kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская педагогическая разработка "Твоя профессиональная карьера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отдел образования и молодежной политики

администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №3»

«Твоя профессиональная карьера»

Авторская педагогическая разработка

(комбинаторная)

                              Автор:    Откида Галина Викторовна педагог-психолог

                                      МБОУ СОШ № 3

Пояснительная записка

Атуальность.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.  О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия факультатива ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции,  умениям и навыкам работы в сотрудничестве.

Новизна.

Концепция модернизации общего образования предполагает создание портфолио, один из разделов которого посвящен профессиональному самопознанию. Предполагается, что по окончании занятий курса «Твоя профессиональная карьера» этот раздел учащимися будет заполнен на основе познания своих качеств, профессиональных предпочтений, способностей они смогут сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Авторская разработка составлена на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по профессиональной ориентации» А. П. Чернявской.

Методологические положения.

Основные идеи авторской разработки базируются на теории Франкла Парсона о трех факторах профессионального самоопределения:

1. индивидуальных способностях, особенностях, возможностях, умениях и интересах человека;

2. особенностях профессии, требованиях, предъявляемых к человеку;

3. правильном соотнесении первых двух факторов.

И на теории индивидуального стиля деятельности российского психолога Е. А. Климова.

Есть два способа выбрать профессию:

1 – методом проб и ошибок. На это может уйти большая часть жизни.

2 – изучить свои способности, склонности, особенности мышления, внимания, памяти, свойства нервной системы. Затем ознакомиться с миром профессий и соотнести требования профессии к человеку со своими особенностями. Это осмысленный выбор и точный.

         На наших занятиях мы предлагаем выбрать профессию вторым способом. Содержание занятий предполагает побудить девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущее.

Считаю набор методик, используемый в рамках программы, оптимальным для задач отбора в профильные классы благодаря экономичности, информированности, надежности.

Цель авторской разработки:

Повышение уровня профессиональной зрелости, позволяющего сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

  1. Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  2. Выявление  интересов, склонностей, способностей школьников, ориентированных на выбор профиля обучения в старшей школе
  3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические  особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
  4. Совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения;
  5. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

 Структура авторской разработки.

Авторская разработка включает 2 раздела:

1.  Мир профессий - 3 часа;

2.  Профессиональное самопознание - 13 часов. 2 часа отводится на деловую игру «Ярмарка вакансий»

Авторская разработка рассчитана на 17 часов, с частотой встреч 1 раз в неделю, с продолжительностью занятий 1 час.

На занятиях для девятиклассника создается особое  информационное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов («я хочу…», «я могу…», «мне нравится…» - необходимо вызвать такие чувства у ученика).

     По  завершению цикла занятий учащиеся заполняют «Лист профессионального самопознания», который вкладывается в портфолио учащегося и служит доказательством правильного, неслучайного  выбора профиля обучения в 10 классе.                               

Требования к знаниям и умениям школьника:

 Учащиеся должны знать: свои способности, интересы, склонности, основные правила и ошибки при выборе профессии, требования к составлению портфолио

Учащиеся должны уметь: выбрать профиль дальнейшего обучения в соответствии  с собственными возможностями, интересами и склонностями; самопрезентовать себя, составлять резюме.                                                    Диагностическое сопровождение   к мониторингу эффективности

реализации  программы авторской педагогической разработки  «Твоя профессиональная карьера"

Приложение 1.   Анкета «40000 профессий»

Приложение 2.Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)

Приложение 3  Анкета для учащихся 9 классов

Содержание образования

Раздел 1. Мир профессий (3 часа)

Тема 1. Мир Профессий. Что я знаю о мире профессий (1 час) Многообразие мира профессий. Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Труд и развитие личности. Профессионализм. Профессионалы. Социально-профессиональная мобильность.

Тема 2. Ошибки в выборе профессии (1 час)

Профессиональное будущее. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Упражнение «Профессия на букву», «Самая-самая», «Профессия - специальность».

Тема 3. Учебные заведения города (1 час)

Пути получения профессионального образования.Знакомство со «Справочником учебных заведений» города и области.

Презентация учебных заведений.

Раздел 2. « Профессиональное самопознание (14 часов)

Тема 1. Личный профессиональный план (1 час)

Профессиональные намерения и профессиональный план. Составление профессионального плана. Упражнение «Профессия - требуемые качества», «Профессия-учебное заведение». «Профессия- мед. противопоказания»

Тема 2. Склонности и интересы в выборе профессии.(2 часа)

Склонности. Интересы. Их роль в выборе профессии. Сходство и различие склонностей и интересов. Методика «Карта интересов», «ДДО», «Опросник профессиональных склонностей».

Тема 3. Мои возможности (1 час)

Самосознание. Способности. Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Интеллектуальные способности. Коммуникативные способности (Методика «КОС»)

Тема 4. Свойства нервной системы. Темперамент. (1 час)

Нервная система и выбор профессии. Темперамент. Определение типа темперамента (Тест Айзенка).

Тема 5. Особенности мышления (2 часа).

Мышление. Виды мышления. «Тест интеллектуального потенциала». «Школьный тест умственного развития». Рекомендации «Как развивать свое мышление».

Тема 6. Память и внимание.(1 час)

Память. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Как выявить

особенности своей памяти (Методика «10 слов»). Как тренировать память. Упражнение «Муха». Как развивать внимание.

Тема 7. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции (1 час)

Эмоциональные проявления человека. Разрушительная сила негативных эмоций. Тест эмоций. Что такое стресс. Как управлять своими эмоциями. Приемы саморегуляции. Релаксация.

Тема 8. Способности и проф. пригодность (1 час)

Проф. пригодность. Профессионально-важные качества. Профессиональная карьера и здоровье. Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Ограничение проф.пригодности. Риск и популярные профессии. Мини - сочинение «Мои возможности, проблемы и затруднения для достижения профессиональной карьеры».

Тема 9. Личный профессиональный план (1 час)

Изменение взглядов, дополнение планов рекомендациями по результатам тестов - работа с личными профессиональными планами.

Тема 10. Навыки самопрезентации.(1 час)

Самопрезентация. Резюме. Как правильно составлять резюме. Упражнение «Резюме». Как провести интервью. Правила поведения на собеседовании. Ролевая игра «Интервью».

Тема 11. Заключительное занятие. Моя профессия. (2 часа)

Выступление учащихся по защите рефератов или творческих работ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«авторская педагогическая разработка "Твоя профессиональная карьера"»

Отдел образования и молодежной политики

администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №3»













«Твоя профессиональная карьера»


Авторская педагогическая разработка

Адаптационная, комбинаторная, радикальная





Автор: Откидач

Галина Викторовна

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 3














г. Усолье – Сибирское


2013 год




Пояснительная записка


Атуальность.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия факультатива ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции, умениям и навыкам работы в сотрудничестве.

Новизна.

Концепция модернизации общего образования предполагает создание портфолио, один из разделов которого посвящен профессиональному самопознанию. Предполагается, что по окончании занятий курса «Твоя профессиональная карьера» этот раздел учащимися будет заполнен на основе познания своих качеств, профессиональных предпочтений, способностей они смогут сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Авторская разработка составлена на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по профессиональной ориентации» А. П. Чернявской.

Методологические положения.

Основные идеи авторской разработки базируются на теории Франкла Парсона о трех факторах профессионального самоопределения:

1. индивидуальных способностях, особенностях, возможностях, умениях и интересах человека;

2. особенностях профессии, требованиях, предъявляемых к человеку;

3. правильном соотнесении первых двух факторов.

И на теории индивидуального стиля деятельности российского психолога Е. А. Климова.

Есть два способа выбрать профессию:

1 – методом проб и ошибок. На это может уйти большая часть жизни.

2 – изучить свои способности, склонности, особенности мышления, внимания, памяти, свойства нервной системы. Затем ознакомиться с миром профессий и соотнести требования профессии к человеку со своими особенностями. Это осмысленный выбор и точный.

На наших занятиях мы предлагаем выбрать профессию вторым способом. Содержание занятий предполагает побудить девятиклассников к активному


На наших занятиях мы предлагаем выбрать профессию вторым способом. Содержание занятий предполагает побудить девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущее.

Считаю набор методик, используемый в рамках программы, оптимальным для задач отбора в профильные классы благодаря экономичности, информированности, надежности.

Цель авторской разработки:

Повышение уровня профессиональной зрелости , позволяющего сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

  1. Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

  2. Выявление интересов, склонностей, способностей школьников, ориентированных на выбор профиля обучения в старшей школе

  3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

  4. Совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения;

  5. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

Структура авторской разработки.

Авторская разработка включает 2 раздела:

1. Мир профессий - 3 часа;

2. Профессиональное самопознание - 13 часов. 2 часа отводится на деловую игру «Ярмарка вакансий»

Авторская разработка рассчитана на 17 часов, с частотой встреч 1 раз в неделю, с продолжительностью занятий 1 час.

На занятиях для девятиклассника создается особое информационное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов («я хочу…», «я могу…», «мне нравится…» - необходимо вызвать такие чувства у ученика).

По завершению цикла занятий учащиеся заполняют «Лист профессионального самопознания», который вкладывается в портфолио учащегося и служит доказательством правильного, неслучайного выбора профиля обучения в 10 классе.

Требования к знаниям и умениям школьника:

Учащиеся должны знать: свои способности, интересы, склонности, основные правила и ошибки при выборе профессии, требования к составлению портфолио

Учащиеся должны уметь: выбрать профиль дальнейшего обучения в соответствии с собственными возможностями, интересами и склонностями; самопрезентовать себя, составлять резюме.


Учебно – тематическое планирование (17 часов)


Название раздела, темы

Кол. час

Форма проведения

Образовательный продукт


Раздел 1. Мир профессий

3

1

Мир профессий. Что я знаю о мире профессий

1

Лекция

Конспект

2

Ошибки в выборе профессии

1

Дискуссия

Конспект

3

Учебные заведения города

1

Презентация

Сочинение-очерк


Раздел 2. Профессиональное самопознание

14

1

Личный профессиональный план

1

Практикум

Дневник «Моя профессия»

2

Склонности и интересы в выборе профессии

2

Практич. работа

Результаты тестирования: «Карта интересов», «ДДО», «Опросник профессиональных склонностей».

3

Мои возможности

1

Практич. работа

Результаты тестирования пометодике «КОС»

4

Свойства нервной системы. Темперамент

1

Практич. работа

Рекомендации по «Тесту Айзенка»

5

Особенности мышления

2

Тестирование

Рекомендации

6

Память и внимание

1

Тренинг

Рекомендации

7

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

Тренинг

Рекомендации

8

Способности и проф. пригодность

1

Практич. работа

Рекомендации

9

Личный профессиональный план. Наблюдения

1

«Круглый стол»

Конспект

10

Навыки самопрезентации

1

Тренинг


11

«Ярмарка вакансий»

2

Деловая игра

Проекты «Портфолио» учащихся.


Всего часов:

17







Диагностическое сопровождение

к мониторингу эффективности

реализации программы авторской педагогической разработки

«Твоя профессиональная карьера»

педагога-психолога МОУ СОШ №3

Откидач Г.В.


Приложение 1. Анкета «40000 профессий»


Приложение 2. Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)


Приложение 3. Анкета для девятиклассников на выявление профессионального самоопределения и отношения к занятиям по курсу «Твоя профессиональная карьера» (проводится по завершению программы)


Приложение 1.


Анкета «40000 профессий»


  1. Кем хочешь стать?

1- знаю точно

2- есть разные варианты

3- не знаю

  1. Одобряют ли родители твой выбор?

1- одобряют

2- не одобряют

3- безразлично

  1. Помогает ли школа в выборе профессии?

1- да

2- нет

3- трудно сказать

  1. Что важнее по твоему мнению

1- интересная работа

2- высокая зарплата

3- трудно сказать

  1. Определи сферу свое профессиональной деятельности

-человек-человек

-человек-техника

-человек-знак

- человек-природа

- человек - худож.образ

  1. Согласен ли ты жить, не работая?

1- да

2- нет

3- трудно сказать

7. Хочешь получить высшее образование?

1- да

2- нет

3- не знаю



Приложение 2.


Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)



Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своём будущем. Если ты уже выбрал профессию, у тебя есть возможность проверить свой выбор.

Прочитай эти вопросы и выбери не больше двух вариантов ответа. Рядом с каждым ответом стоит его «цена». Подсчитай количество своих баллов.


1. Выбрал (а) ли ты свою профессию?

А) да (+2)

Б) нет (-2)


2. Почему именно эту профессию?

А) не будет проблем с трудоустройством (+2)

Б) высокая зарплата (-2)

В) престижно (-2)

Г) мне это интересно (+2)


3. Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий (-2)

Б) плохо знаю свои возможности (-2)

В) не могу выбрать из нескольких вариантов (0)

Г) не знаю, как выбирать профессию (-2)


4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условия труда (+2)

Б) профессионально важные качества (+2)

В) где можно получить эту профессию (+2)

Г) спрос на эту профессию (+2)

Д) ничего (-2)


Если у тебя получилось 8-10 баллов, ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.

От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя -вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.

От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, в настоящий момент это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.

Меньше -2 баллов - без комментариев.







Приложение 3


Анкета для учащихся 9 классов

(проводится по завершению программы)

  1. Выбрал ли ты профиль обучения? Если «да», то какой?

  2. Назови предметы, необходимые тебе для углубленного изучения по этому профилю

  3. Какой профессии хочешь обучаться после школы?

  4. Твои планы после 11 класса (куда поступать: название учеб.заведения, факультет)

  5. Полезны ли для тебя были занятия курса «Твоя профессиональная карьера»

  6. Твои предложения, пожелания педагогу-психологу, ведущему занятия.
























Содержание образования


Раздел 1. Мир профессий (3 часа)


Тема 1. Мир Профессий. Что я знаю о мире профессий (1 час) Многообразие мира профессий. Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Труд и развитие личности. Профессионализм. Профессионалы. Социально-профессиональная мобильность.

Тема 2. Ошибки в выборе профессии (1 час)

Профессиональное будущее. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Упражнение «Профессия на букву», «Самая-самая», «Профессия - специальность».

Тема 3. Учебные заведения города (1 час)

Пути получения профессионального образования.Знакомство со «Справочником учебных заведений» города и области.

Презентация учебных заведений.


Раздел 2. « Профессиональное самопознание (14 часов)


Тема 1. Личный профессиональный план (1 час)

Профессиональные намерения и профессиональный план. Составление профессионального плана. Упражнение «Профессия - требуемые качества», «Профессия-учебное заведение». «Профессия- мед. противопоказания»

Тема 2. Склонности и интересы в выборе профессии.(2 часа)

Склонности. Интересы. Их роль в выборе профессии. Сходство и различие склонностей и интересов. Методика «Карта интересов», «ДДО», «Опросник профессиональных склонностей».

Тема 3. Мои возможности (1 час)

Самосознание. Способности. Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Интеллектуальные способности. Коммуникативные способности (Методика «КОС»)

Тема 4. Свойства нервной системы. Темперамент. (1 час)

Нервная система и выбор профессии. Темперамент. Определение типа темперамента (Тест Айзенка).

Тема 5. Особенности мышления (2 часа).

Мышление. Виды мышления. «Тест интеллектуального потенциала». «Школьный тест умственного развития». Рекомендации «Как развивать свое мышление».

Тема 6. Память и внимание.(1 час)

Память. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Как выявить

особенности своей памяти (Методика «10 слов»). Как тренировать память. Упражнение «Муха». Как развивать внимание.

Тема 7 . Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции (1 час)

Эмоциональные проявления человека. Разрушительная сила негативных эмоций. Тест эмоций. Что такое стресс. Как управлять своими эмоциями. Приемы саморегуляции. Релаксация.

Тема 8. Способности и проф. пригодность (1 час)

Проф. пригодность. Профессионально-важные качества. Профессиональная карьера и здоровье. Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Ограничение проф.пригодности. Риск и популярные профессии. Мини - сочинение «Мои возможности, проблемы и затруднения для достижения профессиональной карьеры».

Тема 9. Личный профессиональный план (1 час)

Изменение взглядов, дополнение планов рекомендациями по результатам тестов - работа с личными профессиональными планами.

Тема 10. Навыки самопрезентации.(1 час)

Самопрезентация. Резюме. Как правильно составлять резюме. Упражнение «Резюме». Как провести интервью. Правила поведения на собеседовании. Ролевая игра «Интервью».

Тема 11. Заключительное занятие. Моя профессия. (2 часа)

Выступление учащихся по защите рефератов или творческих работ





























Список литературы для учителя:


  1. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», 1996

  2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000

  3. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003

  4. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. Владос - пресс, 2001

  5. Твоя профессиональная карьера.8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М .: Просвещение, 1997

Список литературы для обучающихся:

  1. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2000

  2. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2002

  3. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. - М. Просвещение, 2003

  4. Энциклопедия для подростков (сост. Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина). -Д. : Сталкер, 1999



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
авторская педагогическая разработка "Твоя профессиональная карьера"

Автор: Откидач Галина Викторовна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства