красного, зеленого цвета;

     Памятки.

 Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в

семье, при общении со сверстниками, помочь участникам научиться понимать позицию другого. Выявить особенности поведения человека в конфликте и способы его

разрешения.Дать определение понятия конфликт.

Учить анализировать собственное поведение в конфликтной ситуации

Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в конфликте, которого нельзя избежать. Генри Тейлор

Ход занятия

Психолог. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет интересное занятие, но прежде чем мы его начнем ознакомимся с правилами работы:

СЛАЙД 1



Для того, что-бы определить тему нашего занятия предлагаю просмотреть мультфильм.(определения темы )



Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора.

Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы.

СЛАЙД-цитата

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, происходит разрыв между намерениями и возможностями. Упражнение Определение».

- Прошу вас определить свое место знаком в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

Положительно (+) не знаю() отрицательно(-)

Психолог. СЛАЙД С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?

  1. Чтение притчи «Коробочка».  

 Слайд

       Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

      Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

     Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.


Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент»: сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.

  • Сгибаем еще раз пополам.

  • Отрываем верхний правый угол.

  • Отрываем нижний правый угол

- Что получилось?

Психолог. Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Беседа.    -Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.        

      Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…

Слайд-Причины конфликт

  1. Различия и расхождения

  2. Потребности

  3. Восприятие

  4. Власть

  5. Ценности и принципы

Упражнение «Плюсы и минусы Древо-конфликта».вешают листики

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда) )

Слайд Подвести итог. Н. В. Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.

Конструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Конфликты бывают разные.

Слайд

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

Слайд



СЛАЙД-МУЗЫКА- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев.

Почему люди кричат (Философская притча).

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное, потому, - ответил один из учеников, - что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.






Упражнение «Тройка»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С. 
Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации. 
А – слепой, но слышит и говорит
В – глухой, но может видеть и двигаться 
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться
Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?
2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
3. Какие чувства испытывали?
4. Способы выхода из конфликтной ситуации.



Упражнение «бабочка» В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость..Когда конфликт в самом разгаре первое , что мы видим -это свои интересы , свою сторону. В поисках нового пути хочется всегда доказать свою правоту и поставить точку , провести жирную черту. В этом состоянии всегда присутствует буря, волна эмоций. И когда ситуация выходит из под контроля нами начинают управлять наши эмоции, хорошие(как ми думаем )когда ми смотрим сверху вниз, плохие когда все не так как мы хотим .А когда буря наших эмоций утихнет, проанализировав происходящее хочется начать все с чистого листа, забить старое, проигнорировать ситуацию Все что мы сделали раньше несет отпечаток прошлого, старого, поэтому за произнесенные слова и поступки мы должны нести ответственность . А для того, чтобы не делать черных пятен в нашей жизни надо научится правильно, (бесконфликтно )подходить к сложным ситуациям. Только тогда человек сможет быть счастлив и замечать окружающую красоту.

Психолог: скажите чего вам не хватало в решении проигранной ситуации (Знаний)



Слайд Психолог. Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

- конкуренция – ориентация на себя и активностью. . Этот способ предполагает борьбу между оппонентами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику ни при каких обстоятельствах. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга.

Такой способ можно применять человеку, который имеет возможность заставить соперника принять свою точку зрения (например, начальник или человек, который физически сильнее своего оппонента). Также этот способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя
- избегание - пассивность
Уход. В этом случае человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет никаких аргументов для спора, нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия.

Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации. В некоторых случаях приспособление является самым разумным решением.


- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
Каждый из участников спора идет на определенные уступки, тем самым достигается более или менее приемлемое разрешение спорного вопроса. Такой способ подходит, когда нужно хотя бы частично получить желаемое, не хочется обострять отношения с оппонентом или же устраивают условия компромисса.


- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого
. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон.

Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все они готовы работать над результатом, а также когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов.





- Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп.



Упражнение «Реши конфликт»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.


  1. На перемене одноклассник с мороженом пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт


5.. Твой младший брат изрисовал ручкой твои лекции и конспекты


Вешают листы с ответами (Яблоки)

Приемы общения помогают в разрешении конфликтов.
Упражнение «Другими словами»

  • Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать., «Вы безответственный человек.. » на конструктивные

  • Например: «Вы должны принести мне тетрадь»

  • - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».

  • 1 Он должен заботиться обо мне.

  • 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку.

  • 3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.

  • 4.Ты должна была предвидеть возможные трудности

  • 5.Меня заставили.

  • 6.Он- упрямый осел.

  • 7.Он меня унизил.

  • 8.Прекрати меня злить!

  • 9. Ты должна мне дать программу, книгу…

  • 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.

  • 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.

  • 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.

  • 4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.

  • 5. Я не сумела отказаться.

  • 6. Я не смог его убедить.

  • 7. Мне было неприятно.

  • 8.Я начинаю злиться.

  • 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу

  • ВЫВОД

  • Упражнение « Контакт».


  • Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт.

    Рефлексия своих ощущений и чувств.




  • В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

  • Итог. Какие выводы можно сделать после проведения семинара:
    1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.
    2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
    3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта

  •  

  • - У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

  • Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  • Положительно (+) не знаю() отрицательно(-)

  •  

  • Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

  •  

  • -Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

  •  

  •                                     Людей неинтересных в мире нет.

  •                                    Их судьбы – как истории планет.

  •                                    У каждой все особое, свое,

  •                                   И нет планет, похожих на нее…

  •                                                                              (Е.Евтушенко)

  • Слайд №7

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

  •  

  • Слайд №8

  1. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

  •  

  • Слайд №9

  1. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

  •  

  • Слайд №10

  1. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  • ПАМЯТКА

  • Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  • 1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

  • 2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

  • 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

  • 4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

  • 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

  • 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

  • 7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

  • 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

  • 9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

  • 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

  •  

  • -Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.

  •  

  • Приложение №1

  •  

  • Тест «Конфликтный ли вы человек?»

  •  

  •      Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.

  •  

  1. 1.Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

  •  

  • Обработка результатов теста:

    • Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

    • Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

    • Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

    • Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

    • Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

  •  

  • Интерпретация:

  • «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

  •  

  • «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

  •  

  • «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

  •  

  • «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

  •  

  • «Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт"

Автор: Янко Оксана Александровна

Дата: 17.11.2016

Номер свидетельства: 359935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства