Отдел образования и молодежной политики
администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №3»
«Твоя профессиональная карьера»
Авторская педагогическая разработка
(комбинаторная)
Автор: Откида Галина Викторовна педагог-психолог
МБОУ СОШ № 3
Пояснительная записка
Атуальность.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия факультатива ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции, умениям и навыкам работы в сотрудничестве.
Новизна.
Концепция модернизации общего образования предполагает создание портфолио, один из разделов которого посвящен профессиональному самопознанию. Предполагается, что по окончании занятий курса «Твоя профессиональная карьера» этот раздел учащимися будет заполнен на основе познания своих качеств, профессиональных предпочтений, способностей они смогут сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Авторская разработка составлена на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по профессиональной ориентации» А. П. Чернявской.
Методологические положения.
Основные идеи авторской разработки базируются на теории Франкла Парсона о трех факторах профессионального самоопределения:
1. индивидуальных способностях, особенностях, возможностях, умениях и интересах человека;
2. особенностях профессии, требованиях, предъявляемых к человеку;
3. правильном соотнесении первых двух факторов.
И на теории индивидуального стиля деятельности российского психолога Е. А. Климова.
Есть два способа выбрать профессию:
1 – методом проб и ошибок. На это может уйти большая часть жизни.
2 – изучить свои способности, склонности, особенности мышления, внимания, памяти, свойства нервной системы. Затем ознакомиться с миром профессий и соотнести требования профессии к человеку со своими особенностями. Это осмысленный выбор и точный.
На наших занятиях мы предлагаем выбрать профессию вторым способом. Содержание занятий предполагает побудить девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущее.
Считаю набор методик, используемый в рамках программы, оптимальным для задач отбора в профильные классы благодаря экономичности, информированности, надежности.
Цель авторской разработки:
Повышение уровня профессиональной зрелости, позволяющего сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи:
- Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- Выявление интересов, склонностей, способностей школьников, ориентированных на выбор профиля обучения в старшей школе
- Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- Совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения;
- Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Структура авторской разработки.
Авторская разработка включает 2 раздела:
1. Мир профессий - 3 часа;
2. Профессиональное самопознание - 13 часов. 2 часа отводится на деловую игру «Ярмарка вакансий»
Авторская разработка рассчитана на 17 часов, с частотой встреч 1 раз в неделю, с продолжительностью занятий 1 час.
На занятиях для девятиклассника создается особое информационное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов («я хочу…», «я могу…», «мне нравится…» - необходимо вызвать такие чувства у ученика).
По завершению цикла занятий учащиеся заполняют «Лист профессионального самопознания», который вкладывается в портфолио учащегося и служит доказательством правильного, неслучайного выбора профиля обучения в 10 классе.
Требования к знаниям и умениям школьника:
Учащиеся должны знать: свои способности, интересы, склонности, основные правила и ошибки при выборе профессии, требования к составлению портфолио
Учащиеся должны уметь: выбрать профиль дальнейшего обучения в соответствии с собственными возможностями, интересами и склонностями; самопрезентовать себя, составлять резюме. Диагностическое сопровождение к мониторингу эффективности
реализации программы авторской педагогической разработки «Твоя профессиональная карьера"
Приложение 1. Анкета «40000 профессий»
Приложение 2.Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)
Приложение 3 Анкета для учащихся 9 классов
Содержание образования
Раздел 1. Мир профессий (3 часа)
Тема 1. Мир Профессий. Что я знаю о мире профессий (1 час) Многообразие мира профессий. Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Труд и развитие личности. Профессионализм. Профессионалы. Социально-профессиональная мобильность.
Тема 2. Ошибки в выборе профессии (1 час)
Профессиональное будущее. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Упражнение «Профессия на букву», «Самая-самая», «Профессия - специальность».
Тема 3. Учебные заведения города (1 час)
Пути получения профессионального образования.Знакомство со «Справочником учебных заведений» города и области.
Презентация учебных заведений.
Раздел 2. « Профессиональное самопознание (14 часов)
Тема 1. Личный профессиональный план (1 час)
Профессиональные намерения и профессиональный план. Составление профессионального плана. Упражнение «Профессия - требуемые качества», «Профессия-учебное заведение». «Профессия- мед. противопоказания»
Тема 2. Склонности и интересы в выборе профессии.(2 часа)
Склонности. Интересы. Их роль в выборе профессии. Сходство и различие склонностей и интересов. Методика «Карта интересов», «ДДО», «Опросник профессиональных склонностей».
Тема 3. Мои возможности (1 час)
Самосознание. Способности. Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Интеллектуальные способности. Коммуникативные способности (Методика «КОС»)
Тема 4. Свойства нервной системы. Темперамент. (1 час)
Нервная система и выбор профессии. Темперамент. Определение типа темперамента (Тест Айзенка).
Тема 5. Особенности мышления (2 часа).
Мышление. Виды мышления. «Тест интеллектуального потенциала». «Школьный тест умственного развития». Рекомендации «Как развивать свое мышление».
Тема 6. Память и внимание.(1 час)
Память. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Как выявить
особенности своей памяти (Методика «10 слов»). Как тренировать память. Упражнение «Муха». Как развивать внимание.
Тема 7. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции (1 час)
Эмоциональные проявления человека. Разрушительная сила негативных эмоций. Тест эмоций. Что такое стресс. Как управлять своими эмоциями. Приемы саморегуляции. Релаксация.
Тема 8. Способности и проф. пригодность (1 час)
Проф. пригодность. Профессионально-важные качества. Профессиональная карьера и здоровье. Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Ограничение проф.пригодности. Риск и популярные профессии. Мини - сочинение «Мои возможности, проблемы и затруднения для достижения профессиональной карьеры».
Тема 9. Личный профессиональный план (1 час)
Изменение взглядов, дополнение планов рекомендациями по результатам тестов - работа с личными профессиональными планами.
Тема 10. Навыки самопрезентации.(1 час)
Самопрезентация. Резюме. Как правильно составлять резюме. Упражнение «Резюме». Как провести интервью. Правила поведения на собеседовании. Ролевая игра «Интервью».
Тема 11. Заключительное занятие. Моя профессия. (2 часа)
Выступление учащихся по защите рефератов или творческих работ