Цели учебного курса - подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Твоя профессиональная карьера»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Северная средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______Медведева Т.В.
Протокол № __ от
«____»июня 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора _______ Павлюченко Е.Н.
«30»июня 2014г.
«Утверждено»
Директор школы
_________Добрыденко Т.Г.
Приказ № ___
от «30» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Твоя профессиональная карьера»
9 класс
2014 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена:
- на основе авторской программы С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов Москва «Просвещение» 2009.
- на основе учебного плана МОУ «Северная СОШ №2».
Цели учебного курса
подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи учебного курса
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Изменения, внесенные в авторскую программу, и их обоснование
Данная программа элективного «Твоя профессиональная карьера» модифицирована на основе типовой программы С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов Москва «Просвещение» 2009.
Так как данный элективный курс рассчитан на изучение только в 9-х классах, то часть разделов взяты из типовой программы за 8 класс, потому что эти темы актуальны и значимы для образовательных потребностей наших старшеклассников.
Авторская программа количество часов
Рабочая программа количество часов
Обоснования и изменения
Раздел №1.Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
14 ч
14ч
Были копированы из программы для 8-х классов
Раздел №2 Психические особенности личности
6ч
6ч
Были копированы из программы для 8-х классов
Раздел №3 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
9ч
9ч
Были копированы из программы для 9-х классов
Раздел №4 Человек на рынке труда
5 ч
5ч
Были копированы из программы для 9-х классов
34ч
Названия учебно-методического комплекта
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.
Количество учебных часов, на которые рассчитана Рабочая программа34 (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
Лекция, метод беседы, метод наблюдения, сопоставления, организация выступлений учащихся, коммуникативные упражнения. На уроках технологии «Твоя профессиональная карьера» используются:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (профилактика травматизма при использовании колющих и режущих инструментов, офтальмо гимнастика, динамические паузы, пальчиковая гимнастика).
Реализуя тем самым право учащегося на самовыражение. На уроках технологии используются проблемный и исследовательский методы обучения, моделирование. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация. Семинары, описание профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов, встреча с представителями отдельных профессий.
Учащиеся взаимодействуют между собой в процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска решения.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Раздел 3. Календарно - тематический план.
№
урока
Тема урока
Дата
По плану
Фактически
Примечания
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. 14 часов.
1.1
Инструктаж по Т.Б.Вводное занятие. Знакомство с дневником выбора профессии.
1.2
Внутренний мир человека и возможности его познания.
Практическая работа. Ответы на вопросы: Какие три специальности относятся к одной профессии.
1.8
Содержание и характер труда. Практическая работа. Мои возможности, проблемы, и затруднения в выборе профессии.
1.9
Социально-психологический портрет
современного профессионала.
1.10
Социально-психологический портрет
современного профессионала.
1.11
Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности
1.12
Практическая работа. Конкурс
« Угадай профессию».
1.13
Здоровье и выбор профессии. Практическая работа. «Анкета здоровья» и нормативные документы по охране труда.
1.14
Путь к самопознанию. Образ « Я» и профессии.
2. Психические особенности личности 6 часов.
2.1
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
2.2
Темперамент в профессиональном становлении личности. Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
2.3
Ведущие отношения личности и типы профессий.
2.4
Эмоциональные состояния личности.
2.5
Рубежное тестирование. Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
2.6
Волевые качества личности. Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
3. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 9 часов.
3.1
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
3.2
Способности к запоминанию
3.3
Способность быть внимательным.
3.4
Способность оперировать пространственными представлениями.
3.5
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
3.6
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
3.7
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.
3.8
Индивидуальные стили кодирования информации.
3.9
Индивидуальные стили переработки информации.
4. Человек на рынке труда 5 часов.
4.1
Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
4.2
Пути получения профессии.
4.3
Практическая работа. Письменная работа « Мой путь в профессию».
4.4
Моя профессиональная карьера.
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
4.5
Оценка способности школьников к выбору профессии.
Раздел 4. Содержание учебного курса.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.-14 ч.
1. Вводное занятие —1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Технология. Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2.Внутренний мир человека и возможности его познания — 2 ч.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3.Многообразие мира профессий — 1ч. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
4.Представление о себе и проблема выбора профессии 1 ч. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).
5.«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») 2 ч.
5.1«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
5.2 Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
6. Содержание и характер труда. Пр.раб. Мои возможности, проблемы, и затруднения в выборе профессии.-1ч
7.Социально-психологический портрет современного профессионала 2 ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
8.Анализ профессий — 2 ч.
7.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1ч)„ Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
7.2 Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
9.Здоровье и выбор профессии —1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
10 . Тестирование по теме: « Путь к самопознанию. Образ « Я» и профессии-1ч
Психические особенности личности.-6 ч
11.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
12.Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
13.Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч. Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности». Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
14.Эмоциональные состояния личности — 2 ч.
14.1 Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения». Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
14.2 Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
15.Волевые качества личности — 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
Интеллектуальные способности и успешность
профессионального труда — 9 ч.
16.1 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — (1ч.) Общее представление о способностях.
16.2Способность к запоминанию (1 ч).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
16.3.Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. Диагностические процедуры: Методика «Сложение фигур». Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
16.5. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.-1ч
Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлое и будущие состояния предмета».-1ч
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие. Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
16.7. Индивидуальные стили кодирования информации (1ч).
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
16.8. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
Человек на рынке труда.-5ч
17.Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 1 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование.. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
18. Пути получения профессии —1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.
19. Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».-1ч
20. Моя профессиональная карьера — 1ч.
20.1 Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
20.2 Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
21. Оценкаспособности школьников к выбору профессии — 1 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
Раздел 5. Формы и средства контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входное тестирование, рубежное тестирование, итоговое тестирование и практические работы в безоценочной системе.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов.
Контрольное тестирование:
Вид контроля
В году
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Входное тестирование
1
1
-
-
-
Рубежное тестирование
1
-
-
1
-
Итоговое тестирование
1
-
-
1
ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
Готов ли ты к выбору профессии? Чтобы проверить, насколько старшеклассники готовы сделать первые шаги в выборе профессии, им предлагается тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение: А. Знаешь ли ты: 1.Как называются профессии твоих родителей? 2. Какие учебные заведения они заканчивали? 3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием? 5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом? 6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе? 7.Читаешь ли ты книги о профессиях? 8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях? 9.Помогаешь ли ты родителям в их работе? 10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий? 11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию? 12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию? 13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»? 14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии? 15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет? 16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности? 17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор? 18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии? 19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда? 21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы? 22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности? 23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда? 24.Работал ли ты когда-либо в свободное время? 25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора? 26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами? 27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет? 28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе? 29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства? 30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
Старшеклассники подсчитывают все ответы «да». К этой сумме они прибавляют по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов.Старшеклассник - молодец! Он задался целью и уверенно к ней идет. Выбирая профессию ему будет гораздо легче, чем другим. Он практически готов сделать этот серьезный шаг. 11-20 баллов.Старшеклассник активно занимается самообразованием - заботится о своем будущем. Но этого явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, он упустил кое-что необходимое для этого. У него еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное. На группу этих старшеклассников рекомендуется обратить внимание при будущей профориентационной работе.
РУБЕЖНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
Какие профессии относятся к типу «Человек – человек»
А) актер;
Б) пчеловод;
В) врач;
Г) дизайнер
Какие профессии относятся к типу « Человек - знак»
А) тракторист;
Б) программист;
В) егерь;
Г) слесарь
Какие профессии относятся к типу «Человек – художественный образ»
А) водитель;
Б) музыкант;
В) кассир;
Г) полевод
Какие профессии относятся к типу «Человек - природа»
а) каменщик;
б) маляр;
в) агроном;
г) учитель
Какие профессии относятся к типу «Человек- техника»
А) токарь;
Б) художник;
В) овощевод;
Г) дизайнер
К какому типу относится профессия маляр
А) «человек - техника»
Б) «человек - знак»
В) «человек – художественный образ»
Г) «человек - природа»
К какому типу относится профессия программист
А) «человек - природа»
Б) «человек - техника»
В) «человек - человек»
Г) «человек - знак»
Итоговое тестирование.
Любите ли вы? Нравится ли вам? 1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят». 2. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги». 3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники. 4. Читать технические журналы «Юный техник», «Техника — молодежи». 5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков. 6. Читать о жизни растений и животных. 7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины. 8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. 9. Читать книги об исторических личностях и событиях. 10. Читать произведения классиков мировой литературы. 11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку. 12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого). 13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели. 14. Читать книги о войнах и сражениях. 15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. 16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков. 17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков. 18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов. 19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники. 20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций. 21. Изучать ботанику, зоологию, биологию. 22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма. 23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых. 24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом. 25. Читать литературно-критические статьи. 26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки. 27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение. 28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение. 29. Знакомиться с военной техникой. 30. Ходить на матчи и спортивные состязания. 31. Проводить опыты по физике. 32. Решать математические задачи. 33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры. 34. Читать технические чертежи и схемы. 35. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными. 37. Изучать причины возникновения разных болезней. 38. Собирать коллекцию минералов. 39. Изучать историю возникновения народов и государств. 40. Изучать иностранные языки. 41. Декламировать, петь, выступать на сцене. 42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки. 43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т. п. 44. Принимать участие в военизированных походах. 45. Играть в спортивные игры. 46. Заниматься в физическом кружке. 47. Заниматься в математическом кружке. 48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети. 49. Собирать и ремонтировать различные механизмы. 50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии). 51. Заниматься в биологическом кружке. 52. Знакомиться с работой медсестры и врача. 53. Составлять геологические и географические карты. 54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях. 55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник. 56. Заниматься в драматическом кружке. 57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения. 58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т. п.). 59. Участвовать в военных играх и походах. 60. Принимать участие в спортивных соревнованиях. 61. Участвовать в физических олимпиадах. 62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах. 63. Собирать и ремонтировать радиоприборы. 64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции. 65. Участвовать в химических олимпиадах. 66. Участвовать в биологических олимпиадах. 67. Ухаживать за больными. 68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности. 69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке. 70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке. 71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву. 72. Выполнять работу отрядного вожатого. 73. Заботиться об экономии семейного бюджета. 74. Быть организатором (командиром) в играх и походах. 75. Заниматься в спортивной секции. 76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике. 77. Организовывать математические конкурсы. 78. Заниматься в радиокружке. 79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать. 80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас». 81. Проводить опытническую работу по биологии. 82. Заниматься в кружке санитаров. 83. Участвовать в географических или геологических экспедициях. 84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать. 85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники. 86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности. 87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды, штабы зон пионерского (комсомольского) влияния. 88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать фотоснимки. 89. Изучать военное дело. 90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
И Н С Т Р У К Ц И Я. Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится — один плюс; равнодушны, не знаете — нуль; если не нравится — один минус. Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов): I — физика, II — математика, III — электрорадиотехника, IV — техника, V — химия, VI — биология и сельское хозяйство, VII — медицина, VIII — география и геология, IX — история, X — физиология, журналистика, XI — искусство, XII — педагогика, XIII — труд в сфере обслуживания, XIV — военное дело, XV —спорт. Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1—2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3—4-х колонках — у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5—6-х колонках — вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.